Олеся Надыршина
Проект «От малой Родины до гражданина России»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
совместной работы воспитателей и родителей
Тема: «От малой Родины до гражданина России»
Аннотация к педагогическому проекту
В «Программе развития педагогического образования в России» обращается внимание на то, что проектирование становится одним из центральных, культурных механизмов преобразования действительности и профессиональной деятельности современного педагога. От которого требуются новое профессиональное мышление, высокая мобильность и компетентность, ориентация на будущее, созидательный творческий труд и умения педагогического проектирования.
Публикация «Проект „От малой Родины до гражданина России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Специфика проектной деятельности состоит в том, что решение одних задач и проблем приводит к постановке новых, стимулирующих развитие новых форм проектирования. Современный педагог должен владеть знаниями, умениями педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.
Данный проект направлен на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве всех видов деятельности, в совместной
педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В работе с детьми основной упор делается на построение единого воспитательно-образовательного процесса. Оно выражается в наличии общей цели и средств её реализации, взаимосвязи направлений (обучение и воспитание, теоретическая и практическая подготовка, различные виды деятельности, сотрудничество педагогов и детей, педагогическое руководство и ученическое самоуправление.).
Разработанный проект представляет собой систематизированный материал по социально-личностному развитию дошкольников, основанный на постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, с другими субъектами социализации – социальными партнерами МДОУ, позволяющий реализовать требования времени к становлению индивида как целостной личности, которая наследует духовные ценности своего народа, уважительно относится к культуре других народов; личности, способной к сопереживанию и состраданию, любящей свой народ, свой край, свою Родину.
Надеемся, что педагогический проект «От малой Родины до гражданина России» будет полезен методическим работникам и воспитателям.
Введение
Девиз проекта:
«У каждого на свете
Есть родина своя.
Страну, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные
Россией мы зовем»
(В. Карасев – Саратовский поэт)
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, который является фундаментом общего развития ребенка, стартовым периодом всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
В такой ситуации особенно важно помнить, что образование – это неразрывное единство воспитания и обучения. На современном этапе задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, т. к. от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы духовно-нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения.
Работая над проблемой нравственного воспитания дошкольников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
- склонность к игре, где в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение, учиться соблюдать правила, считаться с другими, получает уроки справедливости, ответственности, честности, правдивости, самостоятельности;
- невозможность долго заниматься монотонной деятельностью;
- недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом;
- существующие противоречия между знанием, как нужно и практическим применением;
- неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников связана, как показывает анализ исследований с четырьмя положениями:
1. общество нуждается в широко образованных, высоко нравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
2. каждый день на неокрепший интеллект и чувства ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия, как позитивного, так и негативного характера;
3. само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку
4. знание нравственных норм, важно еще и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей.
Осмысление и анализ сложившейся ситуации натолкнули на создание методической разработки по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Основная цель проекта включение детей в систему социальных отношений, обобщение и систематизирование знаний детей о России, малой Родине, государственной символике, формирование отношения к своему отечеству. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.
Реализация данного проекта будет осуществляться через проекты, совместные мероприятия и развлечения, при соблюдении следующих необходимых условий:
1. Психолого-физическое благополучие детей дошкольного возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путём использования игровых технологий и методов.
2. Разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
3. Стимулирование активности каждого ребёнка.
4. Работа с родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания.
План проекта
Раздел программы:Социально-личностное развитие: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослым; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств, чувство принадлежности к мировому сообществу
Название проекта «От малой Родины до гражданина России»
Тематическое поле Географическое расположение России, столица Москва, государственная символика России, малая Родина, поэты города Саратова и саратовской области, декоративно – прикладное искусство России, преемственность поколений, взаимоотношение разных национальностей России.
Тип проекта Информационно – познавательный.
По характеру - открытый, фронтальный.
Длительность проекта 9 месяцев (учебный год)
Вид проекта Творческий
Проблема Реализация социально-личностного развития через формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Цель Освоение первоначальных представлений социального характера. Включение детей в систему социальных отношений. Обобщить и систематизировать знания детей о России, государственной символике, малой Родине; отношение к своему Отечеству, воспитание патриотических чувств.
Задачи Социально-коммуникативное развитие: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма и гордости за свою страну; ответственность, уважительно е отношение к людям старшего поколения. Формировать у детей первое представление об окружающем мире - России; активизировать словарь по данной теме.
Речевое развитие: формировать навык четкой монологической речи; учить яркой, эмоциональной, поэтической речи; развивать наблюдательность, память, внимание, смелость высказываний, стремление к исследованиям.
Физическое развитие: создание гармонии между ребенком и социумом; повышение самооценки; совершенствование двигательных навыков и умений; ориентация в пространстве.
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Нахождение материала по проблеме;
Обобщение найденного;
Ознакомление с новым материалом;
Закрепление пройденного;
Проведение мероприятий по темам проектных недель.
Описание продукта, полученного в результате проекта
Общее родительское собрание – май
«Ты живи Россия,
Ты цвети Россия,
Милая Россия,
Родина моя!»
Состав участников Воспитанники, воспитатели, родители воспитанников.
Межпредметные связи Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта. Творчество поэтов города Саратова и Саратовской области.
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Интернет, фото и видео аппаратура.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам. Приложение 1
Организационные формы работы над проектом. Приложение 2
Форма проведение презентации Общее родительское собрание – май
Предполагаемый результат. Новые технологии обучения, включающие:
1. Участники проекта исследуют: актуальные проблемы России (географическое расположение, население, культурные праздники и обычаи; взаимоотношение людей разных национальностей, живущих в России); находят источники информации; учатся анализировать информацию, обобщать и делать выводы.
2. В ходе работы над проектом воспитанники освоят: правила работы с художественной литературой; правила творческого оформления полученной информации; методы и приемы коммуникативных технологий.
3. После завершения проекта воспитанники смогут: знать песни, танцы, обычаи русского народа и народов России; доводить до сведения других людей информацию о России, малой Родине, художественно – декоративно искусстве; принимать участие в подготовке различных семейных праздниках, развлечений для детского сада
Заключение
Образовательное учреждение ориентировано на работу с детьми с повышенным интересом к получению образования, и на создание условий для воспитания способных и одарённых детей дошкольного возраста. Для нашего коллектива ребенок – неповторимый мир. Свою задачу мы видим в индивидуальном подходе к каждому ученику.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Особенность духовно-нравственного воспитания детей в детском саду заключается в том, что оно проходит в деятельности. Именно в ней дети легко осознают правила доброй и нравственной жизни, которую им трудно воспринять в отвлеченной словесной форме. Проект «От малой Родины до гражданина России» задействовал разнообразные виды детской деятельности. Поэтому осуществление проекта позволяет:
1. Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка.
2. Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.
3. Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла
В процессе работы над проблемой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в МДОУ мы пришли к следующим выводам:
1. Только все вместе - детский сад, семья, государство - путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в ребенке семена любви и добра, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только жить в свое удовольствие, обогащаясь любым способом;
2. Необходимо просвещение семьи в вопросах духовно -нравственного воспитания;
3. Воспитание духовной культуры у детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателя.
Приложение 1
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап Содержание деятельность Сроки
Поисковый Нахождение информации о географическом расположении России, столице, государственной символике, предметов декоративно – прикладного искусства; поэзии поэтов города Саратова и саратовской области Август - сентябрь
Аналитический Обработка информации 1 – 2 неделя октября
Практический Составление плана работы, подготовка сценариев, проведение конкурсов и мини проектов с родителями. 3 – 4 неделя октября
Презентационный Встречи с поэтами, спортивные развлечения, совместные мероприятия и воспитанников (приложение 3.) Ноябрь - апрель
Контрольный Общее родительское собрание
«Ты живи Россия,
Ты цвети Россия,
Милая Россия,
Родина моя!».
Участвуют: воспитанники, воспитатели, родители воспитанников. Май
Приложение 2
Организационная форма работы над проектом
Формы работы Название Дата
1. Образовательная деятельность.
1. «Мы живем в России»
(для старших групп д/с)
2. «Моя семья»
(для младших и средних групп д/с)
1 ноября
2. Конкурс рисунков (дошкольники) 1. «И на клочке бумаги белой мы в красках мир изобразим ноябрь
3 неделя
3. Работа с родителями: проектные недели 1. «Мой дом – моя страна» (дневник путешественника по России)
2.«Мой любимый уголок Саратова» (фотомонтаж)- д/с декабрь
январь
4. Совместные мероприятия обучающихся и воспитанников 1. Встреча с поэтами города Саратова
2. Встреча с поэтами Саратовской области (старшие группы д/с)
3. Спортивные развлечения «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» февраль
февраль
октябрь - март
Приложение 3
План
работы воспитателей МДОУ "Детский сад № 40" Октябрьского района г. Саратова в рамках педагогического проекта «От малой Родины до гражданина России»
№ п/п Группа Наименование мероприятия Ответственные
1 2 – я младшая группа, с родителями «В гости к русским народным сказкам»- развлечение в форме подвижных игр Воспитатели группы,
2 2 – я младшая группа, с родителями «Мишка на прогулке»- спортивное развлечение Воспитатели группы
3 Средняя группа,
«А мы хотим играть»- спортивное развлечение Воспитатели группы
4 Старшая группа, родители Спортивный праздник «На русском Иване вся земля Русская держится» Воспитатели групп
5 Подготовительная к школе группа «После Олимпиады в Сочи»- спортивное развлечение Воспитатели групп
6 Подготовительная к школе группа, родители «Школа богатырей»- спортивное развлечение Воспитатели групп,
7 Средняя группа «Самолетом, пароходом, поездом» спортивное развлечение в форме путешествия Воспитатели группы
8 Средняя, старшая, подготовительная к школе группы «Народные традиции в семье» Муз. развлечение Воспитатели групп
9 Старшие группы детского сада «Бравые солдаты» спортивное развлечение Воспитатели групп, муз. руководитель
10 Все группы детского сада «Давайте знакомиться -народы Поволжья»
Музыкальное развлечение Воспитатели групп, муз. руководитель
11 Старшие группы детского сада «День Победы» музыкально-спортивное развлечение Воспитатели групп, музыкальный руководитель, старший воспитатель
12 воспитанники, воспитатели, родители воспитанников. Общее родительское собрание
«Ты живи Россия,
Ты цвети Россия,
Милая Россия,
Родина моя!». Воспитатели групп, муз. руководитель,старший воспитатель
Список литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2003.
2. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. М. ,2004
3. Поздняк Л. В., ЛещенкоН. Н. Управление дошкольным образовательным учреждением. М. ,2001.
4. Справочник старшего воспитателя. / О,А,Ушакова, Н. А. Гондарук -№5/2007
5. Шорыгина Т. А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М. : Прометей; Книголюб, 2005 г.