Федорова Ольга
Проект по формированию финансовой грамотности «Деньги — помощники»
Проект по формированию финансовой грамотности
«Деньги - помощники»
Воспитатели: Федорова О. А.
Актуальность
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
Публикация «Проект по формированию финансовой грамотности „Деньги — помощники“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом, и тратить их нужно рационально, чтобы в будущем жить комфортно и обеспечено.
Финансовая грамотность – особое качество мышления человека, которое формируется в дошкольном возрасте и показывает умение и желание самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
3 основных истины, которым можно научить младшего дошкольника:
1. Деньги мы получаем за труд.
2. Деньги нужно считать.
3. Деньги можно копить.
Вид проекта : познавательный, долгосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта : январь-февраль.
Образовательные области, в содержание которых включен проект : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления о финансовой грамотности : профессии и труд, экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта : знакомство воспитанников с основами финансовой грамотности на доступном уровне.
Задачи:
1) Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
2) Знакомство с деньгами.
3) Оплата труда (сформулировать правильно).
4) Знакомство со сказками экономического воспитания, через сценку «Теремок»
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
5) Совершенствовать коммуникативные качества детей;
-Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
-Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
-Сформировать первичные экономические понятия;
-Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
-Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за услуги и т. д.).
-Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги - помощники».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Создание развивающей среды по теме: атрибуты, дидактические игры, картотека игр по финансовой грамотности, картотека сказок.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, мультфильмы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», театрализованная деятельность по сказке «Теремок».
Предполагаемые результаты
• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Реализация проекта :
Работа с детьми:
1. Беседа: «Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег».
2. Дидактическая игра: «Цветная копилка»
3. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Рынок».
4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
5. Беседа с детьми «Труд - основа жизни».
6. Чтение сказки «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату»
7. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
8. Дидактическая игра «Деньги на прищепке».
9. Просмотр мультфильма: «Уроки совы – Что такое деньги».
10. Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
11. Беседа «Где можно заработать деньги».
12. Демонстрация презентации «Путешествие Рублика и Копеечки»
14. Просмотр мультфильма «Фиксики. Деньги»
15. Беседа «Профессии наших родителей»
16. Д / и «Мамина профессия»
17. Чтение сказки «Теремок»
18. Д / и «Все работы хороши»
19. Дидактическая игра «Магазин»
20. Решение проблемной ситуации «Что надеть на ножки?»
22. Д / И «Чудесный мешочек- овощи, фрукты»
23. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».
24. Заключительная сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
25. Постановка сказки «Теремок»
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Финансовая грамотность – это важно».
2. Рекомендация. Совместная деятельность детей и родителей: «Экскурсия родителя с ребенком в магазин.»
3. Беседа родителей с детьми «Бережное и разумное отношение к деньгам».
4. Помощь родителей в организации развивающей среды по теме (касса, деньги).
Ожидаемые результаты
• Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
• Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.