Папки-передвижки

Проект по финансовой грамотности «Маленький финансист»

Алёна Богданова
Проект по финансовой грамотности «Маленький финансист»

Паспорт проекта «Юные финансисты»

Тема проекта: «Маленький финансист»

Вид проекта:

По составу - групповой

По срокам реализации – краткосрочный.

Тип - информационно-практико-ориентированный.

Автор проекта – воспитатель Богданова Алена Анатольевна.

Участники проекта:

Воспитатель Богданова Алена Анатольевна,

родители воспитанников,

воспитанники старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Сроки реализации:

Июнь 2023 г. – июль 2023 г.

Проблема:

Помочь детям старшего дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Структура проекта

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Гипотеза

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Цель проекта:

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

• Совершенствовать коммуникативные качества детей.

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный:

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

• Создание развивающей среды для работы.

• Настроить детей и родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.

2 этап – Основной: Реализация проектных мероприятий.

Практический – в результате чего был реализован проект:

Коммуникативная деятельность – развитие речи

– беседа, обсуждение, дискуссия

– рассматривание сюжетных картин «В магазине», «На рынке»

- беседа «В чем нам деньги помогают»

Восприятие художественной литературы – чтение художественной литературы

– «Чудеса в кошельке» А. Романов, «Муха цокотуха» К. И. Чуковский, В. Маяковский «Кем быть», В. Пермяк «Для чего руки нужны»

Игровая и познавательная деятельность – сюжетно ролевые игры:

- «Магазин», «Банк»,

- игра «Ярмарка» - учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене

- игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа» ценность деятельности человека,

- игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность: ФЭМП, формирование целостной картины мира:

- НОД «Что мы знаем о деньгах»,

- НОД «Дом, в котором «живут» деньги»,

– познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить, откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат)

Художественно-эстетическая деятельность – «Изготовление поделок для ярмарки»

Использование ИКТ – просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал» С. Михалков, «Барбоскины реклама», «Простоквашино. клад», «Бизнес крокодила Гены»,

- слайд-презентация: «История денег»,

- слайд-презентация: «Семейный бюджет»

Трудовая деятельность

Экскурсия в банк

3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «В стране Экономике»

Работа с родителями:

- Семинар-практикум «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» ,

- Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

- Консультации: «Финансовая грамотность в ДОУ»;

«Финансовое воспитание детей в семье»;

«Зачем и как заниматься с детьми экономикой»;

«Зачем нужна ребенку, финансовая грамотность?».

- Рекомендации: «Финансовая грамотность дошкольников»

Продукт проектной деятельности

- интеллектуально-познавательная игра «В стране Экономике»,

- сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»,

- коллективная работа «Путешествие денежки»,

- выставка «Ярмарка поделок»

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Новизна

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования

Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.

Методы и приемы реализации проекта

- организационные,

- мотивирующие,

- словесные,

- игровые,

- наглядные,

- нетрадиционные,

- добровольность участия в проектной деятельности.

Риски проекта:

Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;

Неактивная позиция детей.

Предупреждение рисков:

Организация мероприятий на базе ДОУ;

Распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателем и родителями;

Оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно-коммуникативных технологий (создание группы в соцсетях)

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

• деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

• авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,

• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий /Под ред. Е. А. Курака – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

7. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.

9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

10. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96с.

11. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости»Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости» 6 февраля 2023 года на базе Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиал) РГЭУ, состоялась форсайт-сессия «От финансовой грамотности к.

Конспект занятия по финансовой грамоте в подготовительной группе «Самый умный финансист» Конспект занятия по финансовой грамоте в подготовительной группе «Самый умный финансист» Форма занятия: брейн-ринг. Цель: формирование финансовой.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект по финансовой грамотности «Маленький финансист»
Опубликовано: 15 сентября 2024 в 19:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по финансовой грамотности «Маленький финансист»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...

16-20 сентября. Неделя безопасности дорожного движения. Передвижка «Ребенок в...

С 16 по 20 сентября 2024 года в России пройдет неделя безопасности дорожного движения. Акция организована для профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей и снижения тяжести их...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД