Ольга Прудникова
Проект по формированию культуры здорового питания «Еда — мой друг или мой враг?»
Тема проекта: «Еда – друг или враг?».
Автор проекта: Шахматова Елизавета.
Руководитель проекта: воспитатель Прудникова О. В.
1.1. Актуальность создания проекта.
Одной из основных задач дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Здоровый ребенок – это здоровая нация, а состояние здоровья ребенка зависит далеко не от уровня здравоохранения, а от той среды и условий, в которых растет ребенок и от образа жизни, который формируется у ребенка с помощью его социального окружения.
Публикация «Проект по формированию культуры здорового питания „Еда — мой друг или мой враг?“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. В этом возрасте дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи, в наше время, время рекламы чипсов, «кириешек», «чупа-чупсов», газированных напитков и т. д. У детей формируется искаженные взгляды на питание. Родители зачастую также не способствуют формированию взглядов на правильное питание. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются от овощных блюд, рыбы, кисломолочной продукции, запеканок, некоторых фруктов. Только правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Именно в дошкольном возрасте мы должны заложить у детей понятия «правильное питание», «здоровое питание», «полезное питание», «гигиена питания», «личная гигиена», чтоб оградить наших детей от вредных продуктов и сформировать у них правильное отношение к ним. В их формировании важнейшую роль играет семья.
наших детей от вредных продуктов и сформировать у них правильное отношение к ним.
1.2. Социально- значимая проблема: одной из главных составляющих здоровья и нормального развития ребёнка является здоровое рациональное питание. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. В детском саду дети получают диетическое сбалансированное питание. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей дошкольного возраста. Питание – это привычка. Ребёнок привыкает к той еде, которую получает дома изо дня в день ещё до поступления в детский сад. А также привыкает к организации самого процесса еды. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что родители зачастую также не способствуют формированию взглядов на правильное питание, детский рацион однообразный, а иногда и вредный. Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на обогащение познавательно-эстетической компетентности дошкольников, что поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
1.3. Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основных поведенческих навыков, направленных на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья, обусловленных нездоровым питанием.
Задачи проекта:
- Познакомить с полезными продуктами и витаминами и их наличие в пище
- Формировать интерес к соблюдению правил рационального здорового питания.
- Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Обобщить и систематизировать полученные знания о здоровом питании.
1.4. Целевая аудитория: дети старших и подготовительных групп и их родители, воспитатели.
1.5. Вид проекта: комбинированный (исследовательский, ознакомительно-ориентировочный).
1.6. Практическая значимость: проводимая работа поможет детям осознать принципы здорового питания, познакомив их с информацией о продуктах, которые могут быть полезны или вредны для организма.
2.1. Стратегия осуществления проектной деятельности: трудность, с которой часто сталкиваются воспитатели детских садов, заключается в том, что дети не всегда осознают, что некоторые продукты питания могут быть вредными для их здоровья. На первый взгляд, эти продукты могут выглядеть привлекательно, но на самом деле они могут быть опасны для здоровья.
Для того чтобы помочь детям понять, почему некоторые продукты питания могут быть вредными, воспитатели могут использовать различные методы. Например, они могут показывать детям презентации, проводить беседы, изучать специальную литературу и даже проводить эксперименты.
2.2. Период реализации: октябрь-ноябрь 2024.
Организационный этап (28-31 октября):
Содержание деятельности:
1. Планирование работы (28.10).
2. Сбор информации (29.10).
3. Опрос детей о значимой проблеме (30.10).
4. Подготовка дидактического материала. (31.10)
Результат:
1. Формулирование общей проблемы, которую необходимо решить в ходе проекта.
2. Подборка материала, относящегося к решению, значимой проблемы (беседа с близкими взрослыми, поиск в интернет-ресурсах).
3. Выяснение уровня знания детей о правильном питании и их вкусовых предпочтениях
4. Подборка материала для дидактической игры круги Луллия «Вредно – полезно» и для тематического альбома «Правильно питайся- здоровья набирайся!»
Ответственный: Прудникова О. В., Шахматова О. В., Шахматова Елизавета
Основной этап.
Содержание деятельности:
1. Проведение экспериментов с продуктами (кока-кола, чипсы) (1-3 ноября).
2. Создание презентации по теме проекта: «Еда – друг или враг?» (4-7 ноября).
3. Изготовление дидактической игры- круги Луллия «Полезное и вредное» (8-10 ноября).
4. Сбор иллюстраций и игр, для формирования культуры здорового питания, в единый альбом.
Результат:
1. Получение реальных представлений о негативных свойствах, изучаемых продуктов и негативном воздействии на организм.
2. Транслирование реальных представлений о негативных свойствах, изучаемых продуктов и негативном воздействии на организм на целевую аудиторию.
3. Использование дидактической игры, в совместной деятельности с детьми группы, для научения выбирать полезные продукты, из многообразия полезных и вредных продуктов.
4. Изготовление альбома «Правильно питайся – здоровья набирайся!»
Ответственный: Прудникова О. В., Шахматова О. В., Шахматова Елизавета.
Заключительный этап.
Содержание деятельности:
1. Презентация альбома «Правильно питайся – здоровья набирайся!» (14.10)
2. Показ презентации по теме проекта: «Еда – друг или враг?» (15.10).
Результат:
1. Систематизация и демонстрация, полученных знаний, по теме «Еда – мой друг или мой враг?»
2. Утверждение цели проекта и реализация, поставленных задач.
3. Способствование сплоченности коллектива, через совместную деятельность
Ответственный: Прудникова О. В., Шахматова Елизавета.
2.3. Результаты проекта:
1. У детей сформированы навыки построения и оценки рациона здорового питания.
2. Сформированы представления о правилах рационального здорового питания.
3. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
4. Дети научились делать выводы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи
5. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
6. Возникло желание творить и исследовать вместе с взрослыми.
7. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
8. Повышен уровень знаний родителей в вопросах формирования культуры здорового питания детей.
3.1. Оценка эффективности реализации проекта.
Показатели и критерии успешности выполнения проекта.
В процессе выполнения проекта мы обнаружили, что такие активности, как игры и творческая деятельность, создают у детей общие воспоминания, эмоции и переживания, а также способствуют развитию социальных навыков.
Заинтересованность детей в проведение проекта:
1. Использование дидактических, подвижных игр в самостоятельной деятельности.
2. Удовлетворенность родителей в проводимых мероприятиях:
3. Активное участие родителей.
4. Наличие положительных откликов.
5. Желание участвовать в новых проектах.
3.2. Оценка рисков.
1. Невысокая активность родителей в участии проекта.
2. Несоблюдение плана – графика проведения мероприятий в виду высокого заболевания детей.
3.3. Дальнейшее развитие проекта
В процессе нашей деятельности у нас сформировалась концепция долгосрочного проекта «Здоровый образ жизни – это наш девиз!», который будет включать в себя такие аспекты, как «Спорт», «Витамины» и другие, связанные со здоровьем.
Предложения по возможному распространению проекта:
Этот проект можно применять в любой группе детского сада, в рамках кружковой деятельности, для детей, посещающих группы кратковременного пребывания, а также в продлённых группах начальной школы.
Мы искренне верим, что эта работа поможет детям понять, как важно правильно питаться и употреблять натуральные продукты. Также мы надеемся, что она расширит знания детей и их родителей о пользе витаминов и их влиянии на организм. Кроме того, мы хотим воспитать у детей осознанное отношение к здоровому питанию и выполнению соответствующих правил.
ра. [/b]
1. Антонов Ю. Е. Истоки социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» //Медработник дошкольного образовательного учреждения №1 /2009
2. Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
4. Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва 2007г.
5. Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М. : Издательство «Скрипторий» 2003», 2007.
6. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века /под ред. Ю. Е. Антонова и др. М., 2003
7. Монтиньяк М. А. Секреты здорового питания детей / М. : Оникс, 2006.
8. Пузакова Б. «Что мы едим», «Эксмо» 2013 г.
9. Фолькер Г. С. Энциклопедия правильного и здорового питания / М. :Зебра Е, 2008.
10. Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.