Светлана Евдокимова
Проект «Осень»
Актуальность темы
Несмотря на большой интерес педагогов к проблеме речевого общения и коммуникативной компетентности, она в настоящее время мало представлена в практике современного дошкольного образования.
В данное время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры общества;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
Публикация «Проект „Осень“» размещена в разделах
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении).
Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, практически не существуют.
Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Работая по программе «Детский сад – дом радости», где заложено формирование речевых и коммуникативных умений. Речевые умения – это, прежде всего, умение логично выстраивать высказывания, употреблять лексику, грамматические обороты, интонацию; коммуникативные – владение вербальной памятью, умение включаться в разговор, держать диалог, эмоционально откликаться на речь собеседника.
В подготовительной к школе группе (седьмой год жизни) важно формировать все стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, фонетическую) .
Именно эти задачи позволяют успешно подготовить детей к школе.
Цель проекта :
- расширять знания ребенка о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в осенний период;
- формировать интерес к красоте окружающего мира;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Задачи проекта :
Образовательные:
- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления) ;
- обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;
- учить детей чувствовать настроение, поэтическом слове, живописи.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями) ;
- воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.
Словарная работа:
- активизация словаря – золотая, красивая, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая и т. д.
Вид проекта :
Познавательно-творческий
Срок реализации:
Среднесрочный ( три месяца: сентябрь-ноябрь) .
Участники проекта :
Дети, воспитатель, родители.
Планируемые результаты:
Дети эмоционально реагируют на мир природы, принимают заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Проект состоит из трех этапов:
1. Подготовительный этап (организационный) ;
2. Основной этап (реализация проекта) ;
3. Завершающий этап (презентация) .
I. Подготовительный этап:
- изучение познавательной и методической литературы;
- подготовить подборку литературы для детей об осени;
- подготовить оборудование (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, наблюдать на участке детского сада) .
Работа с родителями:
- сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации об осени для создания альбомов и стенгазет «Художественная осень», «Дары осени», «Осенние фантазии») ;
- оформление выставки семейных работ по темам: «Осенний калейдоскоп», листья, необычной расцветки, поделки из овощей, из природного материала;
- организация сбора с детьми природного материала;
- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;
- «Домашняя мастерская слова»;
- совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе и т. д.) .
Оснащение предметно-развивающей среды:
- выставка совместных работ детей и родителей;
- выставка детского изобразительного творчества по теме «Осенний калейдоскоп»;
- коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев;
- альбом с семейными фотографиями для детей группы «Путешествие в осень».
II. Основной этап:
ДАТА МЕРОПРИЯТИИ УЧАСТНИКИ РЕЗУЛЬТАТ
Сентябрь Совместная деятельность «Дары осени» Воспитатели, родители, дети Выставка совместных работ «Дары осени»
Сентябрь Беседа по картине Шишкина «Рожь» Воспитатели, дети Повышение знания детей
Сентябрь Изготовление панно «Осенний букет» Воспитатели, дети Коллективная работа
Сентябрь Дидактическая игра «Овощи или фрукты» Воспитатели, дети Повышение знания детей
Сентябрь Наблюдения за погодными явлениями на прогулке Воспитатели, родители, дети Повышение знания детей
Сентябрь Дидактическая игра «Игра с какого дерева листочек» Воспитатели, дети Повышение знания детей
Октябрь Беседа об осенних признаках природы Воспитатели, дети Повышение знания детей
Октябрь Беседа по картине Левитана «Золотая осень» Воспитатели, дети Повышение знания детей
Октябрь Чтение произведения В. Куприна «Отцовское поле» Воспитатели, дети Повышение знания детей
Октябрь Подбор словесных афоризмов, стихотворений об осени Воспитатели, родители, дети Поэтический вечер
Октябрь Изготовление панно «Осенний калейдоскоп» Воспитатели, родители, дети Коллективная работа
Ноябрь Беседа «Уходит осень золотая!» Воспитатели, дети Повышение знания детей
Ноябрь Придумывание загадок о овощах и фруктах Воспитатели, родители, дети Создание книги загадок
Ноябрь Изготовление панно «Осенние дары» Воспитатели, дети Коллективная работа
Ноябрь Дидактическая игра «Когда это бывает?» Воспитатели, дети Повышение знания детей
Ноябрь Осенний вернисаж Воспитатели, родители, дети Создание фотоальбома «Путешествии в осень»
Ноябрь Праздник осени Воспитатели, родители, дети Повышение знания детей
III. Завершающий этап:
Презентация результатов проекта в форме итогового занятия на тему: «Уходит осень золотая!». Выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Дары осени». Коллективные работы на тему: «Осенний букет», «Осенний калейдоскоп», «Осенние дары». Создание альбомов с помощью родителей на темы: «Словесных афоризмов, стихотворений об осени», «Книга загадок о дарах осени», фотоальбом «Путешествие в осень».