Кристина Калугина
Проект «Основы безопасности» для детей средней группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Актуальность проекта
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?
Публикация «Проект „Основы безопасности“ для детей средней группы детского сада» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.
Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.
Проблема: 90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.
Цель: Формировать у детей навыки безопасного поведения в детском саду и за его пределами. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами пожарной безопасности, правилами общей безопасности жизнедеятельности.
Задачи проекта :
Для детей :
1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;
3. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
4. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;
5. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.
Для родителей:
1. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ.
2. Активизировать родителей к совместной деятельности.
3. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей :
1. У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
3. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.
4. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.
Для воспитателя:
1. Улучшение работы по взаимодействию с родителями.
Для родителей:
1. Активное участие родителей в жизни детского сада.
2. Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
3. Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами безопасного поведения.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме путем вопросов и ответов;
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
2. Основной этап
Познавательное развитие
1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»
Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.
2. Беседа: «В мире опасных предметов»
Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами; закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев.
3. Беседа «Осторожно сосульки!»
Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.
4. Беседа «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?»
Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.
5. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
6. Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода»
Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.
Речевое развитие
1. Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года»
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы безопасности поведения дошкольников», О. В. Чермашенцева).
2. Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные загадки»
Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах; развивать логическое мышление, внимание, память.
3. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт»
Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.
4. Чтение сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно»
Цель: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.
5. Чтение художественной литературы «Пир мышей»
Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя
6. Ситуация «Что делать если…»
Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)
7. Стихи о безопасности для детей - автор Ирина Гурина.
Социально-коммуникативное развитие
Гараж для пожарной машины
Цель: Способствовать развитию элементарных конструктивных навыков в процессе действия со строительными деталями крупно - габаритных модулей.
Задачи:
Упражнять в элементарных способах конструирования: приставлять детали и накладывать их друг на друга.
Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кирпич, папка)
Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы.
Игровые ситуации:
«Красный, жёлтый, зелёный». Дети – пешеходы. Загорелся красный свет – дети стоят на месте, жёлтый – готовятся, зелёный – переходят дорогу.
Дидактические игры:
«Раз, два, три, что может быть опасно – найди»
Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
«Что мы знаем л вещах?»
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой, и просмотр серии мультфильма смешарики «Азбука безопасности».
Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет детям об основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!
Художественно – эстетическое развитие
1. Раскрашивание раскрасок «Специальные машины». (в свободной деятельности)
2. Аппликация «Светофор»
Цель: учить аккуратно приклеивать детали на основу. (см. приложение 4)
3. Рисование «Огонь-добрый, огонь-злой» (см. приложение 4)
Цель. Закрепить знания детей о огне, как добром и злом, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.
4. Лепка из пластилина «Пожарная лестница» (см. приложение 4)
Цель: учить лепить палочки приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленных предметов; прививать желание лепить; воспитывать дружелюбие в процессе коллективной работы.
5. Ознакомление с художественной литературой
Беседа по сказке С. Козлова «Зимняя сказка»
Цель:
Учить детей понимать образное содержание сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.
Развивать мышление, творческое воображение, речь детей.
Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.
6. Тетрализация сказки «Заюшкина избушка» (см. приложение 4)
Цель: Прививать интерес к театрально-игровой деятельности;
Физическое развитие
1. П/ и: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)
Цель: Развивать двигательную активность, ловкость, быстроту, учить детей различать цвета и ориентироваться в пространстве.
2. П/ и: «Островок безопасности»
Цель: развивать у детей внимательность и умение действовать по сигналу.
3. П/ и: «Стоп!»
Цель: научить правильно следовать сигналам светофора, развивать внимательность, выдержку.
4. П/ и: «Будь внимательным!»
Цель: закреплять умение действовать по сигналу, знание правил дорожного движения.
Взаимодействие с родителями
Оформление папок – передвижек, памяток.
Папка передвижка по ОБЖ
Консультация для родителей по ОБЖ и, антитеррору.
Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».
Анкетировании родителей по теме ОБЖД
3. Заключительный этап
В ходе подготовки и реализации проекта по безопасности в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет у детей сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе; отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.
Продукт данного проекта – выставка творческих работ детей совместно с родителями «Безопасность глазами детей»
Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и смешариками «Азбука бекзопасности» в доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро рассказали и показали детям об основах безопасности жизни, для избегания многих опасных ситуаций! Увлекательные уроки тетушки Совы и героями смешариков полностью заняли внимание детей. Развлекаясь с героями мультфильмов, дети одновременно получили полезные знания, необходимые в их еще начинающейся жизни.
Для родителей были оформлены папки– передвижки, консультации по безопасности. Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.
Возраст участников:
Дошкольники 4 – 5 лет;
Педагоги, учитель дефектолог, родители.
Продолжительность проекта : 11 февраля – по 15 февраля.
Приложение 1
1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»
Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.
Ход беседы:
- В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.
Машин становятся всё больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами – он может стать причиной несчастий.
Растёт поток машин, на улицах становится небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины. А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна. Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их.
- Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения?
(Нет! Не только водители, но и пешеходы)
- Кого можно назвать пешеходом? (Все люди и большие, и маленькие, как только выходят на улицу, сразу становятся пешеходами.)
- А кто такой пассажир? (Это люди, которые находятся в транспорте.)
- А кого называют водителем? (Ответы детей.)
- Как можно назвать водителей, пешеходов, водителей одним словом?
- Правильно, ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир - все они являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи. Знания правил позволяют избежать аварий, травм. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок - хорошо знал правила дорожного движения.
2. Беседа: «В мире опасных предметов»
Ход беседы:
Если вы уже оставались одни дома, то вам необходимо знать какие опасные предметы могут быть дома.
Сейчас мы попробуем определить, какие предметы в доме можно считать опасными. Я вам буду загадывать загадки. Вы должны будете не только их отгадать, но и сказать, чем они могут быть опасны.
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
Конь стальной, хвост льняной, подружись-ка ты со мной. (Иголка)
Если острием упрется – сразу дырочка найдется. (Шило)
Есть у моего Антошки только шляпка да железная ножка. (Гвоздь)
Не хочу я молчать, дайте вволю постучать. (Молоток)
Зубы есть, а рта не надо. (Пила)
Я иголкина подружка, только нет у меня ушка. (Булавка)
Кланяется, кланяется, придет домой растянется. (Топор)
У меня есть лезвие острое, железное,
Обращайтесь осторожно, мной порезаться можно. (Нож)
- Ребята, вы должны знать? Что все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для
красоты, но и для безопасности.
«Неприятно сесть на кнопку, можешь ты поранить попку»
- Ребята, в нашем доме есть еще одна опасность – это электрические приборы.
Послушайте загадки:
У окошка я сижу, на весь мир в него гляжу. (Телевизор)
Плывет электроход, то назад, то вперед. (Утюг)
Он один на всем свете
Очень рад пыль всюду встретить. (Пылесос)
В брюхе жарко у меня, а в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит, из нее пар валит. (Чайник)
- Вы должны знать, что: мокрыми руками прикасаться к электрическим приборам нельзя; нельзя тянуть за электрический провод;
дотрагиваться до включенных электроприборов металлическими предметами (ножницы, отвертка); подходить и дотрагиваться оголенных проводов;
И самое главное – «Не суй в розетку пальчик, ни девочка, ни мальчик!»
- Ребята, скажите, а чем ваша мама стирает? Правильно! Порошок - это бытовая химия, еще к бытовой химии относятся: средства для мытья посуды, хлорка, средства от тараканов. Чтобы не случилась беда, не открывайте коробки и банки с бытовой химией, и ни в коем случае не пытайтесь это кушать. «Химикаты – это яд и не только для ребят, аккуратней надо быть, чтоб себя не отравить!» - Ребята, еще ядом могут быть лекарства. Правда, лекарства – наши спасители в болезнях. Но обращаться с ними надо умело. Во-первых, не принимать их самостоятельно, и пить только те, что прописал тебе врач. Дома лекарства должны храниться в специально отведенном месте – домашней аптечке. - Ребята, вы сегодня много узнали. И если, вы будете помнить правила безопасности, то с вами не случиться никакой беды.
3. Беседа «Осторожно сосульки!».
Ход беседы:
Загадка – Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.
Рассказать, что изображено на картинке. Обсудить с детьми, что сосульки могут быть опасны. Чем опасны сосульки или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? (ответы детей : будет больно, можно порезаться и т. д.) а как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? (ответы детей : не стоять под крышей, не играть с сосульками и т. д.). Сосульки тают и с крыши капает. Попросит детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические ограждения, щиты или заборы.