Получи документы

Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы «Маленький экономист»

Ольга Трошина
Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы «Маленький экономист»
▼ Скачать + Заказать документы

«Маленький экономист»

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Актуальность и социальная значимость проекта

2.

Паспорт проекта

3.

Календарный план реализации проекта

4.

Литература

5.

Приложения

1. Актуальность и социальная значимость

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Публикация «Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы „Маленький экономист“» размещена в разделах

2. Паспорт проекта

Тема проекта Формирование финансовой грамотности

Разработчик проекта Трошина Ольга Алексеевна Воспитатель первой квалификационной категории

Участники проекта • воспитатель;

• воспитанники;

• родители.

Возраст воспитанников Старший дошкольный возраст 6-7 лет

Цели и задачи Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

• Совершенствовать коммуникативные качества детей;

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Сформировать первичные экономические понятия;

• Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

• Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

• Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Этапы проекта 1этап – Организационный:

• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».

• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

• Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический:

реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Сроки реализации проекта Сентябрь 2020 – 2021 уч. год.

Предполагаемые результаты • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Календарный план реализации проекта

Сентябрь

1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей :

История 1: Как Миша стал бизнесменом.

2. Беседа на тему «Как возникают потребности».

3. Настольная игра «Ассоциации» - (необходимость предметов в различных ситуациях).

4. Д. и. «Кому что нужно» (Чудесный мешочек - дети объясняют, кому и для чего эти вещи нужны).

5. Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Путешествие на машине».

6. Просмотр мультфильма «Простоквашино»

Октябрь

1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей : История 2: Откуда в Мишином магазине мед взялся?

2. Д. и. «Кто что делает?»

3. Сюжетно - ролевая игра: «Парикмахерская» и «Детский сад»

4. Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени.

«С детства не научишься, всю жизнь промучаешься»;

«Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи» и т. д.

5. Совместная деятельность детей и родителей (изготовление машин из бросового материала).

Ноябрь

1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей :

История 3: Как Сорока Мишин товар хвалила.

2. Беседа на тему «Откуда берётся то, что нам необходимо для комфортной жизни».

3. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Кафе»

4. Беседа на тему «Что такое товары и услуги». (составление рассказа «Кем работает моя мама, мой папа»)

5. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

6. Составление рассказа «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех»

Декабрь.

1 Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей :

История 4. Как Миша цену назначал.

2. Просмотр мультфильма «Простоквашино».

3. Знакомство с понятием экономика.

4. Работа в тетради О. Дыбиной «Природные объекты и предметы, созданные человеком».

5. Игра - занятие «Природные богатства нашего края»

6. Труд. Создание подарков, игрушек к новому году.

Январь.

1. Просмотр мультфильма «Кабы не было зимы» Простоквашино.

2. Рассматривание и обсуждение коллекций, полезные ископаемые

«Металл», Земля», «Вода», «Уголь».

3. Д. и. «Чудесный мешочек»- овощи, фрукты, зерно, вата - необходимая часть экономики. Расширить представления детей о профессиях занимающихся растениеводством. (иллюстрации, презентация).

Февраль:

1. Рассматривание альбома полезные ископаемые «Минералы», «Газ», «Нефть».

2. Игры с мелким стройматериалом «Наша ферма» - животные тоже являются природным богатством.

3. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей :

История 5. Как Миша продал много-много малины.

Коллективная аппликация «Лес наше богатство». Закрепить понятие необходимости беречь лес, как источнике природных богатств - воздух, древесина, редкие животные, ягоды, грибы, орехи.

4. Д. и. «Чудесная коробочка» Закрепить знание о материалах необходимых для изготовления разных предметов, напомнить какие природные богатства были использованы (при помощи карточек, расширить знания о профессиях людей (иллюстрации или презентация, которые делают предметы, использованные в игре.

Март

1. Просмотр мультфильма «Уроки совы - Что такое деньги»

2. Знакомство с внешним видом денег. Ручной труд: изготовление монеток из бумаги для детских игр.

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

3. Чтение сказки А. Толстого «Буратино» - обсуждение поступков героев.

Где хранятся деньги. Изготовление кошелька - оригами.

4. Беседа, зачем нужны деньги. С - Р. и "Путешествие на Автобусе".

5. Где можно заработать деньги. С - р. и «Больница» и «Школа для кукол».

Апрель

1. Чтение сказок «Муха-Цокотуха», И. Галлиев «Три копейки за покупку»

2. Выставка рисунков «Сказки и деньги»

3. Беседа на тему «Семейный бюджет - из чего он складывается»

4. Совместная деятельность «Кондитерский цех»

4. С - р. и «Семья», «Стройка», «Гастроном»

Май

1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей :

История 6. Почему у Миши растет не только малина, но и цена.

2. Беседа на тему «Как сохранить Семейный бюджет»

3. Игра «Хорошо-плохо» - сладости, игрушки.

4. Совместная деятельность родителей и детей «Изготовление одежды для бумажной куклы»

5. Беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги».

Список использованных литературных источников

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

4. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

5. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику : Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

https://e.stvospitatel.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Консультация для родителей:

«Зачем ребенку нужна финансовая грамотность

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

• для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

• когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

• чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;

• чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

• Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

• Возьмите ребенка в банк.

• Поговорите с детьми о вложении денег.

• Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

• Научите детей зарабатывать деньги.

• Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

• Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

• Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

• Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

• Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности.

Приложение 2

Дидактические игры по финансовой грамотности

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков

быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий,

уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делам получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного

героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, пословицы и поговорки подходят тем или иным:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Конспект НОД в подготовительной группе по финансовой грамотности «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» .

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Методическая разработка игры-викторины по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы Пояснительная записка Данная игра-викторина направлена на формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. В ходе игры.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы «Маленький экономист»
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 10:53
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы «Маленький экономист»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Трошина (УИ 942955) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД