Людмила Киселева
Проект «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта Социально-значимый, групповой.
Предмет и объект проекта Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Публикация «Проект „Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Проекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
Цель и задачи проекта Цель проекта – разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ детский сад №18 «Родничок»
Задачи:
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
Способствовать развитию основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
Расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
Укреплять семейные связи;
Получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный
• Методическая и организационная подготовка проекта : Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2020 г.
Практический
• Формирование элементов финансовой грамотности в ходе практической работы.
• Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
• Срок реализации этапа – ноябрь 2020 г. – апрель 2021 г.
Заключительный
• Подведение итогов, изучение мнения родителей о результативности проекта.
• Оформление результатов проекта
• Срок реализации этапа – май 1г.
Перечень основных мероприятий 1. Изучение научно- методической литературы в рамках исследуемой темы.
2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.
3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.
5. Создание обогащё нной развивающей среды в группах:
- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
5. Консультации для родителей.
6. Экскурсии в магазин, почту.
6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.
Исполнители проекта и основных мероприятий Родители, дети, педагоги и администрация МБДОУ детский сад №18 «Родничок» с. Левокумка
Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта Для детей :
Приобретение новых знаний социально-экономического характера;
Приобретение первичных навыков рационального распределения доходов
семьи;
Усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться
принимать правильные финансовые решения;
Получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
Развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам.
Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Целевая группа проекта Дошкольники старшей группы, их родители, педагоги Родители, дети, педагоги и администрация МБДОУ детский сад №18 «Родничок» с. Левокумка
Актуальность проекта.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
I этап – организационный
Задачи:
1. Изучить отношение дошкольников к финансовым нормам.
2. Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
3. Постановка и определение целей и задач проекта;
4. Довести к сведению педагогов, родителей воспитанников цели и содержания
проекта;
5. Подбор литературы по теме, плакатов и буклетов;
6. Подбор пословиц и поговорок об экономии;
7. Подбор иллюстраций по теме, текстов художественных произведений и
стихотворений;
8. Консультации для родителей;
9. Подбор информации для родительского уголка;
10. Оформление стенда по теме, составление памяток;
11. Составление плана проекта.
II этап – основной
№ Мероприятия Задачи Ответственные Сроки
2 этап – основной
1 Познавательные беседы по основам финансовой грамотности на темы :
«Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?»,
(приложение 1)
«Что такое деньги и какими они бывают?», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», «Как «растут» деньги?»
(приложение 2)
НОД «Путешествие в страну –Экономика! (приложение 3) Закладывание основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников Воспитатели октябрь-декабрь 2020 г.
2 НОД по развитию элементарных математических представлений «Магазин школьных принадлежностей»
(финансовая арифметика) (приложение 4) Развитие умения считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 20 с опорой на наглядность Воспитатели регулярно в течение года.
3 Мероприятие 1. Деньги прошлого, настоящего и будущего. (приложение 5) Повышение интереса к изучению программ экономической направленности Воспитатели группы Октябрь 2020 г.
4 Консультация (приложение 6) Зачем нужна ребенку финансовая грамотность? Воспитатели,
январь-март 2021 г.
5 Мероприятие 2. «Магазин детский мир» (приложение 7) повышение интереса к изучению основ финансовой культуры дошкольников Воспитатели,
апрель 2021 г.
6 Игры: «Школа банкира», «Потребность – возможность».
(приложение 8) закрепление полученных знаний по формированию основ финансовой культуры Воспитатели группы май 2021 г.
7 Мероприятие 3 по страницам сказки «Цветик семицветик» (приложение 9) Воспитатели группы
III этап
Формы представления результатов
1. Выступление на заседаниях методического совета ДОУ.
2. Публикация результатов проекта.
3. Применение в практике педагогической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред. Е. А. Курака. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
6. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256с.
8. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. -М. :ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». https://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami