Касимова Евгения
Проект «Писатели России — детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательски-творческий проект «Писатели России-детям».
Руководитель проекта :
Продолжительность проекта : с 06 марта по 17 марта 2023 года.
Тип проекта : смешанный (исследовательски-творческий)
Участники проекта : воспитатели, дети всех возрастных групп.
Возраст детей: 1.5-7 лет.
Место проведения:
Актуальность: Именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые мы ставим перед собой – это привитие интереса и любви к чтению.
Публикация «Проект „Писатели России — детям“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Именно в раннем возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным
Цели проекта : создать условия для активного знакомства детей с творчеством детских писателей, посредством художественных произведений.
Задачи проекта :
• продолжать знакомить детей с творчеством писателей;
• развивать интерес к произведениям детских писателей, к художественной литературе;
• развивать у детей внимание, память, мышление, творчество, инициативу;
• формировать навыки устной речи на основе произведений детских писателей;
• учить выражать собственное отношение к поступкам главных героев;
• совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, читать произведения, драматизировать, инсценировать;
• воспитывать любовь к произведениям детской литературы и желание знакомиться с новыми произведениями детских писателей и поэтов.
Представленный проект направлен на :
- внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику;
- организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей интереса к произведениям детских писателей;
- создание условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
Изучить методическую и художественную литературу по теме проекта и разработать план мероприятий. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение произведений русских писателей, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций с изображением героев произведений по мере изучения; портреты писателей; внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев произведений, материалы для творческих работ.
2. Основной этап.
№ Примерные мероприятия Дата Группы Ответственные
1. Тема «Книги - наши друзья»
1. Чтение песенок, потешек: «Наши уточки с утра.»; «Наша Маша маленька.»
- развивать умение читать наизусть потешки, небольшие авторские стихотворения.
2. Рассматривание иллюстраций, картин книг детских писателей
- приобщать детей к рассматриванию иллюстраций, рисунков в книгах.
На протяжении всего проекта ясли воспитатель
3. Чтение детям произведений : рассказ В. Сутеева «Кто сказал "мяу"!»; А. Барто "Мишка", "Кто как кричит"
- развивать интерес к чтению; умение внимательно слушать, вступать в диалог; воспитывать усидчивость
4. Игра «Громко — тихо»
- учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
5. Дид. игра «Лягушка и лягушата»
- развивать речевое внимание детей; умение имитировать, действовать в соответствии с текстом.
2 млад
6. Организация выставки книг «В гости книжке-малышке»
- расширять представления о книжках –малышках; развивать интерес к литературным произведениям.
Ясли,
2 млад
2. Тема «Книги - наши друзья 1. Игра с мячом "Моя любимая книга"
- учить передавать мяч по кругу, называя свою любимую книгу; развить ловкость, речь; воспитывать уважение друг другу.
2. Рассматривание иллюстраций, рисунков к детским произведениям писателей
- дать понять детям, как важны в книге рисунки; учить внимательно рассматривать книжные иллюстрации.
На протяжении всего проекта средняя
1. Беседа на тему «Хорошая книга-твой друг на всю жизнь»
- формировать интерес к книгам; учить понимать, что из книг можно узнать много интересного; воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
2. Д/и "Так бывает или нет?"
(отгадывание небылиц)
- развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
средняя
3. Чтение: М. Зощенко "Показательный ребенок"; С. Георгиев "Бабушкин садик"
- формировать у детей интерес к чтению; побуждать детей в свободное время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга; воспитывать нравственные качества.
- учить внимательно слушать, понимать смысл прочитанного; воспитывать интерес к художественной литературе.
4. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
- создать условия для игры; формировать игровые умения, доброжелательное отношение к сверстникам.
средняя
3 Тема «Книги - наши друзья
1. Показ мультимедийной презентации с беседой на тему "Как появилась книга "
- познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; расширить представление детей о многообразии книг, об их различии по внешнему виду, величине, материалу и т. д. ; дать представление о значении книги в жизни человека. На протяжении всего проекта старшая
2. Дид. игра "Найди рифму"
-учить детей подбирать рифмующиеся слова; развивать литературную речь.
3. Дид. игра "Собери картинку из сказки"
-упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; закреплять знания детей о сказках, через содержание картинок.
4. Чтение произведений Л. Толстого "Косточка", "Прыжок", "Лев и собачка"
- воспитывать любовь к чтению; формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.
5. Сюж. ролевая игра "Книгоиздатели"(Дети обыгрывают все профессии, причастные к созданию книги- от лесоруба, рабочего бумажной фабрики до продавца книг)
- создать условий для игры; закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
старшая
4 Тема «Книги - наши друзья
1. Показ мультимедийной презентации с беседой на тему "Как появилась книга "- познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; расширить представление детей о многообразии книг, об их различии по внешнему виду, величине, материалу и т. д. ; дать представление о значении книги в жизни человека
На протяжении всего проекта подгот Воспитатели
2. Дидактические игры «Отгадай загадки»
- развивать мышление, речь, умение отгадывать загадки, придумывать свои.
3. Рассматривание иллюстраций книг
- привлечь внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям; сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
4. Чтение: П. Соловьева "День и ночь", С. Городецкий "Весенняя песенка"
- познакомить детей с новым произведением; учить определять характер персонажей, связно пересказывать литературный текст.
подгот воспитатели
5. Аппликация "Обложка любимой книги"
- совершенствовать умения создавать сюжетные изображения по представлению; развивать чувство композиции; закреплять приемы вырезания; воспитывать вкус в подборе цветовой гаммы для составления изображения.
подгот
5 Тема "В гости к детским писателям"
1. Пальчиковая гимнастика "Ладушки"
- развивать связную речь, мелкую моторику.
2. Беседа с детьми "Знакомство с детскими писателями»
- познакомить детей с детскими писателями; прививать любовь к чтению; воспитывать доброжелательное отношение к книгам. На протяжении всего проекта ясли
3. Рассматривание портретов детских писателей и знакомство с их произведениями
- знакомить с портретами детских писателей, поэтов; развивать внимание; воспитывать желание знакомиться и изучать их творчество.
4. Дид. игра «Сложи картинку» и узнай поэта, писателя.
-развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память; учить узнавать детских писателей; воспитывать усидчивость.
На протяжении всего проекта 2 млад
5. Чтение произведений Л. Толстой "Спала кошка на крыше. ", В, Бианки "Купание медвежат" с показом иллюстраций на мультимед.
- развивать умение слушать новые произведения дет. писателей, внимание, память, усидчивость; воспитывать умение сопереживать героям произведений.
6. Аппликация «Закладки для книг»
- развивать творческие способности, мелкую моторику; вызвать интерес от совместного творчества.
2 млад
6 Тема "Путешествие в гости к С. Я. Маршаку".
1. Показ мульт. презентации с беседой "Знакомство с творчеством С. Я. Маршака"
- познакомить детей с творчеством С. Я. Маршака; вызвать интерес к творчеству писателя; воспитывать желание заучивать тексты. На протяжении всего проекта средняя
2. Путешествие по выставке «Веселые стихи» (по стихам С. Я. Маршака)
- продолжать знакомить детей с произведениями С. Маршака; формировать интерес и желание изучать творчество писателя.
3. Подвижная игра «Мыши водят хоровод».
- развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом. средняя
4. Чтение стихотворений С. Я. Маршака «Пожар»; «Детки в клетке», «Сказке об умном мышонке»
- воспитывать интерес к произведениям писателя; развивать внимание, память, усидчивость; сопереживать героям произведений.
5. Лепка «Персонаж любимой сказки» (по произведениям С. Я. Маршака).
- закрепить знания героев сказок произведений С. Маршака; развивать творческие способности детей, мелкую моторику. средняя
7 Тема "В гости к детским писателям"
1. Показ мультим. презентации с беседой "В гости к детским писателям"
- познакомить детей с детскими писателями, поэтами с их биографией; формировать интерес к их творчеству; дать детям высказать своё мнение. На протяжении всего проекта старшая
2. Час поэзии "Калейдоскоп стихотворений" (заучивание стихотворений)
- развивать память; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; учить выразительно читать стихи.
3. Игровые упражнения "Подбери правильно атрибуты любимых героев"
-развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, память; помочь вспомнить героев из разных произведений.
4. Дидактическая игра "Кто автор произведения?"
- уточнять и расширять знания детей о писателях, поэтах; развивать внимание, память, быстроту мышления. старшая
5. Чтение: С. Маршак "Пудель",С. Есенин "Береза", И. Никитин "Встреча зимы"
-воспитывать интерес к чтению; запоминать авторов произведений; уметь различать сказку от рассказа; развивать усидчивость, умение слушать до конца.
6. Рисование "Встреча лисы и колобка"
- развивать интерес к рисованию, замечать характерные особенности героев сказки и передавать их средствами рисунка. старшая
8 "В гости к детским писателям"
1. Показ мультим. презентации с беседой "В гости к писателям"
- познакомить детей с новыми писателями, с их биографией; формировать интерес к творчеству детских писателей; дать детям высказать своё мнение.
2. Дидактическая игра "Кто больше заметит небылиц?"
-учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. На протяжении всего проекта подг
3. Чтение С. Маршака "Тает месяц молодой", Ф. Тютчев "Весенние воды"
- продолжать знакомить с творчеством писателей; развивать литературную речь, внимание, память; воспитывать интерес к чтению.
4. С/ р игра: «Книжный магазин»
- создать условия для игры; закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; воспитывать дружеские взаимоотношения.
5. Рисование «Мы – художники-оформители».
-развивать фантазию, умение придумывать и нарисовать обложки книг для любимых писателей.
подг
6. Драматизация отрывка из прочитанной сказки (по выбору)
-закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения). подг Воспитатели
9 Тема "Путешествие в мир сказок"
1. Рассматривание иллюстраций, рисунков к сказкам
-воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных;
-учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное.
2. Беседа "Как я люблю сказки"
-развивать речь, интерес к сказкам; воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
На протяжении всего проекта ясли
3. Чтение: "Козлятки и волк", обр. К. Ушинского; "Теремок", "Маша и медведь" обр. М. Булатова
- развивать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям; воспитывать нравственные качества.
4. Подвижная игра «Коза рогатая».
-учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слово-сигнал воспитателя; воспитывать внимание детей, быстроту реакции.
На протяжении всего проекта Ясли,
2 мл
5. Настольный театр "Курочка Ряба"(показ в группе детям)
ясли
6. С/р игра" Книжный магазин"
- создать условия для игры; формировать начальные навыки ролевого поведения; умения связывать сюжетные действия с ролью; воспитывать дружеские взаимоотношения.
На протяжении всего проекта 2 мл
10 Тема "Путешествие в мир сказок"
1. Беседа "Путешествие в сказочный мир"
- знакомить с различными видами сказочных произведений; формировать умение вести диалог с воспитателем; развивать речь.
2. Дид. игра "Чудесный мешочек"(предметы из сказок)
- учить узнавать сказку по предмету.
На протяжении всего проекта средняя
3. Путешествие по выставке «Волшебные сказки»
- рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности; знакомить с различными видами
сказочных произведений.
5. Чтение сказок "Про Иванушку-дурочка", обр. М. Горького; "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", обр. А. Н. Толстого с показом картин на мультимед.
- учить слушать сказку до конца; содействовать правильному восприятию содержания; формировать способность сопереживать героям; воспитывать добрые чувства.
средняя
6. Игра – драматизация по любому авторскому произведению
- закрепить знания содержания произведения, развивать элементарные формы театрального творчества.
