Лаптева Любовь Егоровна
«Все умеют малыши». Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Вид проекта: групповой
Тип проекта:
По составу участников: дети 1 младшей группы, родители, воспитатели
Возраст детей: 2 -3 года
Продолжительность проекта: январь – май 2025 года. (долгосрочный)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Детям необходимо объяснить и показать, как засучить рукава, как намочить и намылить руки, как правильно вытираться полотенцем (своим). Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Проблема: Отсутствие у многих детей культурно гигиенических навыков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
• формирование культурно-гигиенических навыков детей 2- 3 лет средствами игровых технологий.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
С ДЕТЬМИ:
• Систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
• Формировать правила поведения за столом.
• Формировать у детей навыки мытья рук.
• Закрепить представления о правилах личной гигиены,
• Формировать у детей навыки приема пищи.
• Формировать у детей навыки одевания и раздевания.
• Развивать речь, игровые умения, мелкую моторику рук.
• Воспитывать у детей самостоятельность при самообслуживании, потребность выполнять гигиенические процедуры.
• Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
•
С РОДИТЕЛЯМИ:
• Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков детей;
• Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей К. Г. Н. ,
• создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе;
• повышать коммуникабельность между родителями.
• привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук;
• правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки;
• вытираются после умывания, вешают полотенце на место;
• повторяют вместе с воспитателем короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы;
• становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
• создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- ООД.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы.
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Досуговая деятельность
ПРОДУКТ ПРОЕКТА
• Итоговое занятие «Как мы научились мыть руки»,
• проведения вечера-развлечения «В гостях у Мойдодыра»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
• Определение цели и задач проекта.
• Составление плана реализации проекта. Обсуждение плана проекта.
• Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата.
• Планирование всех этапов проекта.
• Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.
• Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений
2- ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Январь
• Ситуативная беседа "Как вести себя за столом" Цель: Формирование столового этикета.
• Д/И. "Подбери предметы личной гигиены" Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.
• Д/У. "Моем чисто руки и лицо" Цель: Закрепить последовательность умывания.
• Чтение К. Чуковский " Мойдодыр"
• С/р. игра " В гости кукла к нам пришла" Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре
Февраль
• И/ситуация "Купание куклы" Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
• Д/у. "Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол" Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность)
• Разучивание потешки " Водичка - водичка"
• Игры-ситуации: «Накормим куклу», «Медвежонок умывается», «Почему у куклы грязное полотенце»
• Рассматривание картины " Мама купает Катю" Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей
Март
• НОД «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети»
• И/У. " Накормим куклу Катю". Цель: Закрепить назначение посуды, последовательность действий. Приучать к аккуратности.
• Рассматривание сюжетной картины " За обедом"
• Ситуативная беседа " Как правильно вести себя за столом" - ОБЖ Беседа с детьми " Кто опрятен тот приятен". Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
• Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово"
• Развлечение " Приключение мыльного пузыря". Цель: Доставить радость детям
Апрель
• Чтение художественной литературы: «Кукла», «Умывашка» Э. Габунщина, «Мойдодыр» К. Чуковского, заучивание потешек
• Беседа с детьми " Как вести себя за столом"
• Практические упражнения «Моем руки», «Послушная ложка», «В гостях у Мойдодыра», «Чистые ладошки».
• Чтение сказки " Три медведя". Цель :Закрепить название посуды и правила поведения за столом.
• И/У. " Делаем причёску" Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.
Май
• Чтение стихотворения К. Чуковского " Мойдодыр"
• Рассматривание и обсуждение семейных фотографий. Цель: Создание комфортных условий при формировании К. Г. Н.
• Разукрашивание капельки. Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены. Учить раскрашивать рисунки не вылезая за контур
• Д/И. " Назови действие" Цель: Определять действия по показу.
• Развлечение " В гостях у Мойдодыра". Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Январь
• Консультация в ходе родительского собрания «Культурно-гигиенические навыки ребёнка 3-х лет».
• Памятка «Что умеет ребёнок 3-х лет»
• Буклет: «Как ухаживать за молочными зубами»
Февраль :
• Консультация «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»
• Памятка «Правила этикета для малышей»
• Род собрание «Формирование культурно гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет»
• Оформление фото стенда " Будем чистыми и опрятными"
Март:
• Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в привитии культурно-гигиенических навыков»
• Буклет "Как правильно одевать ребёнка на прогулку"
• Оформление папки-передвижки для родителей «Личная гигиена».
• Открытое мероприятие для родителей «Мы красивые, чистые, аккуратные! (занятие с элементами театрализованной деятельности).
Апрель :
• Консультация «Я сам».
• Памятка «Профилактика кишечной инфекции»
• Привлечение родителей к оформлению стенгазеты «Детский сад день за днём».
Май:
• Консультация «Что почитать детям о гигиене».
• Памятка «Гигиена на прогулке»
• Организация вечера-развлечения «В гостях у Мойдодыра»
• Презентация проекта «Все умеют малыши».
3-ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Анализ проведенной работы.
Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей после реализации проекта.
• Презентация проекта «Все умеют малыши»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
5. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56
6. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2011.
8. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997
9. Информация взятая из Интернета.