Пичугина Наталья Васильевна
Проект по безопасности для детей 6–7 лет «Я вырасту здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Я вырасту здоровым»
1. Паспорт проекта
Тема проекта : «Я вырасту здоровым»
Тип проекта : информационно-творческий, социальный, групповой проект
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта : Воспитатели, дети подготовительной группы, родители, медсестра, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по безопасности для детей 6–7 лет „Я вырасту здоровым“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Приобщение здоровье сберегающему и здоровье укрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т. к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется заинтересованность к правильному поведению, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей здорового образа жизни. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Дети должны научиться правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в проектной деятельности детей.
Система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья позволит успешно решать задачу формирования собственной философии здоровья и сформировать укрепляющие здоровье привычки, пока вредные еще не приобретены, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ станут неотъемлемой частью жизни детей.
Обсуждая с детьми тему «Я вырасту здоровым» у детей возник ряд вопросов : «Для чего нужна зарядка?», «Почему продукты бывают вредными и полезными?», «Зачем вредные продукты продают в магазине?», «Что значит здоровый образ жизни?» и пр.
Возникла проблема: Как не только грамотно донести, что такое ЗОЖ, но и заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни? Решением данной проблемы и стал детско-творческий проект с участием родителей:
«Я вырасту здоровым!»
Краткая аннотация проекта :
В своей работе я применяю разнообразные методы и формы по воспитание у детей активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья. В ходе ОД, наблюдениях в природе использую наглядный дидактический материал, позволяющий воспитаннику выбрать наиболее значимые для него вид и форму изучаемого содержания материала. Обыгрывание ситуаций. Поощряю стремление ребенка находить свой способ решения проблемы, анализировать ситуации, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Так же использую беседы, исследовательскую деятельность: опыты, эксперименты; практические упражнения, игры – тренинги, моделирование, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, рисование, аппликацию, лепку (выставки, чтение художественной литературы.
Большой интерес вызывают развлечения, досуги, в ходе которых у детей формируются личностные качества, дисциплинированность, внимание. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, участию в играх, развлечениях способствует приобретению устойчивых знаний детей по правилам безопасного поведения и понимании необходимости заботиться о своём здоровье
Цель проекта :
Заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни.
Задачи проекта :
• Развивать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей, желание заботиться о своем здоровье.
• Заинтересовать детей в выборе поступков, и способах безопасного поведения, в различных ситуациях приносящих пользу здоровью.
• Воспитание у всех участников проекта активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
• Помочь детям освоить навыки здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты для детей :
• Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях).
• Содействие становлению форм естественного поведения: понимание детьми необходимости правильного питания научаться различать полезные и вредные продукты, соблюдения режима дня, выполнения гигиенических процедур, занятий спортом для сохранения и укрепления здоровья.
• Повышение речевой активности.
• Участники проекта будут бережнее относиться к своему здоровью, правильно применять полученные знания в жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев;
• Снижение заболеваемости.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей :
• Привлечение родителей к активному участию в решении организационных задач, в совместных с детьми физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
• Повышение педагогической культуры родителей и их заинтересованность в ЗОЖ.
• На личном примере демонстрируют детям здоровый образ жизни.
Интеграция образовательных областей:
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Физическое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Педагогические технологии:
• Игровые технологии;
• Проблемно – игровая ситуация;
• Познавательно - исследовательские технологии;
• Информационно – коммуникационные технологии;
• Здоровье – сберегающие технологии (физкультминутка).
Приемы руководства деятельностью детей :
• Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
• Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД : беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы; физкультминутка.
• Приемы организации практической деятельности детей : ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
• Приемы поддержания интереса у детей : игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
• Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Материально-техническое обеспечение проекта :
Консультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно – познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты ООД с детьми, картотека дидактических игр, подвижных игр и сюжетно-ролевые игры, подборка бесед, наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото. Использование ИКТ: Музыкальный центр, СD – диски, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, видеокамера.
Продукт проектной деятельности :
• Уголок: «Здоровья», «Спортивный уголок»
• Лепбук: «Здоровый образ жизни»;
• Стенгазета с семейными фото: Здоровый образ жизни»;
• Выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим».
Этапы реализации проекта :
I– подготовительный (аналитический);
II – основной (реализация намеченных планов)
III – заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
1этап подготовительный (постановка проблемы).
Работа с детьми:
• Диагностика.
• Создание проблемы перед детьми, почему детям нужно знать правила здорового образа жизни.
• Обдумывание идеи проекта введение в тему проекта.
• Составление плана основного этапа проекта.
• Подбор методической литературы;
• Подбор тематических плакатов, фотографий и иллюстраций;
• Пополнение предметно-развивающей среды, по здоровому образу жизни;
• Изготовление дидактических игр;
• Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр;
• Разработка комплексно-тематического плана по правилам безопасного поведения для сохранения здоровья;
• Разработка ОД;
• Разработка бесед;
• Создание картотек: дидактических игр, подвижнх игр, сюжетно - ролевых игр;
• Подборка познавательной, художественной литературы;
• Картотека поговорок, пословиц и загадок о здоровье, полезных продуктах, частях тела;
• Подбор слайдов, презентаций.
• Изготовление книжек-малышек по ЗОЖ;
• Подбор материала для уголка: «Здоровья», «Спортивный уголок»
Лепбука: «Здоровый образ жизни»;
Работа с родителями:
• Информация для родителей о предстоящей деятельности;
• Анкетирование родителей: «Растём здоровыми»
Цель: Выявить знание родителей по теме ЗОЖ, о серьёзности семьи в ознакомлении с ними детей;
• Разработка консультаций для родителей.
• Оформление стенгазеты из фотографий семейного альбома «Здоровье и мой ребенок»
2 этап основной (реализация намеченных планов).
Планирование в рамках реализации проекта по областям
Познавательное развитие
1. Беседа: «Как устроено тело человека»
Програмное содержание: показать, как устроено тело человека, как движутся части тела. Познакомить с назначением и работой органов сердца, лёгких.
Познакомить с понятием «сустав».
Воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему здоровью
2. Беседа: «Витамины и здоровый организм»
Програмное содержание: Познакомить с понятием «витамины»; закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
3. Беседа: Тема: «Здоровая пища».
Програмное содержание: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания. Расширять и уточнять представление детей о питании, продолжать учить правилам культурного и безопасного поведения за столом, воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу, заинтересовать детей в сохранении и укреплении собственного здоровья и вести здоровый образ жизни.
4. Беседа: Тема «Микробы и вирусы»
Програмное содержание: Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях. Формировать представление детей о микробах, способах их распространения и передачи, познакомить со способами защиты организма от болезней. Уточнить представления о роли физкультуры и закаливания в борьбе против микробов и вирусов.
5. Беседа: «Личная гигиена»
Програмное содержание: Развивать у детей понимания и значения и необходимости гигиенических процедур. Обсудить с детьми ситуации, которые требуют проведения гигиенических процедур. Закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках и применении их на практике, правила личной гигиены. Повторить правила чистоты и порядка, привить желание к чистоте и аккуратности.
Речевое развитие
1. Тема: «Режим дня»
рограмное содержание: Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Развивать активный словарь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарищей. Способствовать умению детей по картинкам рассказывать о режиме дня детей, соотносить фразы картинкам.
2. Тема: «Отношение к больному человеку»
Програмное содержание: Пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым.
Составлять рассказ по картине, накоторой изображены люди-инвалиды.
Расширять словарный запас детей, развить связную речь, умение отвечать на вопросы. Совершенствовать диалогическую речь.
3. Тема: «Заучивание пословиц о здоровье».
Програмное содержание: Формировать способность понимать смысл пословиц, поговорок. Совершенствовать знания детей о здоровье. Расширять словарный запас детей. Развить связную речь, умение отвечать на вопросы. Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи. Воспитывать ответственность за свою безопасность. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
4. Тема: Составление рассказа на тему: «Как я буду заботиться о здоровье».
Програмное содержание: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. Закрепить навыки составления повествовательного рассказа. Упражнять в делении трех- и четырехсложных слов на слоги. Упражнять в подборе определений к заданным словам. Учить определять ударения в двухсложном слове. Активизация словаря.
Составление творческих рассказов по иллюстрациям:
• «Здоровье – это…»,
• «Если хочешь быть здоров, то…»
• «Почему заболели ребята»
Цель: Учить составлять творческий рассказ с опорой на выбранную иллюстрацию, закреплять в рассказах правила безопасного поведения, заинтересовать детей в сохранении и укреплении собственного здоровья. Развивать связную речь, зрительное восприятие.
Чтение художественной литературы
К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе»;
В. Радченко «Олимпийский учебник»;
С. Прокофьев «Румяные щеки»;
М. Безруков «Разговор о правильном питании»;
Г. Зайцев «Приятного аппетита»;
«Крепкие – крепкие зубки»;
А. Кутафин «Вовкина победа»;
А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая».
Энциклопедии для дошкольников - «Человек», «Моя первая книга о человеке»;
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование
1. Тема: «Полезные и вредные продукты»
Програмное содержание: Закреплять представления детей о пользе различных продуктов питания. Формировать умение классифицировать, отвечать на вопросы в правильной грамматической форме, составлять рассказ по циклическому алгоритму. Совершенствовать умение детей в различных техниках рисования (тычковании, рисовании мятой бумаги, по мокрому слою, процарапывании). Учить изображать фрукты по представлению. Воспитывать культуру здоровья.
2. Тема: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
Программное содержание: Цель: Способствовать формированию представлений детей о пользе двигательной активности для организма. Закреплять умение детей рисовать фигуру человека в движении. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать привычки здорового образа жизни.
Аппликация
Тема: «Объемные фрукты»
Програмное содержание: учить обводить по шаблону контуры предметов, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой. Учить складывать детали пополам и частично склеивать их между собой, создавая объемный предмет. Закреплять умение самостоятельно оформлять поделку. Уточнить знания об овощах, фруктах и ягодах. Продолжать совершенствовать знания детей о здоровье.
Лепка
1. Тема: Как мы делаем зарядку»
Программное содержание: Закреплять умение лепить человека, правильно передавая форму, части тела; соблюдая пропорции. Учить лепить мелкие детали – губы, брови, глаза. Закреплять умения использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест крепления.
Учить создавать коллективную сюжетную композицию, воспитывать умение работать в коллективе. Прививать желание вести здоровый образ жизни
Социально-коммуникативное развитие.
• Экскурсия в медицинский кабинет.
Цель: Знакомство с трудом врача, медсестры.
• Беседа с медсестрой:
«Если хочешь быть здоровым!»
«Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты», «Правила культуры и гигиены».
Цель: Закрепить знания о здоровом образе жизни.
• Моделирование ситуаций. Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми:
«Ты поцарапался, что делать?».
«В глаз попала соринка»;
«Опасность острых предметов для глаз»;
«Попадание в глаз чужеродных предметов»;
«Ожоги глаз».
Игровой тренинг:
• «Где прячутся микробы»;
• «Плохая и хорошая осанка» (дети показывают нарушения осанки, нормальную осанку)
Задачи: Формировать правильный алгоритм действий, при соблюдение культурно-гигиенических навыков.
Составление рассказов по картинкам:
Тема: «Конструирование тела» дети составляли тело с помощью отдельных деталей, называли их; «Что у нас внутри?»
Игровая деятельность
Дидактические игры:
• «Часы здоровья»;
• «Правила гигиены»;
• «Вредные или полезные»;
• «Это можно или нет»;
• «Мой день»;
• «Опасно не опасно»;
• «Одежда для прогулки»;
• «Строение человека»
• «Здоровая пища»;
• «Как готовиться ко сну»;
• «Какие предметы нам нужны, чтобы быть чистыми, опрятными»;
• «Найди дорогу к полезным продуктам»;
• «Угадай загадку, покажи отгадку»;
• «Разложи правильно»;
• «Как нужно ухаживать за собой»;
• «Откуда берутся болезни»;
• «Правильно питаемся, здоровья набираемся».
Настольно-печатные игры:
• «Выбери себе завтрак»;
• «Если ты простудился»;
• «Вид спорта»;
• «Лото:
«Овощи»;
«Фрукты»;
«Предметы личной гигиены»;
Сюжетно-ролевые игры:
• «Магазин полезных продуктов»;
• «Поликлиника»;
• «Аптека»;
• «Скорая помощь»;
• «Центр здоровья»;
• «Больница»;
• «На прививку»;
Игры– драматизации:
• Инсценировка отрывков: К. Чуковский «Мойдодыр»;
• «Айболит»;
• «Федорино горе»;
• «Овощной карнавал»;
.
Труд
• Совместное изготовление лепбука «Здоровый образ жизни».
• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Физическое развитие
Физкультминутки:
• «Ходьба по канату»;
• «Капуста»;
• «Вновь у нас физкультминутка»;
• «Чтоб глаза твои зорче были».
Подвижные игры:
• «Тишина»;
• «Ручеек»;
• «Узнай, кто позвал»;
• «Мы веселые ребята»;
• «Капкан»;
• «Перетягивание каната»;
• «Спорт для мальчиков и девочек»;
• «Опасные ситуации»;
• «Чей кружок быстрей соберется».
Игры на развитие двигательного творчества:
• «Придумай – покажи»;
• «Зарядка веселых мышат»;
• «Зеркало»;
• «Угадай – повтори»;
• «Делай как я».
Пальчиковая гимнастика:
• «Фруктовая ладошка»;
• «Фрукты»;
• «Овощи».
ИКТ
Просмотр познавательных презентаций:
• «Как устроен человек?»;
• «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води»;
• «Мы за здоровый образ жизни».
Опытно-экспериментальная деятельность
1 Исследовательская деятельность
• «Значение ушной раковины и барабанной перепонки»;
• «Острота слуха и ее изменения при разных ситуациях»;
• Проблемный вопрос «Что такое витамины?» Составление таблицы «Семейство витаминов»
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Мой помощник – нос»;
3. Практические опыты:
• «Определение пульса»;
• «Движение грудной клетки при дыхании»;
• «Влияние физических нагрузок на сердечный ритм».
Работа с родителями.
Консультации для родителей:
• «Плюсы и минусы занятий за компьютером (планшетом);
• «Здоровый образ жизни семьи»;
• «Иммунитет и способы его укрепления»;
• «Режим дня»;
• «Двигательная активность и здоровье дошкольника»;
• «Разумно есть - долго жить!»;
• «Поговорим о воде»;
Газета для любознательных родителей
• «Здоровье ребенка – это…».
Папка-передвижка:
• «Подвижные игры - залог здоровья малышей»;
• «Здоровый образ жизни детей»;
• «Лечебная гимнастика и точечный массаж для часто болеющих детей»;
• «Правила хорошего питания»;
• «Как сохранить здоровые зубы без лекарств»;
• «Мой организм, мое здоровье»;
Анкетирование:
• «Я знаю, что полезно, а что вредно для глаз»;
• «Растём здоровыми»;
Памятки:
• «Как способствовать развитию слуха»;
• «Как сохранить здоровые зубы без лекарств»;
• «Профилактика плоскостопия у детей»;
Буклет:
• «Растим здорового ребёнка»
Предметно развивающая среда
• Уголок «Я и мое здоровье»;
• Лепбук «Здоровый образ жизни»;
• Спортивный уголок;
• Макеты для обыгрывания ситуаций;
Познавательная информация для детей :
• Иллюстраций о закаливании;
• Наглядная информация для детей «Безопасносные продукты»;
• Демонстрационный материал «Азбука безопасности : ребенок и витамины»;
• Картотека иллюстраций «Строение тела человека»;
• Дидактические карточки настольно-печатные игры для ознакомления с окружающим «Ребенок и здоровье»;
• Тематические плакаты:
«Что делать чтобы быть здоровыми»;
Плакат с изображением оказания первой помощи при ушибах и порезах;
«Строение тела человека;
«Режим дня».
• Энциклопедия здоровья «Расти здоровым»;
• Энциклопедия: «Тело человека»;
• Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр;
• Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г. К. Андерсена, А. Барто и других писателей.
Познавательно-игровые задания:
• Последовательные картинки;
• Что перепутал художник;
• Карточная викторина;
• Разрезные картинки.
Альбомы:
• «Где живут витамины?»;
• «Как правильно ухаживать за полостью рта»;
• «Если хочешь быть здоров»;
• «Правильно питаемся – растем и развиваемся!»;
• «В Здоровом теле – здоровый дух!»;
• «Спорт - здоровый образ жизни!;
• «Пословицы и поговорки в картинках, о здоровье»
3 этап: Итог проекта
Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Вывод: Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасности для сохранения своего здоровья, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья. Мотивы, побуждающие ребёнка к оздоровительной деятельности доступными для него способами, постепенно переросли в жажду знаний, потребность к самопознанию. Дети проявляли желание и умение находить ответы на интересующие вопросы, проявляли творческую активность в преобразовании этих знаний, сформировался навык применения оздоровительных способов по отношению к себе и к другим людям.
Своевременно сформированный навык на основе устойчивой мотивации станет залогом будущего здоровья, гарантированным результатом оздоровления детей.
Была создана предметно – развивающая среда: уголок «Я и мое здоровье», спортивный уголок, лепбук «Здоровый образ жизни», макеты для обыгрывания ситуаций, тематические альбомы.
Подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты ОД, бесед, игр.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы,
показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
в решении задач безопасности.
У родителей повысились знания в вопросах касающихся правил безопасности для здоровья ребенка.
Список используемой литературы:
1. Примерная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность» : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - «Издательство детство пресс», 2010.
3. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». К. Ю. Белая. - М. :Мозаика-Синтез,2016
5. Интернет – рессурсы:
• Сайт НИРО;
• MAAM/RU;
• https://detsad-kitty.ru/ - Детский сад. Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов;
• https://www.doshvozrast.ru/ - Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье;
• https://www.ivalex.vistcom.ru - Всё для детского сада, сайт работников дошкольного образования
• «Воспитателям. ру»