Маргарита Карпова
Проект «Оркестр в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Оркестр в детском саду»
Тип проекта: творческий, познавательный
Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители
Продолжительность: долгосрочный
Творческий продукт: - выступления на утренниках, открытых мероприятиях, конкурсах.
Актуальность проекта.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре.
Публикация «Проект „Оркестр в детском саду“» размещена в разделах
- Оркестр для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Создание таких оркестров до сих пор остается в стадии становления. Это вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.
Игра на музыкальных инструментах это один из видов детской исполнительской деятельности, которая нравится и привлекает дошкольников. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.
Когда дети слышат и сопоставляют звучание разных музыкальных инструментов, развивается их мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки, развить музыкальные способности посредством игры в оркестре.
Данная цель достигается через реализацию ряда задач, поставленных на этапе создания проекта.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о музыкальных инструментах: (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения;
- знакомить с приёмами игры на детских музыкальных инструментах;
- способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальных способностей в целом;
- обогащать словарь детей новыми терминами.
Развивающие:
- учить детей игре на детских музыкальных инструментах разными приемами и способами;
- развивать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный, динамический и тембровый слух: ритмично предавать длительности, ритмический рисунок, динамические оттенки, темп.
- развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
- поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах;
- развивать крупную и мелкую моторику;
- поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.
- воспитывать у детей такие качества как: целеустремленность, чувство коллективиз-ма, ответственность, дисциплинированность.
Методы работы:
Наглядный:
- рассматривание и апробирование музыкальных инструментов, иллюстрации, мнемотаблицы, показ педагога.
Словесный:
- беседа, художественное слово, указания, пояснения, убеждение, поощрение, оценка.
Практический:
- восприятие музыки и ритмических соотношений, анализ музыкальных произведений, разучивание, игра по схемам и на слух.
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
Выдвинем предположение, что музыкальные способности детей в процессе работы детского оркестра будут развиваться более активно, если:
- работа в данном направлении ведется целенаправленно и систематически;
- упражнения на развитие чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как неотъемлемая часть.
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта воспитанники будут:
- иметь устойчивый интерес к игре в оркестре и индивидуально;
- у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении.
- освоят технику игры на элементарных детских музыкальных инструментах (металлофоны, диатонические колокольчики, бубны, треугольники, тарелки, бубенцы);
- будут играть слаженно, в одном темпе;
- смогут участвовать в концертах и конкурсах.
Работа над проектом проходит в 3 этапа:
1 этап. Подготовительный (1-15 сентября 2022 г)
- изучение литературы по теме проекта;
- подбор необходимых материалов, музыкальных инструментов;
- разработка проекта.
2 этап. Практический (15 сентября 2022 г – 15 мая 2023 г)
- создание условий для реализации проекта;
- составление календарно-тематического планирования;
- подбор музыкального репертуара, наглядности, мультимедийных презентаций
для реализации проекта.
3 этап. Заключительный (15-30 мая 2023 г)
- оценка эффективности проекта: соотнесение
полученного результата с поставленной целью;
- обобщение материалов проекта.
Вывод: Занятия в оркестре расширяют сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышают его интерес к музыкальным занятиям, развивают память, внимание, помогают преодолеть излишнюю застенчивость, скованность, расширяют музыкальное воспитание ребенка. Музыкальные способности детей (чувство ритма, мелодический, гармонический и тембровый слух) развиваются более активно.
Литература.
1. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. М. : Мозаика-Синтез,
2. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. М. : Просвещение, 1990 г.
3. Мурычева Н. Н. Песенки-загадки о музыкальных инструментах. М. Детство-пресс. 2013г.
4. Орлова А. В. Русское народное творчество. Книга для воспитателя и муз. Руководителя детского сада. М. : Просвещение 1989 г
5. Радынова О. П. «Сказка в музыке» Музыкальные инструменты» М. Сфера,2014 .