Наталья Сидорова
Проект по адаптации «Музыка — наш помощник»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по адаптации
детей 1,5-2 лет в детском саду.
Вид, тип проекта : информационно-творческий, групповой, среднесрочный.
Объект: первая группа раннего возраста.
Участники: воспитатели 1 группы раннего возраста, дети, родители.
По времени:3 месяца.
Сроки реализации проекта : сентябрь – ноябрь.
Публикация «Проект по адаптации „Музыка — наш помощник“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Актуальность проекта : С поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужой, незнакомой воспитательницей, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда, иной стиль общения со взрослыми и сверстниками.
Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).
Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно.
Постановка проблемы: Адаптация детей 1,5-2 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние. Родители то же испытывают тревогу и напряжение. Основная задача воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации.
Цель проекта- Обеспечение благоприятных условий для успешной адаптации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные.
Задачи:
1. Изучение особенностей адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
2. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
3. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации в детском саду.
4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
5. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
6. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
7. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
8. Развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.
9. Развитие игровых навыков.
10. Формирование активной родительской позиции по отношению к процессу адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
11. Подготовить рекомендации родителям по адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
12. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Предполагаемые результаты:
1. Оптимальный уровень адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
2. Стабилизируется общее эмоциональное состояние детей.
3. Темп физического и психического развития нормализируется.
4. В детском коллективе сформируются позитивные взаимоотношения.
5. Воспитанники приобретут навыки ранней коммуникации.
6. Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, получат помощь в формировании правильного отношения к развитию своих детей, проявят заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Методы и формы работы:
1. Игры дидактические, дидактические с элементами движения, музыкальные, театрализованные, подвижные игры имитационного характера.
2. Слушание народной, классической, детской музыки.
3. Подыгрывание на музыкальных (шумовых) инструментах.
4. Пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции.
5. Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия с детьми.
6. Развитие движений через игровые занятия, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку.
7. Использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.
Ресурсы проекта :
1. Программные произведения устного народного творчества: потешки, поговорки, уговорушки, русские народные сказки, произведения поэтов и писателей России.
2. Программный музыкальный репертуар : произведения для слушания, пения и подпевания, образных упражнений, музыкально-ритмических движений.
3. Сюжетные игрушки, "волшебные мешочки", музыкальные (шумовые) инструменты, гимнастические палки, кольца, природный материал
Механизм отслеживания:
1. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации»
2. Использование методов включённого и не включённого наблюдения.
3. Анкетирование родителей.
4. Собеседование.
5. Совместные детско-родительские игровые занятия
Продукт проекта :
Создана психологически комфортная среда.
Организована и проведена игровая занимательная деятельность с целью успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет через психологическое развитие детей, развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
Создана картотека коммуникационных игр в период адаптации детей 1,5-2 лет
Накоплена информационная база по теме адаптации детей 1,5 — 2 лет.
Гипотеза: Если обеспечить благоприятные условия для успешной адаптации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, в основе которых лежит комплекс педагогических методов и приёмов, то это позволит детям значительно легче войти в интересный и увлекательный мир детского сада.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный.
Целью данного этапа работы над проектом " Адаптация детей 1,5-2 лет в детском саду" является, в первую очередь, изучение особенностей адаптации детей 1,5-2 лет в детском саду, и установление дружеских, доверительных отношений с малышами и их родителями.
Дети раннего возраста очень сильно привязаны к матери и очень пугливы. Поэтому, крайне важно, приучить детей к своему присутствию, выработать у них положительный настрой на взаимодействие с воспитателем. Сформировать связь: воспитатель- весело, интересно, хорошо. Присутствие воспитателя в группе должно вызывать у детей улыбку, весёлый и игривый настрой.
В ходе реализации I этапа решались следующие задачи:
1. Анализ литературы по адаптации детей раннего возраста.
2. Подбор диагностического материала
3. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
4. Установление доверительных отношений с малышами.
5. Исследование социальных навыков детей.
6. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов.
7. Составление плана работы с детьми и с родителями.
8. Подбор информационного материала для родителей.
9. Анкетирование родителей.
План мероприятий для успешной адаптации детей 1,5-2 лет в детском саду.
месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
сентябрь Телесная терапия «Иди ко мне»,«Тушки-тутушки»;
Игра-забава «Легкое перышко»;
пальчиковая ига «Колючий ёжик»;
музыкотерапия «Курочки и цыплята»,«Маленькие ладушки»;
сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок Телесная терапия «Кто такой хороший»,
«Баю-баю»;
пальчиковые игры «Семья»;
сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка»;
музыкотерапия «Шагаем вместе»;
«Идет мишка»;
игра-забава «Я в окошечко гляжу». Телесная терапия «Мой малыш»,
«Тушки-тутушки»;
пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»;
упражнения на дыхание «Греем ручки»;
игра-забава "Воздушные шары";
сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Хрюшка и Чушка Телесная терапия «Обними меня», «Цап»;
сказкотерапия
«Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба»;
Музыкотерапия «Гопачёк»,
«Пляски с платочком»;
игра-забава «Весёлые пузыри».
Работа с родителями Родительское собрание. Тема: «Возрастные особенности детей 2 года жизни»
Анкетирование «Ваш ребёнок».
октябрь Театрализован игры «Весёлый петрушка»;
упражнения на дыхание
«Надуваем пузырь»;
телесная терапия «Попрыгушки»; «Обнимашки»;
пальчиковые игры «Сомни платочек»;
музыкотерапия «Вальс собачек»;
сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок и утёнок». Музыкотерапия «Вот как мы умеем»,
«Шагаем вместе»;
телесная терапия «Баю-бай»; «Обнимашки»;
игра-забава «Волшебный мешочек";
сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Как коза избушку построила». Телесная терапия
«Догонялки-обнималки»;пальчиковая игры
«Дружная семейка»;
игра-забава
«Ладушки, ладушки!»;
музыкотерапия
«Машенька-Маша»,«Гопачёк»;
Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка
Телесная терапия «Наши пальчики»;
Игра «Легкое перышко»;
Пальчиковая
игра «Колючий ёжик»;
музыкотерапия «Вот как мы умеем»;
сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Зайка, зайка, попляши!»;
игра-забава
«Петушок, петушок.».
Работа с родителями Памятка для родителей: «Как помочь малышам адаптироваться?»
Стендовые консультации и папки-раскладушки: «Как и чему учить ребёнка раннего возраста».
ноябрь Пальчиковая игра «Наши пальчики устали»;
сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок»;
телесная терапия «Обними меня»;
игра-забава «Чудесный сундучок»,«Ку-ку»
музыкотерапия «Воробей», «Маленькие ладушки Телесная терапия
«Ладушки»;
игра-забава «Едет паровоз»;
сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок»;
музыкотерапия «Водичка»,
«Гопачёк». Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Совята»; телесная терапия «Скачем на лошадке»;
игры «Топ-топ»;
пальчиковая игра
«Пальчики»;
музыкотерапия
«Колыбельная»;
телесная терапия «Попрыгушки Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Теремок»; телесная терапия «Еду, еду к бабе, к деду.»,
«Обнимашки»;
пальчиковый игры «Зайка серенький сидит»;
музыкотерапия «Юрочка», «Маленькие ладушки
Работа с родителями Совместное детско-родительское занятие
Работа с родителями.
Цель: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах адаптации и развития детей раннего возраста, создание условий для сокращения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и развития положительно окрашенных эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Задачи
1. Выявить положительный опыт семейного воспитания;
2. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
3. Развивать социальные и коммуникативные умения (самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям) у детей раннего возраста путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
4. Сформировать единый стиль общения с ребенком в семье и детском саду.
В ходе детско-родительских занятий у родителей:
1. Сформируются определенные модели взаимодействия с ребенком; повысится уровень педагогических знаний и умений;
2. Активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать и преодолевать трудности в воспитании детей;
3. Установятся доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно влияет на эмоциональное состояние малыша;
4. Сформируется умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
Для детей результатом таких занятий будет то, что:
1. Адаптация к условиям детского сада будет проходить в легкой и средней степени;
2. Активизируется и разовьётся речь, улучшатся показатели речевого развития детей;
3. Малыши станут более активными и любознательны к окружающему миру, возникнет привязанность к педагогам, желание играть со сверстниками, разовьются игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками и предметами-заместителями, то есть проявятся признаки внутреннего комфорта и эмоционального благополучия детей.
4. Сформируется эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм, культурно-гигиеническим навыкам и закаливающим процедурам, сказкам, потешкам, театрализованной деятельности.
Результаты работы.
Результатом реализации проекта «Адаптация детей 1,5-2 лет в детском саду» стало
1. Создание психологически комфортной среды, которая воспринимается детьми, как безопасная, доброжелательная и интересная;
2. Организована и проведена игровая занимательная деятельности с целью успешной адаптации детей 1,5-2 лет через развитие речи, ознакомление с окружающим миром и художественно- эстетическое развитие детей;
3. Создана картотека коммуникационных игр в период адаптации детей 1,5-2 лет
4. Накоплена информационная база по теме: «Адаптация детей 1,5 - 2 лет».
В результате сравнительного анализа итогов диагностик, можно смело сделать вывод, что реализация проекта «Адаптация детей 1,5-2 лет в детском саду» имела большое практическое значение. Количество детей имеющих высокий уровень адаптации увеличилось на 28% и в результате составило 56%; количество детей имеющих средний уровень адаптации изменилось на 10% и в результате составило 39%;количество детей имеющих сложности в адаптации изменилось на 18% и в результате составило 5%.
И, конечно же, мы очень рады тому, что среди наших детей не было малышей с дезадаптацией.
Диаграмма результатов адаптации детей 1,5-2 лет
в самом начале посещения детского сада.
Уровень адаптации Количество детей %
Высокий 3 28
Средний 5 49
Сложный 2 23
Дезадаптация
Диаграмма результатов адаптации детей 1,5-2 лет
по истечении 3 месяцев посещения детского сада.
Уровень адаптации Количество детей %
Высокий 5 56
Средний 4 39
Сложный 1 5
Дезадаптация 0 0
Мы добились оптимального уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
Стабилизировалось общее эмоциональное состояние детей, темп физического и психического развития нормализовался, в детском коллективе сформировались позитивные взаимоотношения, малыши приобрели коммуникативные навыки.
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей в ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается, повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом. Родители принимают активное участие в родительских собраниях.
Родители получили помощь в формировании правильного отношения к развитию своих детей, и проявили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Для решения этих задач использовались хорошо знакомые методы и приёмы - индивидуальные беседы и консультации, родительские собрания, в форме круглого стола, стендовые консультации и папки –раскладушки и совместные детско-родительские занятия.