Марина Николаевна Клевцова
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Первые шаги в мир вежливости»
▼ Скачать
Актуальность: Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно - речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный русский учёный А. М. Пешковский, «Там, где дети учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослым, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов, очень актуален и эффективен, он дает ребенку возможность познавать мир, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, это позволит ему успешно корректировать знания и отношение к окружающему его миру.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию „Первые шаги в мир вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, педагог-психолог, воспитатели, родители.
Возраст детей: младший возраст
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Наблюдения за детьми показали, что большинство детей группы забывают здороваться, прощаться, благодарить. Делают это только после напоминания, так как в современном мире многие дошкольники не приучены к элементарным правилам поведения в обществе: не здороваются при встрече, не приносят извинений в случае необходимости. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, поэтому задачей воспитателя является обучение детей нормам общения с другими детьми, взрослыми. Также одним из направлений работы воспитателя с родителями является работа по формированию норм и правил речевого этикета в обществе, так как именно пример своих родителей, в первую очередь, способствует формированию у детей необходимости и естественности в употреблении вежливых слов и оборотов речи.
Цель проекта: формировать культуру речи и правила этикета у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- для детей
• формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения;
• учить детей употреблять различные формы этикетных выражений;
• учить детей быть вежливыми, доброжелательными по отношению друг к другу;
• знакомить детей с правилами культурного поведении;
• расширять кругозор и обогащать словарный запас;
• развивать любознательность, наблюдательность, творческие способности детей в процессе совместной деятельности;
• воспитывать духовно-нравственные качества у детей.
- для педагогов
• создавать условия для получения детьми удовольствия от общения;
• активизировать творческий потенциал педагогов.
- для родителей
• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов;
• повысить компетентность родителей по вопросам культуры вежливого общения и этикета;
• поддерживать у родителей потребность в совместной творческой деятельности с детьми.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.
Название итогового мероприятия проекта: «Путешествие в страну вежливых слов».
Продукты проекта:
- для детей
• лепка из соленого теста «Вкусное угощение»;
• выставка рисунков «Солнышко радуется, солнышко грустит»;
• аппликация «Открытка для мамы и папы».
- для педагогов
• методические разработки по теме проекта: «Первые шаги в мир вежливости»;
• подбор консультаций для родителей.
- для родителей
• выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в совместной с родителями деятельности;
• Фотовыставка «Наши добрые дела».
Ожидаемые результаты по проекту:
- для детей
• дети получат знания о вежливых словах;
• дети используют вежливые слова по отношению друг к другу и окружающим;
• повышение познавательной активности.
- для педагогов
• повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями воспитанников;
• удовлетворенность работой.
- для родителей
• установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
• в семье постоянно пользуются формами словесной вежливости;
• обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
• приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Мероприятия по реализации проекта «Первые шаги в мир вежливости»
«Социально-коммуникативное развитие»
• Беседа «В мире волшебных слов».
• Рассматривание иллюстраций «Хорошо - плохо».
• Дидактическая игра «Подари подарок», «Можно – нельзя».
• Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Тани», «А у нас гости!».
• Просмотр мультфильмов «Жадина», «Вежливо – невежливо из серии «Малышарики».
• Игра-пантомима «Наши добрые дела».
• Театрализованная игра «Кто спасибо потерял?»
«Познавательное развитие»
• НОД «Правила вежливости».
• Дидактическая игра «Клубочек волшебных слов».
«Речевое развитие»
• НОД «Вежливые слова – наши друзья».
• Беседы: «Доброта и вежливость», «Хорошие и плохие поступки».
• Словесные игры: «Комплименты», «Доскажи словечко».
• Коммуникативная игра «Здравствуйте!».
• Ситуативный разговор «Здравствуйте – пожелание здоровья», «Что надо сделать, если ты толкнул друга», «От чего портится настроение?».
• Коммуникативные этюды «Поссорились - помирились», «Встреча друзей».
«Художественно-эстетическое развитие»
• Чтение детям стихотворений из книги «Правила поведения для воспитанных детей».
• Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», А. Барто «Медвежонок-невежа», А. Барто «Девочка ревушка».
• Отгадывание загадок о вежливости.
• Лепка из соленого теста «Вкусное угощение».
• Рисование «Солнышко радуется, солнышко грустит».
• Аппликация «Открытка для мамы и папы».
«Физическое развитие»
• Пальчиковая гимнастика «Дружба».
• Физкультминутка «Здравствуй, небо голубое!».
• Подвижные игры: «Паровозик дружбы», «Если нравиться тебе».
Взаимодействие с семьей.
• Беседа «Как научить ребенка здороваться и прощаться».
• Выставка поделок совместно с родителями «Папа, мама, я – творим чудеса».
• Фотовыставка «Наши добрые дела».
• Буклет «Вежливость для малышей в стихах и загадках».
• Консультация «Как вырастить культурного ребенка», «Как научить ребёнка не перебивать взрослых».
• Родительское собрание «С чего начинать воспитание культуры?».
Список используемой литературы:
1. Алешина Н. В., Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М. : ЦГЛ. 2003.-112с.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.-392с.
3. Краснощекова Н. В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н /Д. : Феникс, 2006. – 251с.
4. Курочкина И. Н., Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Курочкина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 223 с.
5. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : Линка- Пресс, 2007. 3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: - М. : Т. У. Сфера, 2004.