7. Конструирование: "Терем-теремок"-упражнять в строительстве, совершенствовать конструктивные способности; воспитывать умение работать в дружно, сообща. средняя
11 Тема "Путешествие в мир сказок"
1. Беседа с детьми на тему "Что такое сказка?", показом иллюстраций на мультимед.
- закреплять знания детей о сказках; развивать познавательную активность и интерес к детской художественной литературе; знакомить детей с широтой сказочного жанра народов мира.
2. Дид. игра " Да - Нет"
-уточнить представления детей о сказках и рассказах; развивать память, мышление. На протяжении всего проекта старшая
3. Заучивание наизусть стихотворение И. Сурикова "Вот моя деревня "
- формировать умения выразительно, с естественными интонациями читать стихи, развивать память; воспитывать эмоциональное отношение к литературным произведениям.
4. Настольные игры: "Собери и угадай сказку"; пазлы "Русские народные сказки"
- побуждать детей к самостоятельности в игре; развивать усидчивость, мышление, память.
старшая
5. Чтение: П. Бажов "Серебряное копытце"; Т. Александрова Домовенок Кузька"
- развивать интерес к сказкам, литературную речь; учить выражать своё мнение, высказывать суждения по поводу поведения героев произведения; воспитывать любовь к чтению.
6. Аппликация «Коллаж по русским народным сказкам»(коллективная работа)
- приобщать детей к искусству аппликации; формировать навыки аккуратной работы; воспитывать работать в коллективе.
старшая
11 Тема "Путешествие в мир сказок"
1. Беседа с детьми на тему "Что такое сказка?", показом иллюстраций на мультимед.
- закреплять знания детей о сказках; развивать познавательную активность и интерес к детской художественной литературе; знакомить детей с широтой сказочного жанра народов мира.
На протяжении всего проекта подг.
2. Д/и "Из какой сказки этот герой?; "Чудесный мешочек"(предметы из сказок)
-закрепить знания сказок; узнавать из какой сказки предмет ; развивать память, внимание.
3. Чтение: "Добрыня и Змей"; "Снегурочка"; "Садко".
-познакомить детей с новыми сказками; развивать умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, интонационную выразительность речи; Воспитывать любовь к чтению.
4. П/и «Лови – бросай – сказки называй!»
- учить передавать мяч по кругу; развить ловкость при приеме мяча; закрепить знания сказок.
подготовительная
5. Театральная деятельность: инсценировка из авторского произведения»
- закрепить знания содержания сказки; развивать элементарные формы театрального творчества; умение импровизировать, формировать умения свободно чувствовать себя в роли; воспитывать артистические качества.
6. Рисование иллюстрации к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»
- закрепить знания о сказке; развивать творческие способности детей; приобщать к изобразительному искусству
- развивать мышление, внимание, память; воспитывать усидчивость. Подг
3. Заключительный этап.
1. Конкурс чтецов «А я знаю наизусть»;
(музыкальный зал) Старшая, 2 подг группы Воспитатели
Логопед
Музыкальный руководитель
2. Театрализация любимых произведений; «По страницам любимых произведений»
(музыкальный зал) Подгот. 2 группы, Воспитатели, Логопед,
Музыкальный руководитель
3. Выставка совместного творчества родителей и детей "Мой любимый герой". (музыкальный зал) Старшая, 2 подготов. группы, Родители, воспитатели.
4. Выставка дидактических игр
Собственного изготовления (музыкальный зал) Средняя. Старшая 2 подг гр. воспитатели
5. Выставка альбомов «Писатели России» (музыкальный зал) Все группы воспитатели
5. Выставка лепбуков «О любимом писателе»
(музыкальный зал Средняя. Старшая 2 подг гр. Воспитатели, логопед
6. Экскурсия в библиотеку. Подг 2 группы Воспитатели,
логопед
Результаты проекта :
• -дети познакомились с творчеством детских писателей;
• -научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов;
• -познакомились с иллюстраторами детской книги;
• -организовались тематические выставки;
• - научились ремонтировать книги;