Екатерина Мещерова
Проект «Осень в двери к нам стучится, Осень в гости к нам идёт!»
Проект «Осень в двери к нам стучится, Осень в гости к нам идёт!».
Участники проекта: воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Вид проекта: творческо-познавательный. Реализация проекта: с 01 октября -31 октября.
Цель: расширить и конкретизировать представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить признаки осени от ранней до поздней; установить взаимные доверительные отношения между педагогами и родителями по развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Задачи: - Систематизировать представления детей о состоянии растений осенью, о разнообразии плодов и семян. - Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды). - Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы в процессе проведения элементарных опытов. - Развивать воображение. - Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц. - Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту. - Знакомить детей со способами создания поделок из природного материала. - Учить детей самостоятельно определять замысел и реализовывать его, комбинируя ранее известные способы. - Привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ. - Познакомить родителей с основами развития творческих способностей в изобразительной деятельности.
Актуальность проекта. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений, знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения. Важное место в проекте занимают занятия по ИЗО деятельности. Формируется умение делать обобщение, сравнение, рассуждать по аналогии, подбирать синонимы, составлять творческий рассказ. Ребёнок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы, который интересует и удивляет его, будит воображение и фантазию. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развивать наблюдательность, помочь в познании окружающего мира.
Совместная деятельность педагога с детьми. ООД Вид деятельности Задачи Речевое развитие Беседы «Есть в осени первоначальной…», «Осень в гости к нам пришла», «У природы нет плохой погоды», Развивать связную, диалоговую речь. Закреплять знания детей о сезонных изменениях осенью, об изменениях в погоде, о жизни зверей в осенний период и труде людей (сбор урожая).
«Как лесные звери готовятся к зиме», «Что нам осень принесла». Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Осенний день», «Осень»; И. Остроухов «Золотая осень»; Чтение: И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Золотая осень» Н. Сладков «Осень на пороге» М. Лесовая «Листья солнцем наливались…» М. Пришвин «Осенние листики» А. Пушкин «Унылая пора.», «Уж небо осенью дышало.» Г. Скребицкий «Маленький лесовод». Презентация «Осень в стихах»
- Познакомить детей с картинами великих художников, учить детей описывать картину, развивать речь
- Познакомить детей с произведениями русских поэтов, которые писали об осени, приобщая их к поэтической речи. Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Вызывать чувство радости от восприятия стихов и желание услышать другие произведения поэтов.
Художественно- эстетическое развитие
- Рисование: «Осенний натюрморт». «Радостная осень». «Мы гуляем с мамой в парке». «Веточка рябины». «Грустная осень».
- Лепка: «Плетень с подсолнухами».
- Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
- Приобщать детей к музыкальному искусству; развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия «Осенний листик»- пластилинография
- Аппликация: «Деревья», «Объемные фрукты»
Ручной труд -поделки из природного материала: «Девочка осень», «Осенний букет»
Слушание произведений А. Глазунова, П. Чайковского «Времена года»- фрагмент С. Прокофьев «Фея Осени», Е. Дога «Березовая аллея»
Рассматривание репродукций И. Бродский «Опавшие листья»; Ван Гог «Корзина с яблоками».
Презентация «Осень в картинах русских художников»
Музыкально-литературная композиция: «Музыка и поэзия» понимания музыкального искусства; формировать основы музыкальной культуры, знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. - Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства.
Познавательное развитие НОД «Экскурсия в лес» «Подарки осени» «Жизнь зверей осенью» «Перелетные птицы». Просмотр мультфильма: «Весёлый огород». Просмотр видеофильма: «Труд в селе осенью», Экскурсия в осенний парк.
Развивать любознательность, логическое мышление; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе - Формировать обобщенное представление об осени как о времени года, воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Формировать понятия о смене времен года; расширять знания о сезонных изменениях в природе; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени; расширять представления детей об изменениях в жизни зверей осенью;
Ежедневные наблюдения во время прогулок. Формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
Социально-коммуникативное развитие
Праздник «Золотая Осень»
Досуг «Вечер пословиц, загадок и стихов об осени». Труд в уголке природы и на участке. - Сбор осенних листьев и цветов для гербария. - Сбор природного материала.
Воспитывать бережное отношение к природе, стремление к взаимопомощи и поддержке. Воспитывать интерес наследию русского народа (к потешкам, пословицам, загадкам и песням). Познакомить детей с пословицами и загадками об осени, предложить детям вспомнить знакомые им ранее загадки и стихи об осени.
Физическое развитие
- Пальчиковые игры: «Листопад», «Дождик» - Подвижные игры: «Не намочи ноги», «Медведь и пчелы» - Хороводная игра «Ворон» - Имитационный этюд «Мы – кленовые листочки»
-Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
1. Прогулки по осеннему парку; наблюдения за деревьями, птицами, животными, природными явлениями.
2. Изготовление совместных поделок из природного материала.
3. Сбор осенних листьев и цветов для гербария. 4. Сбор природного материала (шишки, желуди, семена и т. д.) для коллекций. Взаимодействие с родителями. Выставка семейных поделок «Чудеса с обычной грядки»
Консультация: «Развитие мелкой моторики с помощью природного материала»
Итоги проекта: Выставка семейных поделок из природного материала. Выставка детских работ из пластилина и природного материала. Изготовление гербариев «Осенние листья». Коллекция природного материала. Выставка рисунков «Впечатления о прогулке по осеннему парку». Фото отчет о проделанной работе.