Руденко Екатерина Владимировна
Проект по формированию знаний о семье у детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию знаний о семье у детей старшего дошкольного возраста "Моя семья"
Семья играет важную роль в жизни каждого человека. Любому из нас очень важно чувствовать себя членом своей семьи, знать её историю, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Публикация «Проект по формированию знаний о семье у детей старшего дошкольного возраста „Моя семья“» размещена в разделах
В воспитании ребенка роль семьи особенно велика : семья занимает центральное место, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного будущего человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того, какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
В связи с этим, проблема формирования знаний о своей семье у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых.
Большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «Моя семья». Данный проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Цель проекта : сформировать у детей старшего дошкольного возраста знаний о семье, помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить детям чувство привязанности к семье и дому, приобщить родителей к работе с детьми по данному направлению.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей понятие «семья»,
2. Расширять представление детей о семье, семейных и родственных отношениях; о семейных традициях и праздниках. Повысить уровень знаний детей о семье.
3. Закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
4. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким, родителям и предкам.
5. Развивать партнерские отношения с семьёй.
6. Развивать интерес к своей родословной.
7. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
8. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемые результаты:
- Владеть понятием «семья»;
- Знать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни родителей, бабушек и дедушек, о профессиях родителей;
- Узнать свои права и обязанности;
- Уметь составлять творческий рассказ о семье;
- Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Тип проекта : долгосрочный, практико-ориентированный.
Срок реализации: с декабря 2021 г. по март 2022 г.
Участники: дети старшей группы, их родители, педагоги, сотрудники библиотеки.
Методы и формы реализации проекта.
Методы:
наглядно-действенный, словесно-образный, игровой, практический.
Формы работы :
- беседы;
- образовательная деятельность;
- дидактические игры;
- сюжетно- ролевые игры;
- подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций и картин;
- продуктивная деятельность;
- прослушивание музыкальных произведений;
- презентации;
- работа с родителями;
- заучивание стихотворений.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный (декабрь 2021 г.)
II. Основной (январь2022 г. -март 2022 г.)
III. Заключительный (март 2022г.)
План мероприятий по реализации проекта "Моя семья"
Этап Месяц Мероприятия
I. Подготовительный - Декабрь
1. Составление перспективного плана проведения ОД.
2. Подбор методического материала по теме.
3. Совершенствование развивающей среды.
4. Разработка картотеки дидактических и подвижных игр по теме.
5. Работа с родителями: анкетирование "Как Вы проводите выходные?"
Консультация для родителей:
«Незабываемый выходной с мамой и папой»
II. Основной -
Январь:1. Создание группового фотоальбома "Я и моя семья"
2. Консультация для родителей «Семья глазами ребенка»
3. Встреча с работниками библиотеки. Презентация на тему " Рекомендации для родителей: Чтение в семейном кругу"
Февраль:1. Создание эмблемы «Герб Моей семьи» с участием детей и родителей.
2. Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие ребенка»
3. Создание макета на тему «Родословное дерево» совместно с родителями
4. Конкурс "А ну-ка, мальчики" с участием детей и родителей (мальчики и папы)
Март: 1. Круглый стол для родителей: "Играем с ребёнком дома"
2. Утренник"Праздник наших бабушек и мам"
3. Конкурс "А ну-ка, девочки" с участием детей и родителей (девочки и мамы)
III.Заключительный (продукт проектной деятельности)
Март: 1. Изготовить фотостенд из фотографий о всех мероприятиях по формированию знаний о семье
2. Коллективная аппликация: Панно «Моё генеалогическое древо»
3. Презентация проекта
Результаты проекта :
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
- дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Дети узнали больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции, получили представление о родословной как истории семьи.
В итоге, разработанный комплекс мероприятий показал, что формирование знаний о семье у детей старшего дошкольного возраста происходит в различных формах, приемлемых и для детей, и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности всех сторон. Совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей, в первую очередь, способствует наиболее эффективному формированию знаний о семье у детей и укреплению внутрисемейных связей.