наташа рожнева
Проект для детей раннего возраста «Пальчиковые шаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Пальчиковые шаги»
Разработчик: воспитатель
Рожнева Н. А.
Тема: «Пальчиковые шаги».
Тип проекта : творческий – игровой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Срок реализации: с октября по февраль.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Публикация «Проект для детей раннего возраста „Пальчиковые шаги“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые дорожки и коврики. Шагаем пальчиками
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта :развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста.
Задачи: 1. Развивать память, речевой слух; 2. Развивать монологический и диалогический строй речи; 3. Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей; 4. Воспитывать звуковую культуру речи; 5. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Актуальность:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.
Этапы проекта :
1. Вводный (подготовительный) :определение цели и задач;подбор методической литературы, пальчиковых упражнений; разработка плана;изготовление дорожек; разработка консультации,памяток для родителей.
2. Основной:
Сроки реализации проекта Описание деятельности
с детьми Описание деятельности
с родителями
Октябрь
1 -2 неделя Упражнение 1. «Мячик».
Мячик, мячик, прыг-скок, Догони меня, дружок, От меня не убегай, Поскорее догоняй.
Выполнение упражнения.
Проскачи пальчиками правой руки по кружочкам, как мячик, и догони мальчика пальчиками большим и указательным.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей».
(Приложение 1)
3 – 4 неделя Упражнение 2. «Летний дождик».
По небу облако тихо плывёт, из этого облака дождик идёт. От дождика прячется вся детвора, Под зонтик бегут посредине двора!
Выполнение упражнения.
Помоги ребятам спрятаться от дождя. Прошагай пальчиками правой руки по кружочкам к зонтику: большим и указательным, указательным и средним.
Ноябрь
1 -2 неделя Упражнение 3. «Жучки».
Два жучка пошли гулять, свои ножки поразмять. Каждый по своей дорожке: Не устали бы их ножки!
Выполнение упражнения.
Помоги жучкам дойти до леса. Прошагай пальчиками правой руки по дорожкам. У каждого пальчика своя дорожка : большой и указательный, указательный и средний.
Ознакомление родителей с методикой «Пальчиковые шаги» (ссылка на сайт).
3 – 4 неделя Упражнение 4. «Петушок».
Рано встанет поутру, Прокричит «Ку-ка-ре-ку». Наш весёлый петушок, Золотистый гребешок.
Выполнение упражнения.
Помоги петушку всех рано утром разбудить. Прошагай пальчиками левой руки по кружочкам к солнышку. У каждого пальчика своя дорожка : большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Декабрь
1 -2 неделя Упражнение 5. «Курочка».
Курочка в саду гуляла, И цыпляток растеряла, Куд - кудах, куд – кудах. Ищет малышей в кустах: «Где вы, дочки и сыночки, разбежались по кусточкам?»
Выполнение упражнения.
Помоги курочке собрать цыплят. Прошагай пальчиками правой руки по кружочкам к цыпляткам. У каждого пальчика своя дорожка : большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный,
безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Памятка для родителей «Правила выполнения упражнений».
(Приложение 2)
3 – 4 неделя Упражнение 6. «Ёжики».
Семья колючих ёжиков бежала по тропинке. Грибы, листочки, ягоды, несли они на спинках.
Выполнение упражнения.
Помоги ежатам дойти до мамы ежихи. Прошагай пальчиками левой руки по дорожкам (между дорожками). У каждого пальчика своя дорожка : большой и указательный, указательный и средний.
Январь
1 -2 неделя Упражнение 7. «Муравей»
Муравей нашёл травинку, положил её на спинку. Дотащить домой скорей бы, чтоб достроить муравейник.
Семья колючих ёжиков бежала по тропинке. Грибы, листочки, ягоды, несли они на спинках.
Выполнение упражнения.
Помоги муравью доползти до муравейника. Каждым пальчиком правой руки проползи по дорожке: большим, указательным, средним, безымянным, мизинчиком.
3 – 4 неделя Упражнение 8. «Кот и бабочка».
Котик с бабочкой играл, котик бабочку поймал. И, не знает, как с ней быть, может, в клетку посадить? Только всем давно известно — в клетке бабочке не место!
Выполнение упражнения.
Помоги бабочке долететь до цветка. Прошагай пальчиками левой руки по кружочкам к цветку: большим и указательным, указательным и средним.
Февраль
1 -2 неделя Упражнение 9. «Гусеница»
Ползу я по дорожке, перебираю ножки. Мечтаю бабочкою стать, чтоб по цветам легко порхать.
Муравей нашёл травинку, положил её на спинку. Дотащить домой скорей бы, чтоб достроить муравейник.
Семья колючих ёжиков бежала по тропинке. Грибы, листочки, ягоды, несли они на спинках.
Выполнение упражнения.
Помоги гусенице, и доползти до цветка и стать бабочкой. Каждым пальчиком левой руки проползи по дорожке к цветочку: большим, указательным, средним, безымянным, мизинчик.
3 – 4 неделя Упражнени10. «Зайчик»
Зайчик, зайчик, поскачи, и морковку поищи. Поищи капусту — будет очень вкусно.
Выполнение упражнения.
Помоги зайчику прискакать в огород. Проскачи пальчиками левой руки по кружочкам. У каждого пальчика своя дорожка : большой и указательный, указательный, указательный и средний.
3. Заключительный: фотоотчет для родителей. Подведение итогов.
В результате работы проекта удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с детьми пальчиковые упражнения которые способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь. Улучшалась ориентировка в пространстве. Воспитывались такие качества, как усидчивость, терпения. Работа с родителями:1. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей».2. Ознакомление родителей с методикой «Пальчиковые шаги» (ссылка на сайт).3. Памятка для родителей «Правила выполнения упражнений».
Список используемой литература:1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб. : КОРОНА-Век, 2007. — 32 с, ил.
Приложение 1
Приложение 2
памятка для родителей
«Правила выполнения упражнений».
Предисловие
«Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы. Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. В этом пособии представлены варианты работы для левой (четные страницы) и правой руки (нечетные страницы). Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и со дружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.
Этапы работы
Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе на страницах пособия. Например, в стихотворении «Домовенок Кузя» на каждую строчку приходится три хлопка («шага») : … ….Домовенок Кузя — 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке. … ….Ищет новый дом. — 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке).… … ….Хочет быть хозяином, — 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке).… …. …. Поселиться в нём. — 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке).
Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. ….Усложнение задания, на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец. Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. …. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.