Масленникова Ирина
Проект «Огород на окошке» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный
Участники проекта : Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Дети группы раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Публикация «Проект „Огород на окошке“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Цель проекта :
Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе.
Задачи проекта :
1. Обогащать знания детей о выращиваемых растениях.
2. Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать бережное и заботливое отношение к растениям.
4. Развивать познавательно-исследовательский интерес.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость.
6. Формировать умение детей находить способы решения проблемных ситуаций.
7. Формировать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения.
8. Расширять словарный запас.
9. Формировать навыки ухода за растениями.
Активизация словаря: лук, помидор, укроп, горох, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях);
• Составление плана работы над проектом;
• Сбор материала необходимого для реализации проекта;
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен,
связанных с огородом и овощами);
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта;
• Изготовление дидактических игр и пособий;
• Подготовка к художественной деятельности;
Деятельность детей :
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме
проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода;
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практический этап
Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картинки. Проводилась непосредственная образовательная деятельность, дидактические игры, беседы.
Чтение художественной литературы:
• русские народные сказки «Вершки и корешки», «Репка»,
• творческая инсценировка сказки «Репка» с элементами импровизации,
• отгадывание загадок про растения.
Беседы с детьми:
•«Что такое «огород на подоконнике»
•«Какие растения можно вырастить на подоконнике»
•«Все начинается с семечка»
•«Условия, необходимые для роста растений?»
•«Как ухаживать за «растением на окне»?»
•«Первые всходы»
•Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике
Настольные игры:
•«Что где растет?»
Сюжетно-ролевые игры:
•«Накормим семью весенним салатом»
•«Научим куклу Машу поливать растения»
Дидактические игры
•«Доскажи словечко»
•«Назови ласково»
•«Что лишнее»
•Что изменилось?
•Угадай растение по описанию
• Игры с прищепками.
Пальчиковая гимнастика:
•«Цветок распускается»
•«Наши алые цветы»,
Физкультминутка:
•«Цветок»
Совместная и самостоятельная деятельность:
• Создание уголка в группе:
• художественная литература
• иллюстрации
• картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
• Приготовление почвы для посадки, посадка семян.
• оформление «огорода на подоконнике».
• Наблюдение за растениями в уголке природы.
• Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь)
Художественно-продуктивная деятельность:
•рисование на тему «Цветет на окошке цветок-огонек»
•раскрашивание картинок серии «Во саду ли, в огороде»
•лепка «Что растет у нас на огороде»
Опытно – экспериментальная деятельность на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете:
•«Вода и растения»
•«Солнце и растения»
•«Лук любит свет»
•«Необходима ли влага растениям?»
•«Проращивание семян»
Заключительный этап:
• Подведение итогов реализации проекта.
• Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
• Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе;
• Оформление календаря наблюдений.
Формы работы с родителями:
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
• помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
• памятка для родителей «Чем полезны овощи»;
• подборка литературы про овощи с участием родителей;
• рекомендации по приготовлению дома овощных блюд, беседа о их пользе для здоровья.
Ожидаемый результат:
• Дети получат представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают;
• Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия;
• Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
• Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Результат по проекту :
В результате работы над проектом у детей сформировался интерес к опытно-экспериментальной деятельности и выращиванию растений, сформировалось умение ухаживать за растением – поливать, рыхлить, дети получили представление о необходимости света, воды, почвы для роста растений; дети стали бережнее относиться к миру растений; усовершенствовали художественные навыки; в группе был создан «огород на окне»; увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада.
Список литературы.
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
5. Интернет ресурсы.