Ольга Трепачук
Проект по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Я и финансы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
«Я и Финансы!»
Паспорт проекта.
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта – исследовательский.
Срок реализации проекта: 2.11.20 – 30.11.20
Возраст детей: 5-6 лет
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, социальные партнеры.
Публикация «Проект по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста „Я и финансы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Актуальность.
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и педагоги сформировать правильное представление о деньгах. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Постановка проблемы:
Отсутствие знаний по экономике у детей.
Гипотеза: Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. При грамотном руководстве дети быстро усвоят основы финансирования.
Цели и задачи проекта:
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• формировать первичные экономические представления об экономических категориях: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;
• научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
• показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности;
• сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
• научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);
Развивающие:
• развивать экономическое мышление;
• развивать память, воображение, речь, внимание;
• развивать наблюдательность;
Воспитательные:
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать трудолюбие, бережливость, экономность, ответственность;
• воспитывать уважительное отношение к труду людей.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта предполагает несколько этапов:
Название мероприятия Сроки выполнения
1. Организационный этап
• сбор информации, работа с интернет - источниками;
• изучение методической литературы:
• разработка плана проектной деятельности;
• привлечение родителей к активному участию в проекте.
2. Практический этап:
Оформление ППС:
• наглядный дидактический материал (картинки с изображением денег, профессий людей);
• составление картотеки игр по теме проекта;
• оформление уголка финансовой грамотности «В стране Финансов». В течение срока реализации проекта
Работа с воспитанниками:
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Король», «Коршун», «Найди пару».
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы: «Понятие об экономике. Как жили первобытные люди и каковы их потребности», «Потребности современного человека, «Что такое ресурсы», «Труд и товар», «Поговорим о профессиях», «Обмен и деньги», «Экономика семьи», «Мы с мамой идем в магазин», «Знаете ли вы экономику».
Д/игры: «Груша - яблоко», «Размен», «Кто кем работает», «Услуги и товары», «Назови профессии», «Кто трудится, кто играет», «Какие бывают доходы», «Товарный поезд», «Маршруты товаров», «Угадай, где продается», «Что быстрее купят», «Что и когда лучше продавать?», «Домино», «Что дешевле», «Назови монету», «Какое слово лишнее?», «Наоборот», «Продолжи предложение».
Сюжетно – ролевая игра: «Салон красоты», «Банк».
Познавательное развитие.
Просмотр обучающих мультфильмов «Азбука денег» из цикла «Уроки тетушки Совы».
Просмотр презентации «История денег».
Рассматривание энциклопедии «Деньги».
Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий.
ООД: «Экономическое воспитание дошкольников», «Путешествие в страну Экономика», «День рождения Мухи – цокотухи», «Какие бывают деньги и для чего они нужны?»,
Викторина «Занимательная экономика».
Художественно-эстетическое развитие.
Конструирование из бумаги «Кошелек».
Лепка «Монеты».
Аппликация «Денежное дерево».
Рисование «Мои потребности».
Речевое развитие.
Чтение: цикл сказок «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».
Отгадывание загадок по теме.
Чтение пословиц о деньгах.
Работа с родителями:
• Папка – передвижка «Сказки по экономическому воспитанию».
• Консультации «Экономическое воспитание дошкольников», «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям».
• Практические домашние задания: «Мини – банк», «Совместные покупки», «Самостоятельные покупки», «Таблица расходов».
• Помощь в организации выставки «Копилка своими руками».
• Организация театрализованного представления для детей «Страна Экономика».
Работа с педагогами:
Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
3. Заключительный этап.
Организация музея денег в группе (продукт проекта)
Управление и обеспечение проекта.
Организация и управление проектом проводится воспитателями группы. Материальное, техническое и методическое обеспечение ложится на плечи воспитателей и родителей.
Оценка результатов проекта.
Оценка результатов проекта проводится путем диагностики знаний детей.
Критерии и показатели эффективности проекта.
• Дети знакомы с основными экономическими понятиями.
• Дети стали активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.)
• Родители получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
• Педагоги получили систему работы по формировании экономического опыта детей.
Список используемой литературы.
1. Т. А. Шорыгина «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М. : Сфера, 2017.
2. Е. Н. Табих Дошкольникам об экономике. – М. : Вышэйшая школа, 2007.
3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М. : 2018.
4. Т. Смирнова «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках». – М. : Дом Федорова, 2013.
5. А. Т. Шатова. Деньги. М. : «Ювента», 2003.
6. Л. Н. Галкина Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.