виктория рябикова
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей средней группы «Наш друг — Мойдодыр»
Актуальность: Известно, что самые прочные привычки, как полезные так и вредные,
формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей средней группы „Наш друг — Мойдодыр“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- «Мойдодыр», Чуковский К.И.
- Темочки
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания и здоровьесбережения дошкольников.
Гигиеническая культура столь же важна для человека как умение ходить, говорить, видеть, понимать и т. д. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты и здоровья. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Наблюдения за детьми в течение месяца, привели нас к выводу, что навыки самообслуживания и гигиенической культуры развиты недостаточно и необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Работа в рамках проекта позволяет организовать педагогический процесс с использованием разнообразных форм, привлекательных для детей. Формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывает фундамент гигиенической культуры. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь и воспитывают привычку к здоровому образу жизни.
Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
Формировать привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома
Образовательная область: Оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Вид проекта: информационный практико-ориентированный
Срок реализации: 20.01.-20.02
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Линия развития: прививать гигиенические навыки
Особенности проекта: Ведущая область – познавательное развитие. Интеграция
областей: речевое развитие, социально-коммуникативное
развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие. Использование оборудования (ИКТ).
Методы проекта:
Занятия.
Оснащение предметно-пространственной среды;
Беседы, чтение литературы
Консультации для родителей, объяснения, словесные инструкции;
Выставка совместных с родителями творческих работ;
Формы организации проекта:
- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, развитие речи, природный и социальный мир);
- развивающие и дидактические игры;
- трудовая деятельность детей;
- досуги.
Этапы работы над проектом:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА.
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
1-я неделя.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т. д.).
2-я – 3-я недели.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Проводятся итоги работы, выставка поделок руками родителей «Наш друг Мойдодыр», подготавливается презентация.
4-я неделя.
Участие родителей в реализации проекта.
Беседа с родителями.
Консультация для родителей ««Как привить детям культурно – гигиенические навыки», «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности» «12 мифов о ротовой гигиене детей и взрослых»
Изготовление поделок из подручного материала родителей совместно с детьми «Наш- друг Мойдодыр»
План реализации проекта.
№
п/п Мероприятия Цели Сроки реализации
1 этап – подготовительный.
1. Беседа с родителями на тему: «Правила личной гигиены»
Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта:
• приобретение необходимого материала для изготовления поделок родителей совместно с детьми «Наш друг Мойдодыр» 1-я неделя.
2. Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Просвещение родителей по данной теме. 1-я неделя.
3. Подбор демонстрационного материала, художественной литературы. Создать условия для реализации проекта «Наш друг Мойдодыр»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности. 1-я неделя.
4. Предложить детям совместно с родителями сделать поделку «Мойдодыр» Цель взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей 1-я неделя.
2 этап – основной.
5. Чтение художественной литературы: К Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» Чтение А. Барто «Девочка- чумазая» ; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о предметах личной гигиены. Углублять и расширять знания о личной гигиене. 2-3 недели.
6. Рассматривание иллюстраций о правилах личной гигиены Вызвать желание быть опрятным аккуратным углублять и расширять знания о личной гигиене 2-3 недели.
7. Развивающая среда альбом с предметами личной гигиены.
Беседы «Опрятность. Уход за одеждой»
С/р игры «Салон красоты» «Предметы личной гигиены»
д/и «Какие продукты позволяют сохранить зубы здоровыми»
Учить детей правильно пользоваться предметами личной гигиены, создать благоприятные условия для игр.
Помочь осознать роль употребляемых продуктов питания в сохранении здоровых зубов. Воспитывать ответственное отношение. к уходу за зубами 2-3 недели.
8. Опытно – экспериментальная деятельность «Вода и мыло» «Вода бесцветная» «Тёплая и холодная вода». Уточнить представления о воде; познакомить детей с некоторыми свойствами воды. уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры (холодная и горячая) -в любой воде мыло мылиться; вода и мыло смывают грязь; 2-3 недели.
9. Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Играют в игру «Такое разное мыло!» (пускают мыльные пузыри).Украшают полотенце в подарок для Мойдодыра (аппликация) Лепка «Черничка для глаз». Рисование «Полезные фрукты и овощи» учить создавать способом аппликации изображение полотенца, украшать его,разрезать квадрат по диагонали, нарезать узкие полоски, составлять узоры, правильно пользоваться ножницами, клеем стимулировать творческую инициативу детей Цель:.формировать элементарные представление детей об органах чувств – глазах, их функциях;- показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека;Цели: формировать у детей среднего дошкольного возраста основ здорового образа жизни; обобщить представления детей о фруктах и овощах. 2-3 недели.
10. Совместная деятельность по познавательному развитию «Полезная и вредная пища».
«Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья.»
Формировать основы исследовательской деятельности у дошкольников. Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.
Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой
2-3 недели.
11. Ситуативные разговоры и речевые ситуации:
«Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
«Что будешь мыть, вначале руки или лицо? Почему?» Продолжать учить детей о свойствах воды и мыла. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. 2-3 недели.
3 – этап заключительный.
12. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. 4 неделя.
13. Подведение итогов проекта Сопоставление желаемых и полученных результатов. 4 неделя.
14. Выставка поделок родителей совместно с детьми «Мойдодыр» Оформление газеты «Наш друг –Мойдодыр» Празднование удачного завершения работы. 4 неделя.
Ожидаемый результат:
Знание детьми основ гигиенической культуры и культуры поведения
Осознанное отношение к своему внешнему виду, чистоте
Понимание необходимости соблюдения правил гигиены для здоровья
Понимание родителями необходимости единства требований к соблюдению навыков гигиенической культуры в ДОО и в семье
Продукты проекта
Презентация, анкеты, консультации для родителей, рисунки и поделки детей, Выставка поделок «Наш друг – Мойдодыр»
Вывод: в результате проведенной работы дошкольники узнали о необходимости соблюдения культурно – гигиенических навыков, сформировали потребность их соблюдения, обогатили знания о здоровой пище; пополнили словарный запас, развили связную речь; воспитали у самого себя желание выглядеть чистым, опрятным, аккуратным, закрепили и приумножили знания о истории предметов и средствах личной гигиены.
В процессе работы над проектом мы сделали вывод, что соблюдение культурно гигиенических навыков развивает желание и умение детей содержать в чистоте и порядке своё тело, вещи, одежду.