Надежда Шкедова
Проект по адаптации детей группы раннего возраста к ДОУ «Первые шаги в наш детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по адаптации детей группы раннего возраста к ДОУ :
«Первые шаги в наш детский сад»
Составила воспитатель группы
раннего возраста : Н. В. Шкедова
Вид проекта : информационно- творческий
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь, октябрь,ноябрь. декабрь)
Участники проекта : вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели, медсестра
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по адаптации детей группы раннего возраста к ДОУ „Первые шаги в наш детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Детский сад. Наш любимый детский сад
- Младшая группа
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Период адаптации является очень важным периодом для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. С приходом в группу раннего возраста у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Цель проекта : создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи:
• Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
• Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
• Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
• Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
• Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
• Повышать уровень компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
• предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
• постепенное заполнение группы;
• гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
• информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
• наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
• протекание адаптации.
Формы работы с родителями:
• Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
• Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
• Беседы.
Ожидаемые результаты :
• Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
• Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
• Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
• Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Конечный результат :
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• презентация проекта для педагогов и родителей;
• публикация проекта на интернет-сайте
Предпроектный этап :
• Создание банка данных о будущих воспитанниках
• Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
• Организационное родительское собрание;
• Изучение литературы по данной теме
• Создание развивающей среды
Формы работы с родителями:
• 1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
• 3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
• 4. Беседы.
Этапы работы над проектом :
I этап – Подготовительный:
1. Создание методического обеспечения;
2. Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;
3. Помещение информации в родительский уголок;
4. Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»;
5. Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада».
II этап - Основной (реализация проекта) :
1. знакомство с семьей;
2. ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
3. информационная деятельность:
4. беседы с родителями.
5. рекомендации "Пальчиковая гимнастика"
6. Родительское собрание : «Мы уже не плачем»
7. совместные праздники.
8. работа с детьми.
9. Предоставление родителям стенда с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?"
10. Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду».
III. Заключительный этап (итог проекта) :
1. Анализ проведенной работы;
2. Определение уровня адаптации детей.
3. Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта);
4. Консультация «В царстве упрямства и капризов»; «Кризис трех лет.»;
5. Новогодний праздник «К деду Морозу в гости».
6. Презентация проекта для педагогов и родителей;
7. Публикация проекта на интернет-сайте.
Игровая деятельность:
Пальчиковые игры: («Семья»,«Этот пальчик», «Кулачок»,"Мы капусту рубим", "Замок", "Мы делили апельсин", «Сорока-ворона».)
Хороводные игры : (Зашагали ножки по ровненькой дорожке», «Пузырь», «Каравай», «Карусели».)
Музыкальные игры: («Тихо-громко»,«Отгадай, что звенит»)
Сюжетно-ролевые: («Оденем куклу Машу», «Укладываем куклу Катю спать», «Кукла Маша обедает», «Отведем дочку в садик».)
Настольно-печатные: («Собери картинку», «Из какой сказки», «Чей домик», «Кто спрятался».)
Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы
Задания :(«Построим башню», «Построим дом Мишке», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать зайчика», «Посадим воробушка на башню».)
Художественная литература:
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»
Русские народные сказки: «Курочка-Ряба» ,«Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Цикл потешек.
Новогодние развлечение
(для детей и родителей)
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.
Анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя.
Группа Степени адаптации
Лёгкая Средняя Сложная
Группа раннего возраста 18 (72%). 5 (20%);
2(8%);
Приложение 1
Игры
Цель:
Способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Задачи:
Обогащать и совершенствовать физический опыт детей; побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками; расширение социальных контактов детей, формирование доверия к окружающим; развитие умения конструктивно взаимодействовать, развитие познавательной и эмоциональной сфер ребёнка.
«Привет! Пока!»
Ход игры:
Педагог машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять
регулярно в начале и в конце дня. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
«Топ-топ» :
Ход игры:
Сначала проиграть считалку со своим ребёнком. Затем организовать для игры несколько детей. Дети стоят в кругу. Начинаем вместе топать и хлопать под считалку:
Топ-топ, кто идет?
