Лучший педагог года

Проект по декоративно-прикладному искусству «Русские народные промыслы»

Валентина Александровна
Проект по декоративно-прикладному искусству «Русские народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Наша Родина славится своими мастерами. Издавна Русский народ передаёт свою любовь к Родине в своём мастерстве, передавая её величие и красоту. Народное декоративно – прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Народное искусство, основанное на художественных традициях, входит в жизнь и культуру нашего народа. Народное декоративно – прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство способствует воздействию на духовное развитие и формированию патриотических чувств у детей.

Публикация «Проект по декоративно-прикладному искусству „Русские народные промыслы“» размещена в разделах

Наличие художественно-творческих способностей у детей 5–7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, — расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятия детьми нового материала.

Проблема:

У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных промыслов, о народных мастерах, об особенностях росписи. Недостаточно развиты художественные способности и творческое воображение детей дошкольного возраста.

Цель:

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

- познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды.

- Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

- Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

Для успешной реализации поставленных задач, план - программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, выпуск вкладыша «Сделай сам», мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Предполагаемые образовательные результаты:

Дети:

• знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества;

• составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;

• получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;

Родители:

• обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;

• совместная робота детей и родителей.

Данный проект будет реализован с воспитанниками 5 – 6 лет МБДОУ «Детский сад № 38 г. Губкин».

Сроки реализации: Среднесрочный три месяца с 09 сентября по 10 ноября

Участники проекта : Дети старшей группы.

Тип проекта : Познавательно – творческий

Этапы реализации проекта

1. Подготовка материалов.

2. Методы реализации.

Познавательная и социально-коммуникативная деятельность:

- Беседы: «Народные промыслы», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька», «Каргопольская игрушка», «Синебелое чудо», «Золотая хохлома», «Веселые матрешки», «Жостовская роспись».

- Дидактические игры: «Лото», «Декоративные пазлы», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Откуда эта птица»

- Просмотр презентаций: «Народные промыслы России», «Городецкая роспись», «Сине-белое чудо Гжели», «Золотая Хохлома», «Полхов-Майданская роспись».

- Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «Угостим матрешек чаем», «Музей».

Речевая деятельность:

- Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

- Разучивание стихотворений наизусть

Художественно-творческая деятельность:

- Рисование «Городецкая роспись доски», «Роспись дымковской барыни», «Роспись филимоновского петушка», «Украсим посуду гжельским узором», «Чашка»(Хохломская роспись).

- Лепка «Дымковская барыня», «Каргопольский котенок», «Филимоновский петушок».

- Аппликация «Веселая матрешка»

- Рассматривание тематических альбомов и наглядно-демонстративного материала.

- Дидактические игры «Продолжи узор», «Раскрась картинку»

Игровая деятельность:

- Подвижные народные игры

Работа с родителями:

- Помочь со сбором предметов народных промыслов;

- Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

- Помочь детям разучить стихи

3. Заключительный.

Содержание проекта :

1 этап: Организационный

(1я неделя)

Подбор методического и наглядного материала, создание предметно – развивающей среды, подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, подбор заданий, игр, пословиц, упражнений.

2 этап: Практический

2я неделя

1. Знакомство детей с дымковской игрушкой.

2. Рассматривание альбома «Дымковская игрушка»

3. Д/и «Продолжи узор», «Раскрась картинку», «Декоративные

пазлы»

4. Беседа «Дымковская игрушка»

5. Лепка «Барыня», рисование «Роспись дымковской

барыни»

6. Чтение и заучивание стихотворений о Дымке

7. Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с

дымковской игрушкой.

3я неделя

1. Беседа на тему: «Городецкая роспись»

2. Рассматривание альбома «Городецкая роспись»

3. Д/и «Составь узор», «Декоративные пазлы»

4. Чтение стихотворений о Городецкой росписи

5. Рисование «Городецкая роспись доски»

6. Просмотр презентации «Городецкая роспись»

7. Папка — передвижка для родителей «Городецкая роспись»

4я неделя

1. Беседа «Филимоновская свистулька»

2. Рассматривание альбома «Филимоновские свистульки»

3. Д/и «Разрезные картинки», «Продолжи узор»

4. Лепка «Филимоновский петушок», рисование «Роспись

петушка»

5. Чтение В. Г. Сутеева «Петух и краски», стихотворения о

филимоновских игрушках

6. Подвижная игра «Курочка-хохлатка»

7. Папка-передвижка для родителей «Филимоновская

игрушка»

5я неделя

1. Беседа «Сине-голубое чудо Гжели»

2. «Украсим посуду гжельским узором»

3. Д/и «Продолжи узор», «Раскрась картинку»

4. Рассматривание альбома «Сказочная Гжель»

5. Просмотр презентации «Сине-белое чудо Гжели»

6. Папка-передвижка «Чудесная Гжель»

6я неделя

1. Беседа «Каргопольская игрушка»

2. Рассматривание альбомов «Каргопольская игрушка»,

«Лепим народную игрушку»

3. Д/и «Разрезные картинки», «Четвертый лишний»

4. Лепка «Каргопольский котенок», рисование «Роспись

котенка»

5. Консультация «Каргопольская игрушка»

7я неделя

1. Беседы «Золотая Хохлома», «Веселые матрешки»

2. Рассматривание альбомов «Хохломская роспись», «Полхов

— Майданская роспись»

3. Д/и «Откуда эта птица?», «Составь узор», «Собери

матрешку»

4. Аппликация «Веселая матрешка», рисование «Чашка»

5. Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»

6. Просмотр презентации «Золотая хохлома», «ПолховМайданская роспись»

7. Консультация «Влияние народных промыслов на

эстетическое воспитание детей»

8я неделя

1. Беседа «Жостовская роспись»

2. Рассматривание альбома «Жостовский букет»

3. Д/и «Составь узор», «Лото»

4. Просмотр презентации «Жостовская роспись»

5. «Жостовский поднос», пластилинография «Жостовский

букет»

6. Сюжетно – ролевая игра: «Ярмарка» : Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских традициях.

3 этап: Заключительный

(9я неделя)

Выставка изделий народного декоративно - прикладного искусства «Ярмарка товаров».

Заключение

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю.

Я считаю, что проект удался, дети заинтересованы получить ещё больше знаний и умений, они могут передать свои знания и умения в своих работах по художественному творчеству. В результате реализации проекта, было положено начало взаимодействия детей и родителей в сфере приобщения к народной культуре, они заинтересовались вопросами декоративно – прикладного искусства. Дети будут и дальше продолжать знакомиться с декоративно – прикладным искусством, а в домашних условиях вместе с родителями продолжать выполнять задания по данной теме.

Список литературы

1. Артемьева Л. А., Гаврилова В. В. «Декоративное рисование с детьми 5 -7 лет, издательство «Учитель», 2014

2. Алексахин Н. Н «Голубая сказка» - М: Народное образование,1996

3. Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. – М: Мозаика - Синтез, 2000 4.

4. Князева О. Л., Махаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб Детство – Пресс, 1998

5. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город,2002

6. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общества России, 2005

7. Комарова Т. С Занятия по изобразительной деятельности в детском саду Москва, Просвещение, 2020

8. Кудейло В. М. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров, М2007

9. Лыкова И. А Народное искусство, Москва, издательский дом «цветной мир», Волгоград, 2014

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации)М. 2007

11. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки» М. 2009

12. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей5 -7 лет с народным творчеством -2 е издание, испр. И доп. – М: Мозаика – Синтез, 2006

Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему «Украшение джурабов» в средней группеКонспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему «Украшение джурабов» в средней группе Цель: Учить приклеивать на шаблон картона короткие отрезки шерстяных, цветных ниток, тем самым изготавливая джурабы-носки. Развивать композиционные.

Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для дошкольников 5–7 летДидактические игры по декоративно-прикладному искусству для дошкольников 5–7 лет Дидактические игры для дошкольников 5-7 лет по декоративно-прикладному искусству. Назначение: данные дидактические игры, сделанные своими.

Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе.Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе. Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость,.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса по декоративно-прикладному искусству «Городецкие цветы небывалой красоты!»Фотоотчёт о проведении мастер-класса по декоративно-прикладному искусству «Городецкие цветы небывалой красоты!» Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать и развивать художественный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по декоративно-прикладному искусству «Русские народные промыслы»
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 13:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по декоративно-прикладному искусству «Русские народные промыслы»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД