Олеся Разумная
Проект «Перелетные птицы» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
Группы общеразвивающей направленности от 4-5 лет
Подготовила: воспитатель
Первой квалификационной
Категории Разумная О. В.
По доминирующей деятельности: игровой, познавательный, творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: среднесрочный (10 – 14 дней).
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект „Перелетные птицы“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Актуальность проекта : На нашей планете в последнее время всё чаще наблюдаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого - деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесию. Поэтому, чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы - педагоги ДОУ, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.
Проведенная предварительно диагностика показала, прежде всего, ребенок не знает всех птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно.
Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, было проведено анкетирование родителей по теме: «Перелётные птицы». Анкета позволила сделать следующие выводы: в большинстве семей нашей группы домашних животных и птиц нет (из 25 семьей только в трёх есть птицы попугаи). Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к птицам, общения с ними. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное или птицу, но дети получали отказ. Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Цель проекта : Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.
2. Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта.
3. Познакомить детей с понятиями : лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.
5. Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность.
6. Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
7. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура.
Предполагаемый результат:
· У детей сформируются знания о жизни перелётных птиц в природных условиях.
· У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе.
· Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Этапы проекта.
1 этап. Организационный
Проектная деятельность Задачи Сроки реализации
Изучение уровня знаний по теме
Определить актуальные знания детей о перелётных птицах За неделю до начала проекта
Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами В течение недели до начала проекта
Написание конспектов занятий Планирование предстоящей работы В течение недели до начала проекта
2 этап. Планирование деятельности.
Проектная деятельность Задачи Сроки реализации
Д/и «Назови перелётных птиц», «Назови птенцов перелётных птиц» Активизировать в речи названия перелётных птиц и их птенцов. 1 день
Чтение рассказов Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов». Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову.
2 день
П/и «Птицы, гнёзда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два» Учить детей подражать голосу птицы.
2 день
Рисование «Скворца».
Учить рисовать птиц, передавая их характерные особенности их внешнего вида. Развивать воображение. 3 день
Загадки о перелётных птицах. Учить детей отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении. 3 день
Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков. 4 день
Лепка «Птица». Учить детей лепить птицу, передавая овальную форму её туловища, передавая форму головы, клюва. Развивать образные представления. 4 день
Консультация для родителей «Хочу всё знать» Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Перелётные птицы». 4 день
Прослушивание музыки, подражающая голосам птиц. Учить воспринимать и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений. 5 день
Аппликация «Скворечник». Учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации. 5 день
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Перелётные птицы» Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. 5-8 день
Выставка книг по теме «Перелётные птицы» с иллюстрациями.
Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки, показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации. 6 день
Беседа о жизни перелётных птиц, чем питаются птицы, где выводят потомство, зачем птицам перелёт в тёплые края. Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи. 6 день
Д/и «Кто как говорит?»
Активизировать глагольный словарь. Развивать способность к подражанию голосам птиц. 7 день
Заучивание потешки «Птички - невелички.», пальчиковая гимнастика «Птицы» Развивать выразительность речи, развитие моторики рук. 7 день
Рисование «Лебедя». Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц 8 день
Д/и «Кто где живет?».
Учить детей называть, где какая птица живёт. 8 день
Создание альбома для рассматривания «Перелётные птицы». Обобщить представления детей о характерных особенностях внешнего вида перелётных птиц. 8-9 день
Чтение стихов о птицах и разучивание стихотворения. Развивать выразительность речи
9 день
Лепка «Почему у цапли длинные ноги?».
Закрепить умение лепить птиц, передавать особенности их внешнего вида. Учить объединять работы в композицию. 9 день
Д/и «Чей хвост?», «Чей клюв?»
Расширить словарь прилагательных и существительных по теме «Перелётные птицы». 9 день
3 этап. Заключительный
Проектная деятельность Задачи Сроки реализации
Развлечение «Перелётные птицы». Обобщить и систематизировать знания о птицах. Формировать устойчивый интерес к живой природе. 10 день
Выставка детских работ. Представить результаты совместного творчества детей и родителей. 6-10 день
Презентация диска для рассматривания «Перелётные птицы нашего леса» для детей группы раннего возраста. Способствовать желанию рассказывать о птицах, выражать свои эмоции.
10 день
Литература
1. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М. : Просвещение, 1982.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
5. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
6. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Лиштван З. В. Конструирование. - М. : Просвещение, 1981.
8. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (Основы коммуникации) : Программа развития личности ребёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб. : ЛОИУУ, 1996.
9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Владос, 2000.
10. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию [Текст] : Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.
11. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом [Текст] : Москва - ТЦ Сфера, 2001
12. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] : Москва – «Издательство Гном и Д», 2005