Пичугина Наталья Васильевна
Проект по безопасности «Мой безопасный дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
Тема: «Мой безопасный дом»
(опасные предметы в быту)
1. Паспорт проекта
Тема проекта : «Мой дом» (опасные предметы в быту)
Тип проекта : Познавательно-творческий.
Продолжительность: 2 недели
Участники проекта : Воспитатели, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по безопасности „Мой безопасный дом“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Дом, дома. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами представляющими интерес для малышей, но в то же время несущие в себе опасность для их здоровья. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать. Цель «безопасного» воспитания дошкольника - внушить уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни.
Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребё нок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Цель проекта : формирование у детей основ осознанного правильного поведения, позволяющего избегать опасных ситуаций в домашней обстановке.
Задачи:
• Формировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах быта;
• Совершенствовать представления детей об электрических приборах, их значении в жизни человека и правилах эксплуатации;
• Уточнить представления детей об осторожном обращении с колющими, режущими и различными мелкими предметами;
• Конкретизировать представления детей о пользе и вреде лекарственных препаратов, о правилах их применения;
• Довести до сознания детей необходимость соблюдать определенные правила поведения в домашней обстановке;
• Побуждать детей к самостоятельному и ответственному поведению, своевременно заботиться о своей личной безопасности.
Предполагаемые результаты:
• У детей сформированы представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях, они овладевают основными культурными способами деятельности в быту. Дети проявляют любознательность к быту, имеют представление об основных источниках опасности в быту. У детей закреплено понятие – опасные предметы и что к ним относится. (Электроприборы, открытые окна, лекарства, колющие режущие предметы)
• Приобщаются к правилам безопасного поведения с бытовыми приборами. Дети знают, могут назвать и выполняют некоторые элементарные правила поведения в быту («Уходя, гаси свет, выключай телевизор», «Не трогай включенные бытовые приборы мокрыми руками, не дотрагивайся до розетки»).
• Дети могут сдержать импульсивное желание воспользоваться в отсутствии взрослых опасными бытовыми приборами. Могут следовать социальным нормам и правилам поведения в быту.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей :
• Рзвитие интереса к формированию основ безопасного поведения детей дома;
• Повышение компетентности, грамотности родителей в вопросах детской безопасности;
• Формирование чувства ответственности за жизнь ребенка;
• Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
• На личном примере демонстрируют детям безопасностьв доме.
Интеграция образовательных областей:
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Физическое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Педагогические технологии:
• Игровые технологии;
• Проблемно – игровая ситуация;
• Познавательно - исследовательские технологии;
• Информационно – коммуникационные технологии;
• Здоровье – сберегающие технологии (физкультминутка).
Приемы руководства деятельностью детей:
• Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
• Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: познавательные занятия, викторина, рассматривание иллюстраций, беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы; чтение познавательной и художественной литературы, дидактические игры.
• Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
• Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта, тренинги.
• Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Материально-техническое обеспечение проекта :
Консультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно – познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты ООД с детьми, картотека дидактических игр, подвижных игр и сюжетно-ролевые игры, подборка бесед, наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото. Использование ИКТ: Музыкальный центр, СD – диски, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, видеокамера.
Продукт проектной деятельности :
• Коллаж «Опасные предметы
• Лепбук «Мой дом – моя крепость».
Этапы реализации проекта :
I– подготовительный (аналитический);
II – основной (реализация намеченных планов)
III – заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
1этап подготовительный (постановка проблемы).
Работа с детьми:
Создание проблемы перед детьми, почему детям нужно знать правила безопасного поведения в доме;
Обдумывание идеи проекта введение в тему проекта;
Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности, а именно специальное оформление групповой комнаты. В группе была организована импровизированная комната, которая перенесла каждого ребенка в домашнюю обстановку.
В этой комнате дети сразу обратили внимание на некоторые странности: повсюду были разложены опасные предметы (спички, ножи, ножницы, таблетки, инструменты, пуговицы, электрические приборы были в огне).
После того, как все дети начали задавать воспитателю вопросы:
«Почему опасные предметы разбросаны по всей комнате и находятся в доступных местах?», «Почему в комнате огонь?», «Где хозяева комнаты?» и т. д., я начала фиксировать вопросы детей, на которые они хотели бы получить ответы в ходе реализации проектной деятельности.
Далее была проведена следующая работа. Провела с детьми диагностику сформированности навыка безопасного поведения у детей;
• Составление плана основного этапа проекта;
• Подбор методической литературы;
• Подбор тематических плакатов, фотографий и иллюстраций;
• Пополнение предметно-развивающей среды;
• Изготовление дидактических игр;
• Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр;
• Разработка комплексно-тематического плана по правилам безопасного поведения в домашних условиях;
• Разработка ОД;
• Разработка бесед;
• Создание картотек: дидактических игр, подвижнх игр, сюжетно - ролевых игр;
• Подборка познавательной, художественной литературы;
• Картотека поговорок, пословиц и загадок;
• Подбор слайдов, презентаций.
• Изготовление книжек-малышек по безопасности детей дома;
• Подбор материала для коллажа «Опасные предметы.
Работа с родителями:
• Информация для родителей о предстоящей деятельности;
• Анкетирование родителей: «Безопасность в вашем доме»
Цель: Выявить знание родителей по теме безопасности ребенка в домашних условиях, о серьёзности семьи в ознакомлении с ними детей;
• Разработка консультаций для родителей.
2 этап основной (реализация намеченных планов).
Планирование в рамках реализации проекта по областям
Познавательное развитие
1. Беседа: «Предметы, требующие осторожного обращения»
Програмное содержание: Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, закрепить правила пользования и хранения опасных предметов. Помочь им сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Развивать умения осторожного обращения с опасными предметами; воспитывать аккуратность.
2. Беседа: «Как могут стать опасными домашние вещи».
Програмное содержание: рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии.
3. Беседа: «Балкон, окно и другие бытовые опасности»
Програмное содержание: Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них,
4. Беседа: Тема: «Наши помощники в доме. Бытовая техника».
Програмное содержание: Формировать знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту; познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами. Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать, способствовать развитию осторожности и осмотрительности.
Речевое развитие
1. Тема: Разгадывание загадок «Предметы разные: опасные и безопасные»
Програмное содержание: Сформировать у детей представление, о безопасном поведении в доме. Развивать активный словарь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарищей. Способствовать умению детей загадывать и отгадывать загадки о безопасности в доме.
2. Тема: «Лекарства и бытовая химия». Познакомить с номером телефона «Скорой помощи»
Програмное содержание: Знакомство с правилами. Составлять рассказ по картинам, накоторых изображены сюжеты не правильного обращения детей с лекарствами и бытовой химией. Расширять словарный запас детей, развить связную речь, умение составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы. Совершенствовать диалогическую речь.
3. Тема: Безопасность в доме : балкон, лестничные перила. Знакомство с правилами.
Програмное содержание: закрепить представления о правилах безопасного пребывания дома. Продолжать формировать у детей представления об опасных предметах и местах в квартире, доме. Закрепить представления о безопасном поведении, у открытого окна, на балконе и на лестнице. Развивать активный и пассивный словарь. Закреплять навык описательного рассказа по картинке. Развивать умение по показу воспитателя выполнять игровые действия, выполнять движения по тексту; Продолжать воспитывать у детей навыки безопасной жизнедеятельности, внимание, осторожность.
Составление творческих рассказов по иллюстрациям:
• «Если случилась беда»;
• «Если хочешь быть здоров, то…»
Цель: Учить составлять творческий рассказ с опорой на выбранную иллюстрацию, закреплять в рассказах правила безопасного поведения в быту, заинтересовать детей в сохранении и укреплении собственного здоровья. Развивать связную речь, зрительное восприятие.
Чтение художественной литературы
Чтение Е. Казаков «Чик-чик ножницами»;
Ю. Пермяк «Торопливый ножик»;
О. Корнеева «Осторожным надо быть»;
О. Емельянова «Чтобы не попасть в беду» (правила безопасности в стихах);
С. Черный «Когда никого нет дома»;
В. Волков «Как избежать беды»;
М. Монаковой «Розетки мне не интересны»;
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование
1. Тема: «Опасные места в доме»
Програмное содержание: Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, но необходимых для человека, о правилах пользования ими. Развивать изобразительные навыки в рисовании гуашью; совершенствовать зрительное восприятие; закреплять цвета и их оттенки; воспитывать аккуратность в работе.
2. Тема: «Лекарства - это не игрушки».
Программное содержание: систематизировать знания детей по
безопасности детей в быту через изобразительное искусство; о том, чем опасны лекарства для детей; развивать эстетическое восприятие; продолжать учить детей изображать предметы в сюжетном рисунке, принимая во внимание пространственные отношения между предметами; использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
Аппликация
Тема: Изготовление знаков «Нельзя самому пользоваться», «Осторожно пользоваться»
Програмное содержание: Создание условия для совершенствования умений детей создавать из бумаги знаки, разнообразной формы, вырезание листа бумаги на короткие и длинные полоски, вырезание кругов и овалов, преобразование одни фигуры в другие. Способствовать развитию осторожности. Привести к пониманию того, что шалость и игра с опасными предметами может привести к страшным последствиям.
Лепка
1. Тема: «Наши помощники – бытовые приборы»
Программное содержание: Закреплять умение лепить предметы бытовой техники, правильно передавая форму, части, соблюдая пропорции. Закреплять умения использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест крепления.
Учить создавать коллективную сюжетную композицию, воспитывать умение работать в коллективе. Прививать желание вести осторожное обращение с бытовыми приборами.
Конструирование:
1. Тема: «Домик», конструирование способом оригами с элементами аппликации
Программное содержание: развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой конструирования способом оригами с элементами аппликации. Формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; повторить основные геометрические фигуры; развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
Социально-коммуникативное развитие.
• Экскурсия в магазин бытовых приборов
Цель формировать представления о многообразии предметов бытовой техники, о широком использовании её.
• Практическое задание: «Сообщи об опасной ситуации по телефону»
• Моделирование ситуаций. Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми:
«Дети одни дома, почувствовали запах газа»;
«Я на балконе»;
«Лестничные перила»;
«Опасность острых предметов»;
«Открытое окно».
• Обыгрывание опасных ситуаций «Ребёнок один дома с электроприборами». Цель: предостеречь детей о неприятностей, связанных с бытовыми приборами, развивать у детей осмотрительность, осторожность.
Игровой тренинг:
• «Разложи правильно»
Задачи: Формировать правильный алгоритм действий, при соблюдение правил безопасности с электроприборами.
• Лото: «Формирование основ безопасности у детей». Автор К. Ю Белая.
Задача: посмотреть на картинку, поставить себя на место детей и оценить правильность их поведения и поступков.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
• «Опасные предметы»;
• «Найди места для хранения опасных предметов»
• «Можно — нельзя»;
• «Определи по рисунку, кто из детей нарушает правила безопасного поведения, а кто нет»;
• «Загадки и отгадки»;
• «1,2,3-опасность назови»;
• «Что лишнее?»;
• «Телефон»;
• «Кто больше действий назовет»;
• «Расскажи для чего»;
• «Подбери признак» ( Например утюг какой: тяжелый, опасныйи т. д. То же: для других бытовых приборов, чайник, пылесос и т. д.);
• «Кто больше назовет слов, что умеют делать бытовые приборы»;
Настольно-печатные игры:
• «Разложи по порядку»;
• «Бытовые приборы-помощники человека»;
• «Опасный дом»;
• «Кто больше заметит нарушений».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Путешествие в магазин бытовой техники».
Цель: Расширять кругозор детей, закреплять знания товарах. Обыгрывание опасных ситуаций «Ребёнок один дома с электроприборами».
• Игровая ситуация «В гости к Маше» (закрепить знания о безопасном поведении в быту, воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности).
• «Скорая помощь»;
• «Мы спасатели»;
• «Больница»;
• «Готовимся к приходу гостей» с использованием моделей бытовой техники;
• «Кукла заболела».
Игры– драматизации:
• Театрализация «Один дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций.
Труд
• Совместное изготовление лепбука «Мой дом – моя крепость».
• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Физическое развитие
Физкультминутки:
• «У оленя дом большой»;
• «Скорая помощь»;
• «Вновь у нас физкультминутка»;
• «Помощники»;
• «Кто живет у нас в квартире?».
Подвижные игры:
• Подвижная игра-эстафета «Лекарства - друзья или враги»;
• Игра с мячом «Можно - нельзя»;
• «Ловкие ребята»;
• «Кто быстрее»;
• «Эхо»;
• «Успей выбежать»;
• «Затуши пожар»;
• «Кто быстрее подаст сигнал»;
• «Построй укрытие;
• «Попади в цель».
Игры на развитие двигательного творчества:
• «Придумай – покажи»;
• «Зеркало»;
• «Угадай – повтори»;
• «Делай как я».
Пальчиковая гимнастика:
• «Ток бежит по проводам»;
• «Ножницы»;
• «Есть у каждого свой дом»;
• «Пылесос»;
• «Что за шум на кухне этой»;
ИКТ
Просмотр познавательных презентаций:
• «Таблетки — не конфетки»;
• «Опасные ситуации дома»;
• «Уроки тетушки Совы»;
• «Сто бед». Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; воспитывать чувство эмпатии к другому человеку.
Опытно-экспериментальная деятельность
1 Экспериментирование:
• «Дикое электричество»;
• «Нагревание предметов», опыты с водой, объяснение свойств воды.
Работа с родителями.
Использование разных форм просветительной работы по пропаганде правил безопасного поведения в быту среди родителей:
Консультации для родителей:
• «Правила безопасного поведения дома»;
• «Опасные ситуации в жизни ребенка»;
• Ситуация - рассуждение «Оставлять ли ребенка одного дома?»;
• «Безопасность ребенка дома при использовании бытовой техники и электрических приборов»
• «Ребенок и открытое окно»;
Газета для любознательных родителей
• «Безопасный дом для ребенка – это…».
Папка-передвижка:
• «Дом где живет ребенок, должен быть безопасным»;
• «Безопасность наших детей. Практические советы»;
Анкетирование:
• «Безопасность в вашем доме».
Памятки:
• «Беседы родителей с детьми по формированию основ безопасности»;
• «Кухня не место для игры»;
Буклет:
• «Осторожно-пожароопасные предметы»
Предметно развивающая среда
• Уголок «Моя безопасность»;
• Лепбук «Мой дом-моя крепость»;
• Макеты с предметами домашнего обихода, для обыгрывания ситуаций;
• «Дидактический кубик» Задачи: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание.
Познавательная информация для детей:
• Наглядная информация для детей по безопасности в быту;
• Демонстрационный материал «Азбука безопасности : ребенок дома»;
• Картотека иллюстраций (сюжетных картин) безопасность в доме :
«Не трогай утюг»;
«Открытое окно»;
«Не трогай розетку, там живет ток;
«Не ешь таблетки без мамы»;
«Мелкие предметы, чем опасны»;
«Не играй с острыми предметами: иголкой, ножницами и т. д.»
«Не играй на балконе!»;
«Не играй с огнем!»;
«Не играй со спичками!»;
«Не трогай мокрыми руками электроприборы и шнуры электроприборов!».
• «Какие опасности подстерегают нас на кухне»
«Рядом с плитой»;
«Осторожно, кипяток!»;
«Не играй с ножом!»;
• Дидактические карточки настольно-печатные игры для ознакомления с окружающим «Безопасность в быту»;
• Тематические плакаты:
«Бытовые приборы в доме»
«Где живет электричество»;
«Кто придумал спички»;
«Чем опасны острые предметы».
• Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр;
• Центр литературы: книги о безопасности в быту, произведения
Е. Казакова, Ю. Пермяка, О. Корнеева, О. Емельянова «(правила безопасности в стихах) и других писателей.
Познавательно-игровые задания:
• Последовательные картинки;
• Что перепутал художник;
• Карточная викторина;
• Разрезные картинки.
Альбомы:
• «Каждый маленький ребенок это должен знать с пеленок»;
• «Один дома»;
• «Безопасность» альбом Авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Стеркина
• «Запомни эти номера!»
• «Пословицы и поговорки в картинках, о безопасности в быту»;
• «Что мы знаем о вещах?»;
3 этап: Итог проекта
Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Вывод: Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасности в быту, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья. Дети проявляли желание и умение находить ответы на интересующие вопросы, проявляли творческую активность в преобразовании этих знаний, сформировался навык безопасного поведения в доме.
Была создана предметно – развивающая среда: Уголок «Моя безопасность»;
Лепбук «Мой дом-моя крепость»; Макеты с предметами домашнего обихода, для обыгрывания ситуаций; «Дидактический кубик», тематические альбомы.
Подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты ОД, бесед, игр.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы,
показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
в решении задач безопасности.
У родителей повысились знания в вопросах касающихся правил безопасности ребенка в быту.
Список используемой литературы:
1. Примерная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность» : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - «Издательство детство пресс», 2010.
3. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». К. Ю. Белая. - М. :Мозаика-Синтез,2016
5. Интернет – рессурсы:
• Сайт НИРО;
• MAAM/RU;
• https://detsad-kitty.ru/ - Детский сад. Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов;
• https://www.doshvozrast.ru/ - Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье;
• https://www.ivalex.vistcom.ru - Всё для детского сада, сайт работников дошкольного образования
• «Воспитателям. ру»