Ольга Трошина
Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы «Маленький экономист»
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленький экономист»
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Актуальность и социальная значимость проекта
2.
Паспорт проекта
3.
Календарный план реализации проекта
4.
Литература
5.
Приложения
1. Актуальность и социальная значимость
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Публикация «Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы „Маленький экономист“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
2. Паспорт проекта
Тема проекта Формирование финансовой грамотности
Разработчик проекта Трошина Ольга Алексеевна Воспитатель первой квалификационной категории
Участники проекта • воспитатель;
• воспитанники;
• родители.
Возраст воспитанников Старший дошкольный возраст 6-7 лет
Цели и задачи Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
• Совершенствовать коммуникативные качества детей;
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
• Сформировать первичные экономические понятия;
• Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
• Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
• Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Этапы проекта 1этап – Организационный:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Сроки реализации проекта Сентябрь 2020 – 2021 уч. год.
Предполагаемые результаты • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Календарный план реализации проекта
Сентябрь
1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей :
История 1: Как Миша стал бизнесменом.
2. Беседа на тему «Как возникают потребности».
3. Настольная игра «Ассоциации» - (необходимость предметов в различных ситуациях).
4. Д. и. «Кому что нужно» (Чудесный мешочек - дети объясняют, кому и для чего эти вещи нужны).
5. Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Путешествие на машине».
6. Просмотр мультфильма «Простоквашино»
Октябрь
1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей : История 2: Откуда в Мишином магазине мед взялся?
2. Д. и. «Кто что делает?»
3. Сюжетно - ролевая игра: «Парикмахерская» и «Детский сад»
4. Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени.
«С детства не научишься, всю жизнь промучаешься»;
«Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи» и т. д.
5. Совместная деятельность детей и родителей (изготовление машин из бросового материала).
Ноябрь
1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей :
История 3: Как Сорока Мишин товар хвалила.
2. Беседа на тему «Откуда берётся то, что нам необходимо для комфортной жизни».
3. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Кафе»
4. Беседа на тему «Что такое товары и услуги». (составление рассказа «Кем работает моя мама, мой папа»)
5. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».
6. Составление рассказа «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех»
Декабрь.
1 Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей :
История 4. Как Миша цену назначал.
2. Просмотр мультфильма «Простоквашино».
3. Знакомство с понятием экономика.
4. Работа в тетради О. Дыбиной «Природные объекты и предметы, созданные человеком».
5. Игра - занятие «Природные богатства нашего края»
6. Труд. Создание подарков, игрушек к новому году.
Январь.
1. Просмотр мультфильма «Кабы не было зимы» Простоквашино.
2. Рассматривание и обсуждение коллекций, полезные ископаемые
«Металл», Земля», «Вода», «Уголь».
3. Д. и. «Чудесный мешочек»- овощи, фрукты, зерно, вата - необходимая часть экономики. Расширить представления детей о профессиях занимающихся растениеводством. (иллюстрации, презентация).
Февраль:
1. Рассматривание альбома полезные ископаемые «Минералы», «Газ», «Нефть».
2. Игры с мелким стройматериалом «Наша ферма» - животные тоже являются природным богатством.
3. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей :
История 5. Как Миша продал много-много малины.
Коллективная аппликация «Лес наше богатство». Закрепить понятие необходимости беречь лес, как источнике природных богатств - воздух, древесина, редкие животные, ягоды, грибы, орехи.
4. Д. и. «Чудесная коробочка» Закрепить знание о материалах необходимых для изготовления разных предметов, напомнить какие природные богатства были использованы (при помощи карточек, расширить знания о профессиях людей (иллюстрации или презентация, которые делают предметы, использованные в игре.
Март
1. Просмотр мультфильма «Уроки совы - Что такое деньги»
2. Знакомство с внешним видом денег. Ручной труд: изготовление монеток из бумаги для детских игр.
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»
3. Чтение сказки А. Толстого «Буратино» - обсуждение поступков героев.
Где хранятся деньги. Изготовление кошелька - оригами.
4. Беседа, зачем нужны деньги. С - Р. и "Путешествие на Автобусе".
5. Где можно заработать деньги. С - р. и «Больница» и «Школа для кукол».
Апрель
1. Чтение сказок «Муха-Цокотуха», И. Галлиев «Три копейки за покупку»
2. Выставка рисунков «Сказки и деньги»
3. Беседа на тему «Семейный бюджет - из чего он складывается»
4. Совместная деятельность «Кондитерский цех»
4. С - р. и «Семья», «Стройка», «Гастроном»
Май
1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей :
История 6. Почему у Миши растет не только малина, но и цена.
2. Беседа на тему «Как сохранить Семейный бюджет»
3. Игра «Хорошо-плохо» - сладости, игрушки.
4. Совместная деятельность родителей и детей «Изготовление одежды для бумажной куклы»
5. Беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги».
Список использованных литературных источников
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
5. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику : Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
https://e.stvospitatel.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Консультация для родителей:
«Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
• для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
• когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
• чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;
• чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей.
• Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
• Возьмите ребенка в банк.
• Поговорите с детьми о вложении денег.
• Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
• Научите детей зарабатывать деньги.
• Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
• Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
• Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
• Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
• Будьте для ребенка примером.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности.
Приложение 2
Дидактические игры по финансовой грамотности
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков
быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий,
уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делам получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка сестричка и др.
Суть игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного
героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, пословицы и поговорки подходят тем или иным:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.