марина бородулина
Проект по безопасному ориентированию «Я познаю мир»
Проект по безопасному ориентированию "Я познаю мир".
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели и родители.
Публикация «Проект по безопасному ориентированию „Я познаю мир“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Актуальность темы: Человек попадая в этот мир, начинает наблюдать, а затем и осваивать окружающее его пространство. Поэтому уметь ориентироваться в пространстве необходимо для человека. Ориентировка в пространстве является неотъемлемой частью подготовки ребенка к жизни. Умение ориентироваться в незнакомом пространстве и не потеряться, дает возможность ребенку полноценно развиваться. Очень важно уметь ориентироваться в окружающем пространстве безопасно для себя и других людей.
Проблема: отсутствие освоения разными способами ориентирования в окружающем пространстве.
Цель: учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила безопасного поведения в окружающем мире.
Задачи:
-Учить детей, как действовать в экстремальных ситуациях на незнакомой местности;
-Познакомить детей с понятием «навигация» и с предметами простой навигации (карта, компас);
-Расширить представления детей о разных способах ориентирования (по местным признакам и навигационным предметам);
-Развивать умение взаимодействовать в подгруппе.
Этапы реализанции проекта:
Подготовительный этап
-Определить с детьми интересные направления проекта.
-Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрационный материал, игры, атрибуты для познавательной и игровой деятельности по ориентировке в пространстве.
-Изготовить планы, схемы и карты.
Технологическая карта
1 часть – безопасное ориентирование в группе (план, схема).
2 часть – безопасное ориентирование на улицах города (дорожная азбука, карта района).
3 часть – безопасное ориентирование на незнакомой местности
(карта мира, компас и природные ориентиры).
1 часть.
Образовательная область:познание-безопасность.
Вид деятельности: познавательно – исследовательская,коммуникативная.
Содержание деятельности:
Рассматривание и изучение плана своей группы
- «Наша группа, что где находиться».
- Рассматривание картин-
«Как избежать неприятностей дома?»
Занятия по плану группы
– «Неопасные и опасные места в группе».
- «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»
Беседа – «Правильное поведение в группе –залог вашей безопасности».
Работа с картой группы
- «найди обозначенное место».
Образовательная область: художественная литература.
Вид деятельности:чтение.
Содержание деятельности: Г. П. Шалаева «Правила поведения дома»,
С. Я. Маршак «Как вести себя дома».
Образовательная область: Художественное творчество,коммуникация – социализация,физическая культура.
Вид деятельности: изобразительная, творческая; коммуникативная,игровая;
двигательная, познавательно-игровая.
Содержание деятельности:Совместная работа детей с родителями
Рисование:«План своей комнаты».
Аппликация: «Предметы интерьера – будь осторожен».
Составление книжки-малышки «Наши маршруты».
Дидактические игры : «Где план – а где рисунок?»,«Найди клад», «Нарисуй предметы в нашей комнате».
Подвижные игры:«Кручу, верчу, запутать хочу», «Кто быстрее», «Не заблудись», «Самый внимательный».
2 часть.
Образовательная деятельность: Познание- Безопасность, художественная литература.
Вид деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная,чтение.
Содержание деятельности: Беседа:
Знакомство с планом 12 участка
Вот моя улица, вот мой дом.
Занятия:-«Дорожные знаки»,
- «Опасные участки на пешеходной части улицы»,
- «Безопасное ориентирование на улицах города- кто нам поможет?»
- «Домашний адрес, дорога домой»
Работа с картой 12 участка: проложить безопасный путь от дома до д. с. и обратно.
Е. В. Боровой «Куда бегут дети?», К. Обойщиков «Светофорик», А. Евсеев «Почему улыбнулся инспектор?»,С Михалков «моя улица».
Образовательная область: Художественное творчество, коммуникация - социализация, музыка.
Вид деятельности: изобразительная, творческая, коммуникативная
творческая, игровая.
Содержание деятельности: Рисование – рисуем план-карту 12 участка, расставляем знаки, прокладываем путь.
Конструирование – создание макета 12 участка.
Дидактические игры-
- «Дорожные знаки»
- «Улицы города»
- «Я потерялся, что делать?»
Разучивание песни –
Ю. Чичиков «Песенки дорожных знаков»
- Развлечение «Спешу на день рождения».
3 часть.
Образовательная область: познание-безопасность,художественная литература, художественное творчество, музыка, коммуникация- социализация, физическая
культура.
вид деятельности: познавательно- исследовательская,коммуникативная,творческая,
чтение, изобразительная,творческая,коммуникативная, игровая,двигательная
познавательно- игровая.
Содержание деятельности: Беседы – «Что такое навигация?», «Предметы и способы навигации»,«Зачем нужен компас?», «Как работают с компасом», «Что такое горизонт?», «Как люди научились различать звезды?».
Работа по карте мира – расположение материков и определение сторон света.
Занятия – «Путешествие по карте и компасу», «Природные ориентиры», «Путешествие по полярной звезде».
Наблюдения за небесными телами (поиск созвездий).
Проблемные ситуации:
«Как ориентироваться в лесу?», «Как ориентироваться в море?»,
«Как ориентироваться на открытом пространстве?».
Определение сторон света по солнцу.
Опыт : Определите
с помощью солнечных часов направления света.
Наблюдение: «Место, где встречаются небо и земля», «Прогулка к горизонту».
Практические задания-
- Определи по картинке: «Какая часть света у мальчика впереди, сзади, слева, справа».
- Определи по компасу сторону света.
- Определение сторон горизонта по местным признакам.
- Определи направление ветра по компасу.
Ж. Парамонова Сказочный мир созвездий.
- Зодиакальные созвездия.
Аппликация- «Звездное небо».
Рисование – «Горизонт», «Океаны и материки».
Моделирование – создание
Музыкальная разминка
«Крутиться шар голубой».
Игры:
- «Составь рассказ по картинке»,
- «Расскажи, что где находится»
Дидактические игры:
- «Звезды на небе»
- «Узнай и назови»
Подвижные игры:
- «Мячик-попрыгунчик»,
- «Лови мяч, не зевай!»