Олеся Мирошниченко
Проект «Откуда хлеб пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : Откуда хлеб пришел?
Проект разработан воспитателем МБДОУ «Совёнок» Мирошниченко О. В.
Тип проекта : информационно-исследовательский; по содержанию:
«ребенок и рукотворный мир»; детско-взрослый – где ребенок исполнитель
проекта; внутри одной возрастной группы (4-5 лет); коллективный,
долгосрочный.
Проблема: что мы знаем о хлебе и для чего он нужен людям.
Публикация «Проект „Откуда хлеб пришёл?“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель-результат: совместно со взрослыми дети собирают информацию
о том, откуда приходит хлеб на наш стол, умеют донести ее до сверстников;
постигают смысл изречений «хлеб – всему голова», «хлеб – это жизнь»;
знакомятся с производством хлеба на хлебозаводе; дети приобретают основы
культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят
проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы, дают определения
понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и умозаключения,
доказывают и защищают свои идеи; свои знания, впечатления дети
отражают в художественно-продуктивной деятельности: изготовлении
книжек-малюток, разучивании пословиц, поговорок, загадок, стихов, песен о
хлебе, рисунках, поделках.
Материал: различные хлебобулочные изделия, иллюстрации,
произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные
материалы, мультфильмы, музыкальные произведения.
Содержание практической деятельности по реализации проекта :
1 этап. Подготовительный.
Перед завтраком воспитатель обращает внимание детей на столы, и
просит сказать, чего же не хватает на накрытых столах (хлеба). Перед
детьми ставится вопрос: где взять хлеб? Дети предлагают разные варианты –
в магазине, в ларьке. Воспитатель уточняет, а где же можно взять хлеб в
нашем детском саду (на кухне). Педагог приносит хлеб.
После завтрака дети собираются в группе, воспитатель приносит
подносы с различными хлебобулочными изделиями, предлагает рассмотреть
их.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда появился хлеб?
Дети отвечают: из магазина, сделали из муки.
Воспитатель: А что такое хлеб?
Дети отвечают: хлеб надо есть, из семечек вырастили.
Воспитатель: Из каких семечек?
Ответы: из хлебных.
Воспитатель: А что вы еще можете рассказать о хлебе?
Ответы: его делают на хлебном заводе.
Воспитатель: Кто может рассказать пословицы, поговорки, стихи о
хлебе?
Данил хочет рассказать стихотворение, но только не о хлебе, а о
зайчике.
Воспитатель говорит, что надо о хлебе, но потом предлагает о зайчике
рассказать.
Данил (стихотворение сочинил сам) рассказывает:
Прыгал зайка по полянке
Он увидел баранки, взял и съел.
Потом взял баранку и ушел.
В ходе беседы выясняется, что дети не имеют достаточной
информации, о том, откуда к нам пришел хлеб.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, где можно узнать все о хлебе?
(сходить на завод, где делают хлеб, у продавца). А у кого еще можно
получить информацию? (спросить у родителей). Педагог показывает
карточки-алгоритмы получения информации. (Подумать, спросить у
взрослого, узнать из книг, из компьютера, посмотреть телевизор,
понаблюдать, поэкспериментировать)
Воспитатель предлагает детям собрать информацию о хлебе и
попросить помощи у взрослых.
2 этап. Сбор информации.
Дети с помощью родителей изготовляют книжки-малютки о хлебе,
разыскивают пословицы, поговорки о хлебе, учат стихи, рисуют.
Воспитатель: «А что такое хлебозавод?»
Ответы детей (завод, где делают хлеб)
Воспитатель: А как его делают?
Ответы детей: Из теста, из муки.
Воспитатель: Какие машины помогают делать хлеб?
Дети не смогли назвать машины, которые помогают делать хлеб.
С детьми посмотрели видео, что за машина, которая
привозит муку, и как эту муку «закачивают» в специальные бункеры.
Познакомились с процессом выпечки хлеба, изготовление соломки: тесто замешивают, затем
формируют и подают в печь.
По окончании просмотра детям задала вопрос:
Воспитатель: Какие машины помогают делать хлеб?
Ответы детей – (грузовики, муковоз, машины, которые помогают
замешивать тесто и выпекать хлеб)
По окончании просмотра видео дети рассказали, что им понравилось
больше всего.
Маше понравился процесс изготовления соломки, она запомнила, что
ее сначала обваривают, для того, чтобы она хрустела и блестела, затем
выпекают в печи).
Вале понравились печи, которые выпекают хлеб.
По окончании просмотра видео, мы с ребятами зашли в хлебный магазин и
рассмотрели всю продукцию завода, купили понравившиеся им соленые
снеки с сыром.
3) Экскурсия к хлебным ларькам, находящимся недалеко от детского
сада.
Дети рассматривают хлебобулочные изделия, покупают их, затем по
возвращении в группу пробуют сладкую соломку, вкусные пряники и
обмениваются впечатлениями.
Составляют книгу-рассказ об походе в хлебобулочные ларьки. (с помощью фотографий)
3 этап. «Поможем Красной Шапочке испечь пирожки для бабушки»
В группу к детям приходит грустная Красная Шапочка. В руках у нее
пустая корзинка. Воспитатель и дети интересуются, почему она грустит.
Красная Шапочка: У меня заболела бабушка, мама все время печет ей
пирожки, а я отношу. А сегодня мама ушла на работу и не смогла испечь
пирожки. А я не знаю, где можно взять пирожки.
Воспитатель: А ты помогала маме печь пирожки?
Красная Шапочка: Нет, я не знаю как печь пирожки, я просто смотрела.
Воспитатель: Ребята, а мы можем с вами помочь Красной Шапочке?
Как мы можем помочь?
Данил ответил, что мы можем напечь пирожков.
Воспитатель: А кто умеет делать пирожки?
Данил ответил, что он умеет, его бабушка учила.
Воспитатель просит детей выложить карточки с продуктами, которые
нам понадобятся для приготовления теста. Дети подбирают карточки (мука,
молоко, дрожжи, яйца, сахар, соль, масло сливочное, растительное) остались
две карточки. Воспитатель спрашивает, почему не взяли эти карточки
(линейка, карандаш). Дети объяснили, что они нужны для того, чтобы, писать
и измерять.
Затем воспитатель показывает на карточках алгоритм замешивания
теста, каждую операцию проговаривает вместе с детьми:
1 карточка – наливаем молоко,
2 карточка – насыпаем сахар и соль
3 карточка – наливаем ложку сливочного масла
4 карточка – добавляем яйца
5 карточка - насыпаем дрожжи (1 чайную ложку)
6 карточка – просеиваем муку через сито и добавляем (1 стакан)
7 карточка – духовка (выпекаем)
После этого предлагает детям, следуя этому алгоритму, замесить
тесто.
По окончании можно прочитать стихотворение:
Если хочешь ты, дружок,
Скушать вкусный пирожок,
То тогда ты должен знать,
Надо тесто замешать.
Ты возьми яйцо, муку,
Начинай, я помогу.
Напечем мы пирогов,
Кушай, друг мой, будь здоров!
(А. Потапова)
Красная Шапочка помогает кому-нибудь из ребят. Тесто замесили,
Воспитатель показываем карточку («Экспериментирование») и
спрашивает, что же ребята делали. (Ответ детей – экспериментировали,
показывает следующую карточку («наблюдение») – дети отвечают (будем
наблюдать за тестом)
После того, как тесто подошло, дети делали пирожки: разминали
кусочек тесто, закладывали начинку и слепливали за края.
Воспитатель: Что же нужно делать дальше?
Ответы детей: положить на сковородку и отнести на кухню.
Когда дети принесли пирожки на кухню, повар объяснила им, что
пирожки надо поставить на расстой (дать им постоять в теплом помещении,
а потом в духовку.
После того, как пирожки были готовы, дети отдали их Красной
Шапочке.
Воспитатель: (обращаясь к Красной шапочке) А теперь ты умеешь
печь пирожки? Помогли тебе ребята?
Красная Шапочка благодарит ребят за помощь. Говорит, что они очень
помогли ей, прощается и уходит.
Итог всей работы – презентация своих знаний сказочному герою
«Колобок в гостях у ребят».
Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня к нам придет необычный
гость, а кто это – они должны угадать (читает стихотворение из сказки
«Колобок»)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (колобок)
Ответы детей.
Вкатывается веселый колобок, здоровается с детьми.
Колобок.
Колобок веселый я!
Помогите мне друзья,
Нужно нам решить вопрос,
Кто нам хлебушко принес?
Из чего, я не пойму,
Люди делают муку,
Как потом из той муки,
Пекут люди пироги,
Булочки и калачи.
Вы поможете, друзья,
Узнать, откуда взялся я?
(А. Потапова)
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Колобку?
Ответы детей.
Воспитатель: А чем мы можем помочь Колобку?
Ответы детей. (расскажем все, что знаем о хлебе.)
Воспитатель: Давайте вспомним, как все начиналось.
Воспитатель показывает первую карточку (!) и спрашивает: С чего
начинается любое исследование?
Ответы детей (подумать, что мы знаем об этом предмете, чтобы узнать
больше, необходимо задать себе вопрос, где мы можем узнать)
Воспитатель: (читает стихотворение)
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(Редьярд Киплинг)
Выставляется карточка (?)
Ребенок. Поэтому мы задали себе вопрос, где мы можем узнать что-то
новое о хлебе?
(Выставляется карточка «спросить у другого человека»)
Настя рассказывает о том, как она попросила маму рассказать, все то,
что она знает о хлебе, показывает книжку-малютку и рассказывает
информацию, полученную от мамы.
Оля тоже показывает свою книжку и дополняет рассказ о хлебе.
Саша, Вова, Милена рассказывают стихотворения, выученные со своими
родителями.
Настя рассказывает стихотворение-загадку, которое ей помогла найти
воспитательница Галина Григорьевна, а выучила она ее в месте с мамой
(Показывает рисунок-отгадку)
Глеб, Саша, Соня знают загадки о хлебе и просят Колобка и ребят
отгадать эти загадки.
Ваня, Макар, Даша, рассказывают пословицы о хлебе.
Воспитатель: А я ребята, знаю, что Артём и Арсений приготовили нам
сюрприз.
Дети показывает книжку-раскраску, о том, какие машины помогают в уборке хлеба и
загадывают загадки об этих машинах и загадывают загадки про эти машины:
Чтобы груз я вам привез
Мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины
Угадай, что я?
(грузовик)
Бывают ли у дождика четыре колеса?
Скажи, как называются такие чудеса.
(дождевальная машина)
Ходит с края на край,
Режет черный каравай.
Сзади ходит другой,
Сыплет солью золотой.
(трактор и сеялка)
Корабль-великан
Не по морю плывет.
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет –
Урожай соберет.
(комбайн)
Ребенок показывает карточку («книга») и рассказывает о том, что о
хлебе можно узнать из книг, сходить в библиотеку.
Совместно с музыкальным руководителем дети разучили песню о хлебе
После рассказа исполняется «Песня о хлебе».
Воспитатель: (обращаясь к Колобку)
Получился у нас вот такой рассказ,
Про душистый сдобный хлеб
Ты узнал сейчас.
Наши мамы, бабушки дружно помогали,
Много интересного о хлебе рассказали.
Куда шофер муку везет,
Там стоит «Хлебозавод»
А потом – в магазин,
Там не только хлеб один,
Там торты, коврижки
Для Вани и Маришки.
(А. Потапова)
Помогли мы тебе, Колобок?
Колобок: Спасибо вам!
Молодцы же вы, друзья!
Ведь теперь я точно знаю,
Рассказать всем обещаю:
Как, Зачем и Почему
Берут белую муку,
Как из белой той муки
Пекут хлеб и пироги,
И откуда мы потом
Калачи берем.
Жаль, что путешествие
Подошло к концу!
Много интересного с собой я унесу!
(А. Потапова)