Светлана Семенова
Проект по адаптации «Знакомимся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомимся играя
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад № 26»
Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ «Знакомимся играя»
Разработала
Семенова С. Н.
воспитатель высшей категории.
Г. о. Электросталь, 2020г.
Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ
«Знакомимся играя»
Актуальность.
Публикация «Проект по адаптации „Знакомимся играя“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям. Я в свою очередь делаю всё, чтобы малыш справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески стараюсь предупредить и не допустить проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В связи с вышеизложенным считаю, реализацию проекта актуальной.
Информационная карта проекта.
Цель проекта :
Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.
Задачи:
1. Создать необходимую предметно – развивающую среду в группе для облегчения периода адаптации детей;
2. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей в период адаптации;
3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения через игровую деятельность;
4. Формирование у малышей здорового образа жизни, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;
5. Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
6. Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;
7. Установление дружеских партнёрских отношений между воспитателем и родителями, приобщение их к процессу адаптации.
Продолжительность проекта : краткосрочный (сентябрь – октябрь – ноябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ)
Тип проекта : групповой, социально - практический
Участники: воспитатель, дети группы раннего возраста, родители.
Ожидаемый результат:
• Максимально безболезненное преодоление адаптации малышами;
• Дети активно участвуют в играх;
• Объединение детей в один большой дружный коллектив, они доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым;
• Малыши расслабятся и успокоятся, у них пройдёт страх;
• Между воспитателями и родителями установятся дружеские партнёрские отношения, что заставит их принять активную позицию к адаптации и дальнейшей жизни детского сада.
Формы работы с детьми:
• элементы телесной терапии (обнять, погладить);
• игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;
• игры - занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры - имитации;
• элементы театрализованной деятельности;
• исполнение фольклора во всех режимных моментах;
• релаксационные игры;
• игры с песком и водой:
• игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
• элементы закаливающих мероприятий.
Этапы работы:
I. Организационный
• Пополнение предметно – развивающей среды;
• Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр;
• Подборка игр, совместных мероприятий с родителями;
• Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет;
• Составление перспективного плана на адаптационный период.
II. Основной
• Заполнение индивидуальных адаптационных карт;
• Знакомство с родителями, заполнение анкет, проведение родительских собраний;
• Знакомство детей с детским садом, воспитателями, друг с другом;
• Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; игровые ситуации, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков; игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания; подвижные и сюжетно – дидактические игры, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на прогулке.
работа с родителями.
III. Заключительный
• Диагностика уровня адаптированности детей;
План реализации проекта для детей 2-3 летнего возраста:
1. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.
Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.
«Давайте познакомимся»
«Кто у нас хороший?»
«Как тебя зовут?»
Здравствуйте, ладошки»
«Здравствуй правая рука…»
«Расскажем котёнку Мурзику, что кусаться нельзя»
«Поможем помириться Лисе и зайчику».
«Солнышко и дождик»
2. Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.
Игры с мыльными пузырями
«Солнечные зайчики»
Игры с воздушными шарами
Игры с детскими вертушками
Игры с музыкальными игрушками
Использование потешек–уговорок
Игры с песком и водой
3. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.
Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.
«Научим Степашку умываться»
«Я тебе перед едой руки вымою водой»
«Послушная ложка»
«Покажем кукле Арине как надо аккуратно кушать»
«Напоим кукол чаем»
«Оденем куклу Лизу на прогулку»
«Посмотрите, мы большие, сами одеваемся»
«У нас в группе беспорядок»
Потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Кран откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Сорока, сорока, кашу варила», «Ладушки, ладушки».
4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.
«Я куклу Наташу катаю в коляске»
«Спрячем ёжика»
«Покажем Степашке наши кроватки»
«Мишка косолапый манит деток лапой»
«По дорожке Настя шла»
План работы с родителями на адаптационный период.
Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.
1. Анкетирование
2. Консультации:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
«Значение режима дня для воспитания ребёнка»
«Профилактика простудных заболеваний»
«Театрализованные игры в помощь при адаптации»
«Речевые игры по дороге в детский сад»
Родительское собрание «Давайте познакомимся»
Совместная работа с родителями на выставку поделок «Осенняя сказка».
Оформление фото –выставки «Адаптируемся играя».
Реализация проекта
Изучив актуальность темы, я для себя сформулировала цель и задачи, разработала план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал.
На первом этапе своей работы я собрала информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании моей дальней работы на адаптационный период. (Приложение 1)
В сентябре 2020 года начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе.
Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку. (Приложение 2)
На протяжении всего адаптационного периода на каждого ребёнка ведутся индивидуальные адаптационные карты, где ежедневно отслеживались поведение, настроение ребёнка, взаимодействие с воспитателем и другими детьми. (Приложение 3)
Помимо продуктивной деятельности с малышами велась и постоянная работа с родителями. За два месяца нашей адаптации они приняли активное участие в родительском собрании, субботнике по благоустройству участка детского сада, выставке поделок «Осенняя сказка», пришли на мастер – класс по изготовлению куклы «Королевы Осени».
К концу октября нашу группу посещает 20 детей.
Результат проекта
Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в игровой и познавательной деятельности.
Положительно складываются отношения в детском коллективе.
У малышей получается взаимодействовать и сотрудничать, владеть своими чувствами, позитивно относиться к другим людям.
Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.
Анализ индивидуальных адаптационных карт показал, что адаптационный период протекает успешно: лёгкая адаптация наблюдается у 14детей (70%, средняя адаптация наблюдается у 6 детей (30%, тяжёлая адаптация отсутствует.
Я считаю, что такого хорошего результата мы достигли благодаря правильно запланированной деятельности детей в течении дня, подобранным игровым технологиям. Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.
Размышляя над своей работой, хочется подчеркнуть, адаптация – сложный стрессовый период для малыша, поэтому мы, опытные педагоги, отдавая свою любовь детям, помогаем преодолевать трудности этого периода. Для себя подчеркнула, надо чаще привлекать родителей к совместной деятельности.
Проект ещё не закончен, так как дети продолжают поступать в ДОУ, в том числе и в мою группу. Поэтому я и дальше буду продолжать работать над ним.
Список литературы
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
4. Сертакова Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
5. Губанова Н. В. «Игровая деятельность в детском саду». Для работы с детьми 2-7 лет. М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
6. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И, «Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа. Методическое пособие. ФГОС ДО.