Зяблова Мария
Проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Огород на подоконнике
ПРОБЛЕМА:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород -это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый ребенок, который принимает участие в творческом проекте, сам того не понимая, становится маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки и появления побега. Затем с помощью помощника-воспитателя задача усложняется, ребенок начинает искать ответы на следующие вопросы:
Почему одно растение имеет ярко-зеленый окрас, а другое бледное, местами даже желтое?
Почему поливая растения с разной периодичностью, мы заметили, что одно из них засохло?
Почему рост растения отличается, если оно стоит на свету или растет без света?
Несомненно, чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно учить детей наблюдать. А чтобы не забыть свои наблюдения их нужно где-то записывать. Здесь помощником им будет дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду», оформление которого сначала будет вести помощник-воспитателя, а затем сами воспитанники.
Дети, которые занимаются исследовательской деятельностью с самого раннего возраста, становятся хорошими аналитиками. У них хорошо развито мышление с установлением причинно–следственных связей.
ЦЕЛЬ:
Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, прививать трудовые навыки.
ЗАДАЧИ:
-Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования;
- Развивать чувство ответственности за порученное дело;
-Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
- Расширять представление детей о жизни растений о потребностях их во влаге, тепле, свете для их роста.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
ТИП ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский.
Срок проекта : долгосрочный (на 5 месяцев)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Дети старшего возраста, воспитатель.
Формы работы
с детьми:
- Беседы
-Занятия
-Наблюдение за ростом рассады или луковичных на мини огороде на подоконнике, иллюстрации по данному проекту, фотоотчет по результатам всхожести растений
-Рисование по теме: «Огород-круглый год»
-Творческая речевая деятельность
- Сочинение рассказов и сказок об огороде и его пользе в семье.
С родителями:
-беседы
-фотоотчеты о работе детей в данном проекте
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
- Получение знаний детей о жизни растений.
- Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
- Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
- Формирование бережного отношения к растительному миру.
- Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений.
- Привитие детям уважительного чувства к труду.
- Появление урожая, сбор его.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
Перспективы распространения результатов проекта.
Уровень детского сада:
Внедрение в практику новых технологий
Обмен полученным опытом внутри сада (консультации, мастер-классы, выставки)
Подведение итогов реализации проекта на педсовете.
Уровень образовательного комплекса:
Обмен полученным опытом внутри комплекса (консультации, мастер-классы, выставки)
Преемственность между образовательными ступенями.
Сентябрь
«Что такое огород?»
1 Беседа на тему «Для чего нужен огород?». «Можем организовать мини огород в группе?»
2 Дидактические игры «Кто скорее соберет»
3 Рисование на тему «Я и мой огород».
4 Работа над понятиями: семена, вода, солнечный свет.
5 Работа с родителями: «Обсуждаем цели и задачи проекта. Сформировываем интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта
Октябрь
«Лук-наш друг»
1 Беседа «Что такое лук?», «Лук наш друг» (коллективная работа)
2 Высадка луковиц в землю и в воду.
3 Рисование на тему «Полезный лучок»
4 Наблюдение за изменениями в рассаде
5 Работа с родителями: фотоотчет детей, как они наблюдают за всхожестью лука.
Ноябрь
«Изменившийся лук»
1. Беседа «Найти изменения в луке», «Для чего нужны зеленные побеги в лук», «Где мы их используем?»
2. Рисование на тему: «Покажи в рисунке изменения в луковицах»
3. Фотофиксация процесса изменений побегов и корневой системы.
4. Работа с родителями: показ рисунков по теме «Подросший лучок»
Декабрь
«Волшебная фасоль»
1. Беседа. Какие бывают овощи. Вызвать интерес у детей к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширить знания о видах растений.
2. Замачивание семян фасоли. (Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет).
3. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»
4. Чтение художественной литературы: «Чиполлино».
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
Люди – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Необходимо, чтобы это отношение было:
- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережливым – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны;
- созидательным- мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.
В проектах, которые мы делаем с детьми, мы учимся обобщению и расширению знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя и детей. Мы ставим себе воспитательные задачи, которые способствуют формированию навыков работы в команде; формировать бережное отношение к природе, желание заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.
Проектная идея :
Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.