Татьяна Кротова
Творчески-информационный проект «Осенние фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творчески — информационный.
Актуальность темы:
Трудно представить себе воспитание и развитие детей без привлечения в помощники педагогу природы - этого самого естественного источника красоты. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Публикация «Творчески-информационный проект „Осенние фантазии“» размещена в разделах
Цель проекта : расширить и систематизировать знания детей об осени. Создавать индивидуальные и коллективные творческие композиции.
Задачи:
Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы,
создавать несложные сюжетные композиции.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный. Месяц (октябрь).
Предполагаемый результат:
• в результате проекта у детей пополнятся, систематизируются знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширится и активизируется речевой запас;
• появится желание самостоятельно заняться творчеством : работать индивидуально и сообща над коллективными работами.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап:
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах.
Сотрудничество с родителями:
Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов.
Совместная работа детей и родителей по изготовлению шляпки к мероприятию: «Дефиле осенних шляп».
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
• Чтение художественной литературы
• Просмотр мультфильмов и презентаций
• Беседы
• Рассматривание картин
• Наблюдение
• Сбор природного материала
• Рисование
• Аппликация
• Лепка
• Дидактические игры
• Пальчиковые игры
• Музыка
• Физкультминутки
3аключительный этап:
Мероприятие «Дефиле осенних шляп»
Составление гербария.
Литература:
1. С. Шанина, А. Гаврилова. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. Рипол Классик, Москва, 2010.
2. Загадки для маленьких умников и умниц. Рипол Классик, Москва, 2009.
3. Л. В. Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду. Москва «Просвещение» 1990
4. Энциклопедия для детей. Времена года.
5. Книга знаний для малышей. Смоленск: Русич, 2011.
6. Жизнь леса. Твоя первая энциклопедия. Москва «Махаон», 2009.
7. Детская энциклопедия в картинках. Смоленск: Русич, 2009.
8. Интернет.
Физическое
развитие Физкультминутки:
«Клён»
— Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
— Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы» :
— Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,
назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстра
ций посвященных осени.
Папки: «Полевые работы», «Ягоды», «Деревья». «Грибы», «Уборка урожая».
Беседы:
«Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
«Осенние хлопоты человека осенью»,
«Животные осенью».
Просмотр презентаций:
«Осень»,
«Как мы узнаем, что пришла осень»,
«Осень в картинах известных художников»,
«Признаки осени».
Просмотр мультфильмов:
По произведениям Сутеева: «Под грибом», Мешок яблок».
Цикл наблюдений:
за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним
дождём)
за красотой и богатством осенних красок
за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Речевое
развитие Творческое рассказывание детей по темам:
• «Мы гуляли на участке»
• «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов игры: «Опиши словами осень!», «Один – много», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Социально – коммуникативное
развитие
Восприятие художественных произведений, стихотворений, загадок:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья – Собираемся на прогулку в лес».
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию»,
«Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»,
«Что было бы, если из леса исчезли…»
Настольно – печатные игры: «Дары природы», лото «Растения-животные»
Трудовая деятельность:
• сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
• уборка опавшей листвы
• подготовка клумбы группового участка к зиме
К. Ушинский «Осень»
И. Соколов - Микитов «Листопадничек»
В. Бианки «Прячутся», «Путешествие муравьишки», «Теремок»
Даль «Война грибов с ягодами»
Я. Тайц «Грибы»
М. Пришвин «Грибной лес», «Этажи леса»
Л. Селихова «Сказка о крылатках»
А. Плешаков «Сила и слабость дуба»
В. Приходько «Дом зерна»
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Заучивание стихотворений :
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны
В пурпуре осеннем только дуб зелёный
Утешает осень :
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета.
З. Федоровская.
Тишина
Обрывает ветер листья с октября.
Улетели птицы в дальние края.
Не узнать опушки, где жила весна.
И слышна повсюду только тишина.
Сыплется с деревьев золото и медь.
Тишина, как птица, научилась петь.
Г. Новицкая
Мой приятель воробей
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода –
Не улетает никуда!
В. Левин.
Осень
Что ни день – то резче ветер
Рвёт в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает всё поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет….
Потому и всходит утро над землёй
Почти в обед.
И. Мазнин.
Художественно-эстетическое
развитие Аппликация:
Коллективная работа: «Украсим осеннее дерево», «Осень в ладошках», «Встреча друзей осенью».
«Наряд для берёзы», «Спящий ёжик», «Консервируем овощи», «Осеннее дерево»,
«Соберем осенний букетик и подарим маме»
Рисование:
«Дары осени», «Ёжик», «Такие разные листочки».
Лепка:
«Овощи», «Осенние цветы».
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песня»,
А. Вивальди «Осень».
•