Топ-топ, мы идем.
Хлоп-хлоп, кто несет?
Хлоп-хлоп, мы несем.
«Закати мяч в ворота» :
Ход игры:
Взрослый делает «ворота» из любых подручных средств (расставленные на определенном расстоянии кубики из строительного материала, коробки из-под игрушек) и просит детей по очереди закатывать мяч в промежуток между ними. Сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно варьировать в сторону усложнения, т. е. помещая детей все дальше от ворот; можно предоставить ребенку возможность самому выбирать расстояние. Закатывать мяч в импровизированные (разной высоты и ширины ворота) можно не только рукой или ногой, но и каким-нибудь предметом (клюшкой, деревянным молоточком). Размеры мяча и молоточка (клюшки) можно варьировать. Лучше подобрать такой мяч, который легко и быстро катится по земле (полу).
После того, как игра освоена вашим ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей. Возможно использование нескольких мячей.
«Потанцуй со мной» :
Ход игры:
Сверху подвешиваем заводную погремушку («карусельку»). Заводя, предлагаем ребёнку потанцевать (покрутить кистью рук, приседать, покружиться – что сможет сделать ребёнок)- показываем, как это сделать. Под музыку «танцуем» вместе с ним. Когда игра освоена, вовлекаем других детей.
«Дорожка для мяча» :
Ход игры:
На песке взрослый палочкой рисует дорожку. Предлагает прокатить по ней мячик. Показывает, как это сделать. После того как ребёнок прокатил мяч, хвалит (как ловко, какой ты молодец, прямо по дорожке) и ловит его, посылая обратно и предлагая словить (а теперь я к тебе мячик отправлю по дорожке). После изучения игры со своим ребёнком, предлагает нескольким детям катать и ловить один или несколько мячей.
«Езда по дорожкам» :
Ход игры:
Начертить палочкой на земле «дорогу» и попросить ребёнка проехать по дороге машинкой, детской коляской. После освоения ребёнком игры вовлекайте других заинтересованных детей (кто ещё хочет поехать по дорожке, пусть едут друг за другом.
«Передай колокольчик» :
Ход игры:
Дети стоят полукругом (если в помещении, то можно сесть на стульчики). В центре стоит взрослый с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой). Если ребёнок не может выбрать, взрослый помогает.
«Повтори за мной» :
Ход игры:
Поиграйте в игру сначала со своим ребёнком, затем играйте все вместе. Играющие, становятся в круг, на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Взрослый сначала один, а через несколько занятий вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении и показывает, как это делать:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
«Хлопаем в ладоши!»
Ход игры:
Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
—Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать.
«Хлопушки»
Ход игры:
Педагог показывает свои ладони и предлагает
ребенку похлопать по ним.
«Детка хлопать так умеет, своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так, своих ручек не жалеет!»
«Ладушки»
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.
«Ладушки-ладушки, где были?
— У бабушки!
— Что ели?
—Кашку!
— Что пили?
—Бражку!
Кашку поели,бражку попили!
Ш-у-у-у, полетели, на головку сели!»
(На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша).
«Лови мячик!»
Оборудование:
небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга,
широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
«Платочек»
Оборудование: большой яркий шелковый платок
(желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом
случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы.
После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка.
Игра «Построим забор» :
Ход игры:
Приготовим счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка: Выбери синие палочки и построй заборчик синего цвета (втыкаем палочки в мокрый песок). Обязательно покажите, как это сделать. Потом — красные палочки и построим заборчик красного цвета. Если ребёнок не может сделать по цветам, предложите сделать просто ровный забор разных цветов. Включайте в игру большее количество детей, предлагая построить 1 большой забор
Игра «Кто там спрятался?» :
Ход игры:
Покажите ребёнку 1-2 яркие игрушки. Затем вместе с ребёнком одну закапайте. Спросите: Что там спряталось? Ребёнок (говорящий) отгадывает и раскапывает её. Если ребёнок ещё не говорит, закопав игрушку, спросите: где зайчик? После того, как он игрушку раскопает, скажите: вот он зайчик! После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей.