ирина овчинникова
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средней группы «Поделись своей добротой»
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребёнка - детский сад № 37»
ПРОЕКТ
по духовно – нравственному развитию дошкольников
«Поделись своей добротой!»
средняя группа № 7 «Звёздочки»
подготовила воспитатель
Овчинникова И. Н.
Омск
2022 г.
Проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средней группы „Поделись своей добротой“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
«Поделись своей добротой!»
Вид проекта : (среднесрочный : с 06.12.1021 г. по 24.02.2022 г.)
Тип проекта : социально – личностный.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники средней группы
«Звёздочки», родители воспитанников.
Актуальность проекта : В дошкольном детстве формируются основы духовно – нравственного развития личности. В этот период жизни ребёнок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, осмыслении. Недопустимо доминирование материальных ценностей над духовными, чтобы не произошло искажение представлений детей о доброте, отзывчивости, милосердии, великодушии, справедливости.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой позитивной, неповторимой личности. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в детях в дошкольном возрасте.
Цель: 1. Формирование нравственных чувств, мотивация детей на совершение
добрых поступков.
2. Создание благоприятной атмосферы в группе для сплочения детского
коллектива.
3. Привлечение родителей к активному участию в творческих
мероприятиях группы, укрепление сотрудничества детского сада и
семьи.
Задачи: 1. Актуализировать знания детей о понятиях «добро» и «зло», их
важности в жизни людей.
2. Создать условия для развития творческих способностей детей в
процессе изготовления поделок, подарков, коллективных работ, в
самостоятельной деятельности.
3. Способствовать эмоциональному, духовно – нравственному и
интеллектуальному развитию дошкольников.
Ожидаемый результат:
- Дети получили чёткое представление о таких понятиях, как «добро»,
«доброта», «зло», «злость».
- Дети познакомились с пословицами и поговорками о доброте, хороших
поступках; со стихами, рассказами, сказками о добре, взаимовыручке,
отзывчивости, внимательности друг к другу.
- Пополнили книжный уголок книгами, развивающую среду –
картотеками стихов, игр, иллюстративным материалом.
- Дети стали внимательнее и бережнее относиться к родным, друзьям,
научились договариваться между собой, уступать, помогать.
- Родители стали активно включаться в мероприятия группы,
участвовать в творческих проектах, выставках, конкурсах.
Реализация проекта :
I этап Подготовительный (06.12 – 17.12.2021 г.)
1. Определение темы проекта (на основе проведения ряда бесед и игр с детьми, постановка цели и задач.
2. Подбор методической и художественной литературы, иллюстрационного материала.
3. Изготовление дидактических и настольно – печатных игр, составление картотек.
4. Подготовка материала для изодеятельности и творчества.
5. Разработка ОД.
6. Подобрать материал для консультаций с родителями.
II этап практический (20.12.2021 г. – 18.02.2022 г.)
Проведение комплексных мероприятий:
№ Дата проведения Мероприятия с детьми по проекту Работа с родителями Совершенствование РППС
1 20-24
Декабря
2021 г. Тема недели
«Путешествие по сказкам»
*Беседа «Добро и зло в сказках»
*Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев сказок
*ОД лепка «Герои знакомых сказок»
*Чтение р. н. сказки «Два жадных медвежонка»
*Чтение и рассматривание иллюстраций в книге В. Г. Сутеева «Сказки в картинках»
*Реч. игра «Назови ласково»
*Составление рассказа «Мой любимый сказочный герой»
*Д/и «Любимые сказки»
*Н/п игра «Собери сказку»
*Раскрашивание картинок
*Просмотр мультфильма «По дороге с облаками»
*П/и «Зайка серый умывается»
Консультация «Роль сказки в жизни ребёнка»
Чтение добрых сказок, обсуждение, рисование
Анкетирование «Нравственное воспитание в семье»
- Иллюстрации (добрые и злые герои сказок)
- /п игра «Собери сказку»
- Глина для лепки
- Картотека сказок
- Раскраски (сказки)
2 27-30 декабря 2021 г. Тема недели
«Кому нужна наша помощь»
*Беседа «Добрым быть полезно»
*Наблюдение с обсуждением «Почему птицам трудно зимой»
*Рассматривание иллюстраций «Птицы нашего края»
*ОД ручной труд оригами «Птичка»
*Чтение В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
*Чтение З. Александрова «Новая столовая»
*Реч. игра «Я радуюсь, когда…»
*Составление рассказа «Как я позаботился о птицах»
*Д/и «Лото. Птицы»
*Н/п игра «Сложи картинку»
*Раскрашивание картинок
*Просмотр мультфильма «Лунтик»
*Вывешивание кормушек с кормом
*П/и «Перелёт птиц»
Мастерим кормушки для птиц (из подручных материалов)
Буклеты «Читаем детям стихи»
Чтение и разучивание стихотворений
- Набор иллюстраций «Птицы нашего края»
- Схемы оригами «Птичка»
- Н/п игра «Сложи картинку»
- Кормушки, самодельный корм
- Раскраски (птицы)
3 10-14 января 2022 г. Тема недели
«Добро и зло»
*Беседа «Добро и зло»
*ОД аппликация «Цветок доброты»
*Чтение сказки В. А. Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла»
*Чтение пословиц и поговорок о добре
*Слов. игра «Комплименты»
*Реч. игра «Доскажи словечко»
*Ситуативный разговор «Чем я могу порадовать друга»
*Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»
*Раскрашивание картинок
*Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Уроки Доброты»
*П/и «Подбрось - поймай»
Продолжать знакомство детей с пословицами и поговорками о добре, их объяснение детям
- Подборка пословиц и поговорок
- Материал для аппликации
- Раскраски
4 17-21 января 2022 г. Тема недели
«Делись добротой»
*Беседа «Делись добротой»
*Игровая ситуация «Ищем добрые слова»
*Рассматривание иллюстраций в книге Е. Шалаевой «Правила поведения для воспитанных детей»
*ОД рисование коллективное «Ясное солнышко»
*Чтение А. Барто «Вовка – добрая душа»
*Чтение загадок о добре
*Реч. игра «Как помочь другому человеку»
*Д/и «Скажи наоборот»
*Просмотр мультфильма «Поросёнок Чуня»
*П/и «Котята и ребята»
Побеседовать с детьми – что такое доброта, как ребёнок понимает это.
Загадывание и разгадывание загадок, рисование отгадок
- Книга Е. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»
- Подбор загадок
- Материалы для рисования
5 24-28 января 2022 г. Тема недели
«Добрые поступки»
*Беседа «Добрые поступки»
*Рассматривание иллюстраций «Как бы ты поступил?»
*ОД ручной труд «Лечим книжки»
*Чтение В. Катаев «Цветик - самоцветик»
*Чтение Р. Самарец, М. Грозовский «Хорошие поступки»
*Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого?»
*Составление рассказа «Я помогаю дома»
*Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки»
*Д/и «Оцени поступок»
Н/п игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
*Просмотр мультфильма «Мешок яблок»
*П/и «Заяц без домика»
Памятка «Должны ли дети помогать по дому?»
Акция «Полечи книжку» (ремонт книг дома совместно с родителями)
- Подбор иллюстраций (поступки разные)
- Материал для ручного труда, оформления книг
- Д/и «Оцени поступок»
6 31 янв. - 4 февр. 2022 г. Тема недели
«Поделись с нуждающимися»
*Беседа «Что такое благотворительность?»
*Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей»
*ОД ручной труд «Мастерим книжки - малышки» для малышей
*Чтение К. И. Чуковский «Доктор Айболит»
*Чтение Е. Благинина «Подарок»
*Реч. игра «Кому мы скажем «спасибо»?»
*Составление рассказа «Почему добро побеждает зло»
*Д/и «Я умею уступать»
*Н/п игра «Сложи картинку»
*Просмотр мультфильма «Лис и пёс»
*П/и «Найди себе пару»
Ширма «Духовно – нравственное воспитание детей в семье»
Чтение художественной литературы по теме проекта
- Материал для творчества
- Д/и «Я умею уступать»
- Н/п игра «Сложи картинку»
- Подбор сюжетных картинок (правила для добрых детей)
7 7-11 февраля 2022 г. Тема недели
«Добрый человек не оставит в беде»
*Беседа «Добрый человек не оставит в беде»
*Рассматривание иллюстраций «Помогаем друзьям»
*ОД ручной труд «Гирлянда солнышек»
*Чтение В. Осеева «Три товарища»
*Реч. игра «Словарь вежливых слов»
*Составление рассказа «Как я навещал больного друга»
*Выбираем картинки для оформления альбома «Добрые слова, дела, поступки»
*Д/и «Маленькие помощники»
*Просмотр мультфильма «Кот Леопольд»
*П/и «Лошадки»
Творим дома (рисунки, фотографии, изготовление поделок, макетов, аппликации, стихи, рассказы, сказки и др.) на выставку «Наши добрые поступки»
- Подбор иллюстраций (помогаем друзьям)
- Материалы для ручного труда, для украшения гирлянды
- Картинки для оформления альбома
- Д/и «Маленькие помощники»
8 14-18 февраля 2022 г. Тема недели
«Всем приятны добрые слова»
*Беседа «Всем приятны добрые слова»
*Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции»
*ОД ручной труд «Изготовление сердечек для близких людей»
*Чтение и рассматривание иллюстраций из книги В. Г. Сутеева «Сказочные истории»
*Рассказ воспитателя «К чему ведут ссоры»
*Ситуативный разговор «Как помочь другу, если он поступает неправильно»
*Реч. игра «Скажи наоборот»
*Д/и «Клубочек вежливых слов»
*Раскрашивание картинок
*Просмотр мультфильма «Крошка Енот»
*П/и «Цветные автомобили»
Консультация «Нравственное воспитание детей в детском саду»
- Тематический альбом «Наши эмоции»
- Материалы для творчества
- Д/и «Клубочек вежливых слов»
- Раскраски (картинки из просмотренных мультфильмов)
III этап заключительный (21 – 24.02.2022 г.)
• Оформление альбома «Добрые слова, дела, поступки»,
• Изготовление Дерева пожеланий,
• Совместная работа всех участников проекта по оформлению выставки «Наши добрые поступки»
Продукты проекта :
1. Альбом для рассматривания «Добрые слова, дела, поступки»
2. Дерево пожеланий
3. Выставка работ детско – родительского творчества «Наши добрые поступки»
Вывод: У детей в процессе реализации проекта появилось желание совершать добрые поступки. Это способствовало созданию дружеской и доброжелательной атмосферы в группе. Беседы, составление рассказов, игровые ситуации и речевые игры способствовали обогащению словарного запаса детей. У дошкольников формируются не только представления о должном поведении и коммуникативные навыки, но и нравственные чувства. Совместное творчество доставило и детям, и родителям огромное удовольствие, это очень важно для воспитания детей, взаимоотношений в группе, в семье.
Список использованной литературы:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Общеобразовательная программа «От рождения до школы»
2. В. И. Петрова, Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. 2008 г.
3. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. 2005 г.
4. Интернет – ресурсы.