Ольга Лобачева
Проект «Осень в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила Лобачева Ольга Николаевна
Должность воспитатель МБДОУ детский сад 447
Город Нижний Новгород, Нижегородский район
Нижний Новгород
2017 год
Описание проекта : в условиях образовательного процесса в МБДОУ углубляем и
расширяем знания детей о природе, воспитываем бережное отношение к живой
и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей,
как в саду, так и дома.
Программное содержание : формирование первоначальных представлений о лесе,
Публикация «Проект „Осень в лесу“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, учить устанавливать
связь между изменениями в природе и жизни зверей в лесу, развитие
эстетического восприятия.
Актуальность : Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный
мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира.
Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас
естественно научных знаний. Первые элементарные представления об
окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже
в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить, мягче, будит
в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В
своей работе детьми среднего дошкольного возраста мы использовали метод
проектной деятельности с целью развития них интереса к изучению природы,
так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием,
наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а
также стремлением к совместной деятельности.
Предмет проекта : В работе с детьми использовались разнообразные методы
обучения : наблюдения, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная
деятельность, рассматривание картин, занятия - беседы познавательно -
эвристического характера.
В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды, семена
цветов, собранных детьми с клумб участка, осенние букеты из листьев, поделки -
сотворчество с родителями из природного материала.
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы : солнца (количества
тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня). В результате этой
работы у детей складывались представление о погоде : ясной и пасмурной, её
характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых
явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно
представлены :
прошёл дождь - появились лужи ;
холодно - лужи долго не высыхают ;
солнце нет - пасмурно, темно ;
дует ветер - по небу быстро двигаются облака ;
ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за
жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах
показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют
растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части
растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад,
обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления : солнце
светит и греет меньше ; земля становится влажной, холодной, затем замерзает ;
дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении
животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в
тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения)
исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Во время прогулок организовывали разнообразные дидактические игры и
упражнения с природными материалами.
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к
совместному творчеству в детском саду проводился конкурс поделок из
природного материала «Золотая осень», в котором наша группа приняла самое
активное участие и была отмечена призами.
Цель проекта :
- выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе ;
- провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни
животных, птиц, растений осенью ;
- поддержать естественный интерес ребенка к природе ;
- сформировать исследовательские способности в процессе изучения ;
- укрепить здоровье, расширить двигательный опыт детей ;
- способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании
декоративных композиций.
Задачи :
- углубить знания детей о диких животных, их повадках, детёнышах ;
- способствовать установлению причинно - следственных связей на основе
понимания зависимости жизнедеятельности зверей от изменений в природе ;
- совершенствовать связную речь ; обогащать и активизировать словарь детей ;
- воспитывать любовь к братьям нашим меньшим, желание заботится о них ;
- развивать любознательность, интерес, желание узнать что - то новое.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Материалы :
Картины из серии «Картины из жизни диких животных» : «Заяц в осеннем
лесу», «Белки осенью», «Медведи в осеннем лесу», «Спячка ежа».
Иллюстрации на осеннюю тематику.
Игрушечные животные небольшого размера : заяц, медведь, лиса, белка, ёж, волк.
Карточки с изображением животных домашних и диких
Осенние листья, шишки, желуди, веточки
Пластилин, клей, картон, цветная бумага
Музыка «Волшебные голоса природы. Малыш в лесу.»
Аудиозаписи песен
Ожидаемые результаты :
- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме ;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной
практической деятельности с воспитателем ;
- развитие логического мышления через осознание причинно - следственных
механизмов ;
- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление
заинтересованности в сотрудничестве с детским садом ;
- конкурс на выразительное чтение стихов об осени ;
- выставка поделок из природного материала ;
- развлечение с родителями «Путешествие в осенний лес»
Содержание проекта :
I этап подготовительный :
- составление плана совместной работы с детьми, родителями ;
- разработка конспектов НОД ;
- подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми ;
- подбор художественного материала ;
- подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам
«Деревья», Ягоды, грибы», «Осень»;
- оформление стенда для родителей по теме проекта ;
- беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном
отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ. Ознакомление с
окружающим.
- постановка проблемной ситуации перед детьми, мотивация детей
II этап выполнение :
Беседы :
- «Осенний лес. Дары леса»
- «Приметы осени»
- «В гости к осени»
- «Что такое лес»
- «Кто в лесочке живёт»
- «Как вести себя в лесу».
- «Что мы знаем о лесе»
- «Почему деревья сбрасывают листья»
- «Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений :
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой
ветра, осенним дождём)
- за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки :
- «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
- «Ищем приметы осени»
Ситуативная беседа :
- «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
- «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
- «Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Заучивание стихов.
Словесные игры :
- «Опиши словами осень!»
- «Осень в лесу»
- «Ветер, ветер, ты какой?»
- «Закончи предложение»
- «Вспомни – назови»
- «Один – много»
- «Будь внимательным»
- «Осенние деревья».
Чтение художественной литературы :
- Пословицы, поговорки, загадки об осени
- Н. Сладков «Неслух».
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало …»
- Е. Благинина «Улетают, улетели»
- русская народная сказка в обр. М. Булатова «Лисичка - сестричка и волк»
- русская народная сказка в обр. Соколова - Микитова «Зимовье»
- Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся»
- Л. Разводова «Листопад»
- О. Чусовитина «Осенний листок»
- Н. Минский «Листопад»
Социально – коммуникативное
развитие
Дидактические игры :
- «Чей домик»
- «Чем их накормить»
- «Рассказы о животных»
- лото «Животные»
- «Кому угощение»
- «С какой ветки детки?»
- «Найди дерево по описанию».
Трудовая деятельность :
- сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для
гербария)
- уборка опавшей листвы
- подготовка клумбы группового участка к зиме
- укрывание корней деревьев опавшей листвой.
Беседа : «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседы по ОБЖ :
- «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
- «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
- «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Художественно - эстетическое развитие
Аппликация :
- «Осенние деревья»
- «Осенний листок»
Рисование :
- «Осенний листок»
- «Золотая осень» (пейзаж)
- «Ветка рябины»
Лепка
- «Морковка для зайчика»
- «Грибы»
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»
Слушание музыкальных произведений :
А. Вивальди «Осень»
Песни - игры :
- «Собирайся, народ, все пойдём в огород»
- «Листочки - самолётики»
- «Осенью мы в лес пошли»
- «За грибами в лес идём».
Физическое развитие
Беседы :
- «Как одеваться осенью?»
- «Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры :
- «Съедобное - несъедобное!»
- «Осенние листочки»
- «Гуси – лебеди»
- «У медведя во бору»
- «Кто больше желудей соберет»
- «Добеги до дерева»
Игры – соревнования : «Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки :
- «Листопад»
- «Дождик»
- «Капля раз, капля два …»
Пальчиковая гимнастика :
- «Про листочки»
- «Дождик».
III этап аналитический
Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло
обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность
по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей, а
также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании
декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно -
образных представлений об окружающей действительности, фактических
знаний, которые являются материалом для последующего их сознания,
обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей,
существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них
художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами
подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов,
игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь,
мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики
рук, они получили возможность почувствовать себя свободными,
раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить,
фантазировать. Анализируя результаты, мы увидели, что дети с большим
интересом включаются во все виды деятельности, могут проявлять чувство
ответственности за природу, себя и других.
Результатом проекта стали :
- выставка поделок из природного материала, сделанных совместно детьми с
родителями,
- музыкальный досуг «Путешествие в осенний лес».
Список литературы :
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа
Издательство Мозаика - Синтез Москва 2016
С. Н. Николаева парциальная программа «Юный эколог» система работы в
средней группе детского сада Издательство Мозаика - Синтез Москва 2016
Т. А. Шорыгина «Понятные сказки» Издательство «ТЦ СФЕРА»
Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи» Издательство
«АЙРИС ПРЕСС» Москва 2009
Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» Издательство
«Творческий Центр» Москва 2008
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения
до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Издательство «Мозаика - Синтез» Москва 2016
Учебно - методическое пособие «Природа родного края» Нижний Новгород 2010
Методическое обеспечение :
- наглядно - дидактические пособия
- книги
- фотоаппарат
- магнитофон
- музыкальный центр