Лобода Галина
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Детский сад «Березка»
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста „Азбука финансов“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Название проекта : «Азбука финансов».
Автор проекта : воспитатель Лобода Галина Николаевна.
МАДОУ ХМР «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск».
Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1. Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
2. Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.
Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.
Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.
Актуальность:
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : педагог группы, дети и их родители.
Планируемые результаты:
• У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
• Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
• Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Основные формы реализации проекта : беседы, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Реализация проекта :
Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.
Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, в конце дня подводятся итоги.
Перспективный план:
Тема дня Ожидаемый результат
«Труд и продукты труда (товар)» Дети должны знать, что каждый человек имеет свою профессию. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас.
Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.
Что такое деньги» Дети знают, что такое деньги, зачем они нужны людям, что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие
«Семейный бюджет и дети» Дети должны знать, что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». Из чего складывается бюджет (зарплата, стипендия, пенсия). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).
«Реклама вокруг нас» Дети знают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, видеоролик и т. п., где она размещается (в общественных местах, в печати, телевидении, на досках объявлений, раздается на улицах и т. д.). Понимают, что купить все нереально и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.
Игра – КВН «Путешествие по стране «Экономика»
Закрепление полученных знаний по финансовой грамотности «Азбука финансов»
Этапы проекта :
Подготовительный этап.
Проведение мониторинга детей для выявления начального уровня представлений об экономических понятиях.
Работа с родителями.
Цель: повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений.
• Консультации: «Финансовая грамотность начинается в семье», «Зачем нужна финансовая грамотность ребенку»; «Что значит финансово грамотный человек?».
Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию финансовой грамотности детей.
Основной этап:
Описание деятельности:
Вторник.
Тема: «Труд и продукты труда (товар)»
• Рассказ воспитателя о труде и его продуктах; все работы хороши.
Задачи: формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества и каждого человека; формировать обобщенные представления о труде взрослых; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; обогащать речь детей пословицами о труде, трудолюбии.
• Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессии»
• Чтение произведения: Г. П. Шалаева «Кем мне стать».
• Рефлексия: Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют почему; выбирают карточку с изображением соответствующей профессии.
Среда
Тема: «Что такое деньги»
• Демонстрация презентации «История возникновения денег»
• Рассказ воспитателя «Что такое деньги?»
Задачи: закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления.
• Продуктивная деятельность: изготовление банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
• Рефлексия: Дети по кругу передают монетку и рассказывают о том, что больше всего запомнилось по теме дня.
Четверг
Тема: «Семейный бюджет и дети»
• Беседа «Семейный бюджет и дети»
Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.
• Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
• Рефлексия: Решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет».
Пятница
Тема: «Реклама вокруг нас».
• Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
• Беседа о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы.
• Игровая ситуация «Рекламное агентство» ( Детям предлагается попробовать себя работником рекламного агентства: художника, дизайнера, литератора, редактора, рекламного агента.).
• Дидактическая игра «Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
• Рефлексия: Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» на тему «Реклама товара»
Вторник
• Итоговое мероприятие: Игра – КВН «Путешествие по стране «Экономика»
Цель: Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных во время проведения недели финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей.
• Рефлексия: Дети заполняют «экран настроения» смайликами-монетками.
Заключительный этап:
Проведение анализа результатов мониторинга, планирование дальнейшей работы по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников.