Анна Сальникова
Проект «Ознакомление детей с русскими народными традициями, творчеством и культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление детей с русскими народными традициями, творчеством и культурой»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №100 Невского района
ПРОЕКТ
В средней группе №1
ФИКСИКИ
Ознакомление детей с русскими народными традициями,
творчеством и культурой
Разработали воспитатели:
Сальникова А. В.
Бузенкова Т. И.
Санкт – Петербург
ПРОЕКТ
Публикация «Проект „Ознакомление детей с русскими народными традициями, творчеством и культурой“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
«Ознакомление детей с русскими народными традициями,
творчеством и культурой»
Проект разработали : воспитатели средней группы №1
Сальникова А. В., Бузенкова Т. И.
Продолжительность проекта : 4 недели
Тип проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта : дети средней группы (4 – 5 лет, педагоги, родители.
Актуальность:
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к ее истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделять особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель проекта :
создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры; познакомить с народной культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи проекта :
- вызвать у детей интерес к истории, культуре, языку русского народа;
- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;
- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;
- развивать выразительную сторону речи при обыгрывании сюжетных ситуаций;
- познакомить детей с разными видами народного творчества;
- развивать художественно — творческие способности детей.
Ожидаемые результаты
дети:
- познакомятся с традициями и культурой русского народа;
- познакомятся с русской народной игрушкой; с русским фольклором – русскими народными сказками, а также мелодиями и песнями;
- разовьются творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности;
- возникнет интерес и любовь к истории русского народа;
- будут развиваться патриотические чувства у детей.
Педагоги:
- возникнет необходимость создания соответствующей атмосферы для патриотического воспитания детей среднего возраста;
- будет происходить личностный профессиональный рост, самореализация педагога.
Родители:
- возникнет желание принимать участие в совместной деятельности с детьми и воспитателями;
- будут укрепляться взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами.
I этап - подготовительный
Разработка проекта.
Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
Составить перспективный план мероприятий.
Подготовить материал на тему «Русские народные традиции» :
- русские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые)
- русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, тряпичные обрядовые куклы и т. п.)
- русские народные праздники (Масленица, Пасха и т. д.)
- русская изба (иллюстрации)
II этап - основной
«Социально-коммуникативное развитие»
Беседы: «Что такое сказка?», «Чудо-мастера Руси», «Хохлома», «Гжель»
Сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушке», «Печем блины», «Праздничный обед»
Дидактические игры: «Составь узор», «Разрезные картинки», «Предметы русского быта», «Народные игрушки»
«Познавательное развитие»
Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Знакомство детей с понятием «музей», расширение представлений детей о народной русской игрушке.
Беседы: «Народы России», «Такие разные жилища»
Занятие по ознакомлению с окружающим «Русская изба»
Занятие по ознакомлению с окружающим «Знакомство с гжелью»
Занятие по ФЭМП «На лесной полянке»
«Речевое развитие»
Беседы:
«При солнышке тепло, при матушке добро»
«Дымковские игрушки: откуда к нам пришли?»
Занятие по развитию речи:
«В гостях у бабушки и дедушки»
«Приобщение детей к русскому фольклору»
«Знакомство детей с традициями русского народа»
Чтение русских народных сказок :
Курочка Ряба, Теремок, Репка, Хаврошечка, Сивка - Бурка
Составление описательного рассказа:
«Эти мудрые сказки», «Русская народная игрушка»
Рассказы из личного опыта: «Как мы с мамой ездили в гости к бабушке в деревню»
Чтение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
«Игровая деятельность»
Дидактические игры:
«Сложи узор», «Собери картинку», «Пазлы», «Разрезные картинки – «Матрешка», «Дымковская лошадка», Гжельский кувшин»»
Развивающие игры:
«Назови правильно», «Что это за узор?», «Что к чему», «Когда это бывает?»
Театрализованная деятельность
Инсценировка русской народной сказки «Теремок» (с помощью театра на палочках)
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование:
«Русская народная рубаха»
«Веселые матрешки»
«Букет для мамы»
Аппликация:
«Украсим русский сарафан»
Лепка:
«Дымковская лошадка» (пластилинография)
«Филимоновские свистульки»
«Жостовский поднос» (пластилинография)
Слушание русских народных мелодий и песен - «Плясовая», «Веселая русская», «Во поле березка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»
«Физическое развитие»
Русские народные подвижные игры :
«Гуси-гуси», «Золотые ворота», «Ручеек», «Выйди, Ваня…», «Кони», «Пятнашки»
III этап - заключительный
Продукт проекта :
Выставки детского творчества «Русские народные рубахи», «Расписные сарафаны», «Дымковские лошадки»
Изготовление атрибутов для новогодних и рождественских сказок.
Создание мини – музея «Народная игрушка»
Изготовление лэпбука «Традиции и культура русского народа»
Изготовление обрядовой куклы – крупенички.
В результате проекта
Дети:
- познакомились с традициями и культурой русского народа;
- познакомились с русской народной игрушкой; с русским фольклором – русскими народными сказками, а также мелодиями и песнями;
- стали развиваться творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности;
- стали более заинтересованы историей русского народа;
- стали развиваться патриотические чувства у детей.
Педагоги:
- возникла необходимость создания соответствующей атмосферы для патриотического воспитания детей среднего возраста;
- происходит личностный профессиональный рост, самореализация педагога.
Родители:
- возникло желание принимать участие в совместной деятельности с детьми и воспитателями;
- укрепились взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами.