Елена Дудлина
Проект «Ознакомление дошкольников с нетрадиционными приемами рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Ознакомление дошкольников с нетрадиционными приемами рисования». Средняя группа.
Актуальность проекта
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно- эстетическое развитие», составляющая часть которого – рисование, которое располагает многообразием материалов и техник. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Публикация «Проект „Ознакомление дошкольников с нетрадиционными приемами рисования“» размещена в разделах
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы
Проект предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Общее количество занятий в год -34(2 из них диагностические).Время занятия 15-20 мин. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Обьект проекта : дети младше- средней группы, возраст 3-5 лет, количество-14 детей.
Тип проекта : познавательный, художественно- эстетический, групповой, долгосрочный
Участники проекта : Воспитатель, дети
Срок реализации: с 16 сентября 2017г. по 31 мая 2018г.
Формы подведения итогов реализации проекта
Проведение выставок детских работ.
Презентация проекта на родительском собрании.
Презентация проекта на педагогическом совете.
Ожидаемые результаты проекта
Проект должен обеспечить достижение конкретных результатов:
Наличие у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Оборудование
1 Диагностическое занятие
Грибочки --- Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, различное оборудование для рисования, салфетки.
Анализ детских работ показал такие результаты:
Двое из 14 детей воспользовались нетрадиционными техниками рисования, т. к. нет достаточного уровня развития изобразительных творческих способностей. Следовательно, на следующем этапе будет проводиться работа по развитию художественных творческих способностей.
№ Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Оборудование
2 Цветочная поляна Рисование ватными палочками Познакомить с техникой рисования ватными палочками, учить рисовать природу, используя нетрадиционные приемы. Листы, краски, ватные палочки, баночки, салфетки.
3 Мой любимый дождик
Рисование пальчиками
Познакомить с техникой рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер, используя точку и линию как средство выразительности Листы с контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.
4 Осенние деревья
Рисование ладошкой Познакомить детей с техникой рисования ладошкой, учить рисовать крону осеннего дерева, используя ладошки Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев.
5 Осень
Оттиск листьями
Упражнять в технике печатания; познакомить с оранжевым цветом. Листья деревьев (свежие, бумага А4, краски, кисти, баночки, салфетки
6 Яблоко- спелое, румяное Печать поролоном Познакомить с техникой- печать поролоном с помощью трафарета; учить рисовать многоцветное яблоко Заготовка бумажного яблока, трафареты, поролон, краски
7 Листопад Печать поролоном
Упражнять в технике печатания; познакомить с таким явлением природы, как листопад Бумажные заготовки кленовых листьев, краски, поролон, баночки, листья клена
8 Кисть рябинки
Рисование ватными палочками Учить рисовать ватными палочками кисть рябины; закреплять представление о соплодиях (кисть) Гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.
9 Ежик
Рисование методом тычка полусухой кистью
Познакомить с техникой рисования- тычка полусухой кистью; учить рисовать животных Иллюстрации с изображением ежей, 1/2листа бумаги c нарисованным контуром ежа, бумага-черновик, две кисти, краски- гуашь
10 Деревья осенью Рисование методом раздувания клякс Учить рисовать деревья с помощью трубочки от сока, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание Два домика, два медвежонка (игрушки, краски, баночка для воды, кисточки, трубочки, альбомные листы, салфетки
11 Астры в вазе Рисование методом тычка полусухой кистью Учить рисовать цветы методом тычка полусухой кистью, закреплять умение правильно держать кисть, способствовать желанию делать подарки Альбомный лист с изображением вазы, краски, кисти, бумага для черновика, картинки с изображением астр.
12 В лесу родилась елочка Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Тонированный лист, пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки
13 Украсим рукавичку Печать поролоном, печать штампиками Продолжать знакомить с техникой печать поролоном по трафарету, украшать с помощью штампиков Поролон, трафареты, салфетки, штампики, гуашь, образцы рукавичек
14 Маленькая елочка Тычок полусухой кистью, рисование ватными палочками Продолжать знакомить с техникой тычка полусухой кистью; учить рисовать елочку; закрепить умение украшать рисунок. Альбомный лист с нарисованным контуром елочки, гуашь, кисть, салфетки, ватные палочки
15 Дед Мороз Рисование ладошкой Совершенствовать умение рисовать ладошкой Листы зеленой бумаги, белая пальчиковая краска, стакан для воды, салфетки, иллюстрации, цветная бумага, клей
16 Морозные узоры Рисование с помощью свечи Учить рисовать с помощью свечи; вызывать интерес к зимним явлениям природы. Листы бумаги, синяя краска, салфетки, кусок свечи, кисть с широким ворсом, стаканчик для воды,картина «Зимнее окно»
17 Зайченок Тычок жесткой полусухой кистью Совершенствовать умение рисовать способом тычка жесткой кистью по контуру; закреплять умение рисовать мелкие детали рисунка Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие и мягкие кисти, салфетки
18 Рисуем зимний пейзаж Кляксография, рисование ватными палочками Продолжать учить рисовать способом кляксографии и с помощью ватных палочек Тонированная бумага (фиолетовая, синяя, краски, трубочки, ватные палочки
19 Ночное небо Рисование «набрызгом» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования набрыгзом. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. Листы бумаги А4,крски, кисти, стаканчик с водой, расчестка,салфетки,зубная щетка, фартуки, звезды для игры.
20 Снеговик Тычок жесткой полусухой кистью Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки
21 Отважные парашютисты Рисование с помощью трафаретов и поролона Продолжать учить рисовать с помощью трафаретов и поролона, ориентироватьсяна листе бумаги; создать образ отважного парашютиста Листы бумаги голубого цвета с нарисованным вертолетом, трафареты, поролоновый тычок, краски, клей, нитки
22 Картина настроения Рисование мыльными пузырями Учить рисовать мыльными пузырями, учить реализовывать свои мысли и чувства в художественной форме Листы бумаги, мыльные растворы разных цветов, соломинки, фартуки
23 Веточка мимозы Рисование ватными палочками Закрепить умение рисовать ватными палочками и тонкой кистью цветы; вызвать желание делать подарки Листы с изображением ветки, гуашь, ватные палочки, кисти, влажные салфетки, баночки для воды, ветка мимозы.
24 Птичка Рисование ватными палочками Познакомить с филимоновской росписью, закреплять умение рисовать подручными предметами.
25 Филимоновская игрушка Рисование ватными палочками
26 Солнышко (коллективная) Рисование ладошкой Продолжать знакомить с рисованием ладошкой, закрепить умения работать в коллективе, закрепить понятие о «теплых» цветах Поролон, пальчиковая краска, тарелочки, большой лист ватмана
27 Лебеди
28 Весенняя капель Рисование пальчиками Формировать умение наносить пальчиками мазки под словесное сопровождение, учить смешивать краски Синяя и белая краски, кисточки, салфетки, баночки, лист бумаги
29 Пришла весна Рисование ватными палочками, мятой бумагой Закрепить представления о весне, познакомить с техникой рисования мятой бумагой Листы бумаги, кисти, баночки для воды, салфетки, блюдца для краски, ватные палочки, блюдце для мусора
30 Тюльпан Рисование мятой бумагой Познакомить с техникой- оттиск мятой бумагой. Расширять представление о весенних цветах. Закреплять представления детей о весеннем цветке- тюльпан. 1/3 листа белого картона, листы-заготовки для комканья бумаги 10x10, гуашь в мисочках, влажные салфетки
31 Дружеский салют Тычок жесткой полусухой кистью Учить приему «тычок жесткой полусухой кистью», закреплять умение рисовать концом кисти, развивать чувство композиции Альбомные листы, краски, кисти, стаканчик, палитра, фартуки, иллюстрации с изображением салюта, салфетки.
32 Одуванчики Рисование методом тычка полусухой кистью Закреплять умение рисовать полусухой кистью, учить располагать цветы по всему листу, закреплять умение рисовать стебли и листья тонкой кистью. Светло- зеленый лист бумаги, гуашь, кисти, иллюстрации
33 Радуга-дуга Рисование пальчиками Продолжать учить рисовать нетрадиционными способами, вызвать интерес к изображению радуги, дать элементарные сведения по цветоведению, развивать чувство цвета. Листы голубой бумаги, акварельные краски, паролоновые штампики, баночки с водой, плакат «Радуга», мольберт.
№ Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Оборудование
34 Диагностическое занятие
Грибочки --- Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста. Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки.
Анализ детских работ показал такие результаты:
Дети (12 из 14чел.) на занятии использовали различные техники нетрадиционного рисования.
Список использованных источников
1.«Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2005
2.«Ознакомление с окружающим миром» Г. В. Морозова /Москва 2010
3. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева /Академия развития 2006
4.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская /«Детство-пресс» 2004
5.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская /«Детство-пресс» 2003
6. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин /Москва 2007
7.«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» И. А. Лыкова / «Карапуз-дидактика»2007
Интернет ресурсы
www.maam.ru
www.nsportal.ru
Приложение
Нетрадиционные техники рисования, используемые в проекте
Пальчиковое рисование
Рисование ладошкой
Рисование ватными палочками
Рисование свечой
Рисование мыльными пузырями
Кляксография
Тычок жесткой полусухой кистью
Оттиск печатками
Набрызг
Шаблонография
Печать растений
Оттиск скомканной бумагой