ЛЮДМИЛА СПИРИНА
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Будем аккуратными, чистыми и опрятными» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по формированию культурно - гигиенических навыков
«Будем аккуратными, чистыми и опрятными»
вторая младшая группа
Актуальность проекта
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков „Будем аккуратными, чистыми и опрятными“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются. Ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой трудового воспитания.
Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой творческий проект.
Тип проекта
1. По методу – игровой, творческий;
2. По содержанию – ребенок – семья - здоровье;
3. По длительности – долгосрочный – сентябрь – май.
Участники проекта :
• Воспитатели.
• Дети 2-ой младшей группы (3-4 года) .
• Родители воспитанников группы.
Идея проекта :
«Чистота – залог здоровья».
Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Постановка проблемы
• При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.
• Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.
• Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е. перехода их в стойкие привычки.
Цель проекта
Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.
Задачи:
1. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными
2. Формировать у детей : умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды); навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, унитазом)
3. Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета) .
4. Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание.
5. Закреплять представления о правилах личной гигиены.
6. Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
7. Укреплять связи между детским садом и семьей, изменять позицию родителей в отношении здоровья детей.
Ожидаемый результат
Дети:
устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;
проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом;
обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;
повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Ход реализации проекта
1 этап – подготовительный
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
• Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.
• Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка.
2 этап – практический
Работа с детьми:
Дидактические игры
«Делаем прическу»
«Чистоплотные дети»
«Наводим чистоту в комнате»
«Подбери гномику колпачок»
«В чем пойдем гулять»
«Угостим кукол чаем»
«Поможем ежику» (застегивать липучки)
«Кукла Маша обедает»
«Оденем куклу»
«Что нужно кукле»
«Кукла идет на прогулку»
«Водичка, водичка»
«Почистим зубки»
«Мыльные перчатки»
Беседы
«Добрый доктор Айболит»
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Знаешь ли ты себя»
«Дежурство по столовой»
«Как вести себя в группе»
«Мои здоровые зубки».
«Что сначала, что потом?»
(алгоритм умывания)
«Как нужно ухаживать за собой»
«Чистота и здоровье»
«В гостях у Мойдодыра»
«Наша одежда»
«Поведение за столом»
«Чистые руки»
«Я и мое здоровье»
«Учимся аккуратно вести себя за столом»
«Каждой вещи – свое место»
«Надо, надо умываться»
«Кукла Таня собирается в гости»
Упражнения
«Мы правильно моем руки»
«Полотенце пушистое»
«Послушные стулья»
«Румяные щечки»
«Носовой платок»
«Послушная щетка»
«Завтрак в детском саду»
«Как Машенька утром просыпается»
Сюжетно – ролевые игры
«Купаем куклу»
«Моем кукле Кате руки»
«Кукла Катя обедает»
«Собираемся на прогулку»
«К нам приехал доктор»
«Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом»
«Кукла Полина умывается»
«Медвежонок умывается» (все ли он делает правильно)
«Доброе утро, Петушок»
«Как козленок купался»
«Как Нина вернулась с прогулки»
«Хрюша завтракает»
«Чебурашка промочил ноги»
«Как Мишка собирался на прогулку»
Худ. литература
К. Чуковский «Мойдодыр»
А. Барто «Девочка чумазая»
Е. Благинина «Научу обуваться и братца»
Н. Мигунова «Почему надо чистить зубы»
К. Чуковского «Федорино горе»
«Поросенок чуня»
«Доктор Айболит»
«Моем с мылом»
«Нос умойся»
Разучивание потешек
Разучивание стихотворения
«Без воды умылся котик…»
" Три медведя"
«Водичка – водичка…»
«Расти коса до пояса»
Я. Аким «Неумейка»
С. Капутикян «Маша обедает»
Презентации
«Как правильно пользоваться вилкой»
«Правильно моем руки»
«Послушная ложка»
«Мой шафчик»
Трудовые поручения
«Учимся расставлять салфетки»
«Учимся сервировать стол»
Сушка мокрых варежек
Убираем игрушки на место
Малоподвижные и подвижные игры
«По ровненькой дорожке»
«Большие ноги»
«Беги к тому, что назову».
«Зайка белый умывается».
«Ровным кругом»
НОД по художественно – эстетическому развитию
Рисование «Дорисуй расческу»
Рисование «Укрась салфетку»
Аппликация «Украсим носовой платок».
Лепка «Тарелочка для Мишутки»
НОД по познавательному развитию
«У нас в гостях Тюбик и зубная щетка»
Опытно – исследовательская деятельность
«Опыты с водой»
«Опыты со снегом»
Экскурсии
Наблюдение за правильностью умывания детей
средней группы
Наблюдение за работой прачки
Отгадывание загадок, рассматривание картинок, раскрашивание раскрасок.
Работа с родителями
• Оформление папки-передвижки для родителей «Формирование КГН».
• Консультации для родителей «Гигиена одежды вашего ребенка»,
«Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности», «Как ухаживать за молочными зубами».
3 этап - итоговый
• Фотовыставка
Приложение
Беседа «Кукла Таня собирается в гости»
для детей младшей группы
Задачи: Воспитывать элементы организованности и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, приходить чистым, аккуратным, приводить в порядок костюм перед зеркалом.
Оборудование: «Комната куклы Тани», комплект одежды, красочное приглашение в гости.
Ход: Воспитатель привлекает внимание детей к комнате куклы Тани. Кукла играет и поет, а затем подбегает к столику, берет конверт, вынимает красивую открытку, читает приглашение и начинает торопиться. Она то и дело смотрит на часы, бегает по комнате, наклоняется, наконец нашла колготки, небрежно надела их. Нашла туфельку, обула, ищет вторую, не находит, плачет.
Воспитатель: Что случилось, дети? Почему Танечка грустная? Давайте спросим у нее.
Дети: Танечка, что случилось?
Таня: Вот приглашение!
Воспитатель: Разреши прочитать нам. «Дорогая Танечка, приглашаю тебя на день моего рождения! Твоя подруга Катя». Дети, у Тани осталось мало времени, чтобы собраться. Давайте поможем ей.
Дети, (по желанию) подходят к столу, начинают одевать Таню. Воспитатель спрашивает у ребят, что надевать дальше, напоминает приемы и последовательность действий. Можно вспомнить четверостишие о Маше – растеряше. Одев и причесав Таню, дети предлагают ей посмотреть в зеркало – понравится ли.
- Спасибо, ребята, теперь я успею в гости к Кате. Можно я приду к вам завтра поучиться, как нужно быстро одеваться.
- Конечно, Таня, приходи мы будем ждать тебя. До свидания.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему кукла волновалась?
Обобщает ответы детей: Она забыла о приглашении и вовремя не подготовилась. Да еще вещи ее были разбросаны в беспорядке. Хорошо, что вы помогли Тане быстро одеться.
Беседа «Каждой вещи – свое место»
Задачи: Закрепить правило «Каждой вещи – свое место». Выяснить, знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.
Ход беседы: Воспитатель читает детям стихотворение «Маша – растеряша». Затем беседует.
- Дети, как вы думаете, почему девочку называют растеряшей?
- Потому что она вещи теряет.
- Что нужно сделать, чтобы Машу не называли растеряшей? Посмотрите на вещи в игровом уголке, в книжном и т. д.
- А теперь проверим, знаете ли вы место каждой вещи. Я хочу посмотреть книгу. Вика, принеси мне ее, пожалуйста. (Вика приносит). Спасибо. Почему ты быстро ее нашла?
- Она на полочке лежала.
- Ванечка, принеси пожалуйста пирамидку. (далее тот же диалог).
- Мы быстро находим книги, игрушки, настольные игры. Почему?
- Мы знаем, где они лежат.
- Да, дети, у каждой вещи должно быть свое место. Если выполнять это правило, будет легко найти каждую вещь. Есть еще одно правило: «Где взял, туда и положи».
- А теперь я вам дети даю задание: дома внимательно посмотрите, где лежат ваши игрушки, и кладите все на место.
Хороводная игра на формирование
культурно – гигиенических навыков
во 2 младшей группе
«Ровным кругом»
Цель: уточнить знания детей о предметах личной гигиены; развивать творчество, воображение, двигательную активность детей.
Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щетки, шампуня, мочалки, полотенца, зеркала, расчески, носового платка.
Ход игры: Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребенок, исполняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла). Дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют:
«Ровным кругом друг за другом
Будем весело шагать,
Что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять».
Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующие движения показывают полотенце, расческа, мочалка, шампунь, зеркало, зубная щетка, носовой платок.