Ирина Лазуткина
Проект «Огород на окне» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
"ОГОРОД
НА
ОКНЕ"
Подготовили и провели:
Лазуткина И. Б.
Лакеева Н. А.
2023г.
Паспорт проекта
1. Организация: МДОУ д/с №195 г. Барнаул
2. Адрес: П. Центральный ул. Мира 7а
3. Телефон: 730083
4. Название проекта : «Огород на окне»
Публикация «Проект „Огород на окне“ в средней группе» размещена в разделах
5. Тема проекта : «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с
окружающим миром, привитие трудовых навыков»
6. Авторы проекта : воспитатели: Лазуткина И. Б. и Лакеева Н. А.
7 Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.
8. Тип проекта : познавательно – творческий; групповой.
9. Вид проекта : исследовательский
10. Сроки реализации проекта : краткосрочный, февраль – апрель 2023 года
11. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
12. Продукт проектной деятельности :
2. Презентация.
Актуальность проекта :
Окружающая среда, ближайшее окружение -это кладезь для исследований и знакомств с тайнами природы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Краткосрочный проект «Огород на подоконнике», помогает в экспериментальной, исследовательской доступной деятельности познакомить с удивительным и многообразным миром растений. Ознакомление с ростом и развитием растений осуществляется в весенний период, при выращивании в помещении детского сада различных культур из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике. Наблюдения за происходящим с растениями, побуждают детей бережно относиться к растениям, закладывают основы бережного отношения ко всему живому.
Проблема:
Дети дошкольного возраста, в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, а их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит из-за длительной зимы.
Предполагаемые результаты:
Из семян можно вырастить растение, рассаду, для последующей высадки в грунт. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук (в двух позициях в грунте и в воде, бобовые, укроп, капусту, помидоры, щавель, базилик, руколу, мелиссу, огурцы, перец. Дети узнают способы выращивания растений (путем выращивания из семян, рассады, луковиц, сроках жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Закрепят знания через наблюдения и смогут сделать первые выводы, фиксируя их в дневнике наблюдений.
Цель проекта :
Развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений. Формировать активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений. Создать условия для участия детей в трудовой деятельности, приобщить родителей к проектированию проекта.
Задачи:
1. Дать детям доступное их пониманию представление о разнообразии, особенностях строения и условиях роста растений, и их значении для человека.
2. Развивать поисковую деятельность, умение в ходе исследовательской деятельности искать и находить пути разрешения проблемных ситуаций, творческие способности детей, любознательность.
3. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности через активную самостоятельную деятельность по выращиванию растений, умение устанавливать связи между предметами, их назначением.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Этапы проведения проекта
Период Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
февраль 1 неделя 1. Сбор и анализ литературы по данной теме (стихи, поговорки, сказки, загадки) Воспитатели
2 неделя Сбор необходимого материала, дидактических игр, пособий. Воспитатели
3 неделя Накопление необходимого материала для моделирования огорода на подоконнике Воспитатели
4 неделя Просмотр мультфильма «Чиполино» Воспитатели
Практический этап
март 1 неделя Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом. Воспитатели
Родители
2 неделя Настольно - печатные игры: «Дары лета», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород». Воспитатели
3 неделя Беседа: «Лекарственные свойства огородной зелени : петрушки, укропа, зелёного лука. Воспитатели
Дети
4 неделя 1. Чтение стихотворения: А. Максакова
«Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»
2. Беседа: «Что необходимо растению для развития». Воспитатели
апрель 1 неделя 1. НОД «Посадим огород».
2. Организация дежурства. Воспитатели
Дети
2 неделя 1. Уход, наблюдение за всходами
2. Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. Воспитатели
Дети
Воспитатели
Заключительный этап
3 неделя 1. Итоговая беседа (анализ проделанной работы)
2. Подготовка к презентации «Огород на окне» Воспитатели
Дети
4
неделя 1. Оформление электронного фото - альбома «Вот какой огород».
1. Презентация «Огород на окне».
2. Показ детьми родителям «Огород на окне» Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Технологическая карта проекта :
Образовательная деятельность Вид деятельности Содержание деятельности
Социально – коммуникативное развитие Игровой, познавательный, коммуникационный - Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «Третий лишний», «Сад-огород», лото, домино.
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
- Труд: полив и рыхление растений.
Познавательное развитие Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. - Рассматривание семян, иллюстраций
- Опыт «На свету и в темноте»
- Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.
- Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.
Речевое развитие Коммуникационный - Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К. Чуковского «Огород»,
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
просмотр мультфильма Дж. Родари «Чиполино»
- Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как я помогаю маме ухаживать за рассадой на окне»
- Проговаривание чистоговорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».
Художественное – эстетическое развитие Творческий - Раскрашивание картинок
- Рисование «Загадки с грядки»
- Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи».
- Аппликация: «Овощи на тарелке», «На зеленой кочке выросли цветочки».
- Разучивание песен: «Колхозный огород», «Есть у нас Огород».- Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник»
Физическое развитие Двигательный - П/ игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты».
Физ. минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем»
Предполагаемый результат проекта :
1. Сформированы представления о том, как выращивают овощи, о биологических процессах в природе.
2. Умение проводить анализ и обобщение результатов, полученный в процессе исследовательской деятельности детей.
3. Умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях познавательной и художественной литературы.
4. Обогащение словарного запаса, умение составить связный рассказ.
5. Сформировано бережное отношение к природе, любовь к растениям.
Выводы:
Анализ результатов работы в ходе реализации проекта «Огород на окне» показал положительную динамику изменения отношения детей к природе, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического образования, как средство формирования экологической культуры эффективна.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Метод. пособие. – М. : Мозайка – Синтез, 2015г.
2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2015г.
3. Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы в средней группе д/с. Методическое пособие. – М. : Мозайка-Синтез, 2012г
4. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. : Метод. пособие. – Мозайка – Синтез, 2012г.
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе д/с : Методическое пособие. – М. : Мозайка-Синтез, 2012г.
Конспект НОД с детьми по ОО «Познавательное развитие»
Тема: «Наш огород на окне» в средней группе.
Цель:
Формировать у детей представление о пользе овощей в укреплении здоровья.
Совершенствовать знания об особенностях внешнего строения лука, об основных условиях, которые необходимы для их роста.
Вызывать интерес к наблюдению за процессом роста лука.
Упражнять в навыках посадки гороха.
Воспитывать интерес к труду.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление знаний, что овощи растут на огороде.
Осуществлять выращивание на окне лука.
Рассказать детям об особенностях выращивания лука на перо.
Заполнять дневник наблюдений за огородом.
Воспитательные:
Воспитывать положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, развивать трудовые умения, прививать умение детей самостоятельно ухаживать за огородом, выполняя соответствующие манипуляции на основе уже полученных навыков и умений.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей.
Развивать коммуникативные навыки.
Работа со словарё м:
Развивать связную речь детей, расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представление детей о признаках объектов.
Оборудование и материалы:
Кукла, корзина, овощи свежие: помидор, огурец, морковь, мини- огород на окне, лейка, контейнеры с землёй, палочки для рыхления земли, семена гороха, влажные салфетки, тряпочки, картинки-метки гороха 4*6см.
Дидактический материал: Картинки с изображением овощей. Дневник наблюдения «Мини-огород». Картинки с изображением гороха. Модель роста гороха.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы, стихов, поговорок, загадок об овощах, иллюстрации и картинки. Беседы о пользе овощей. Подготовка оборудования и посадочного материала.
В группе для детей на подоконнике был создан мини-огород, в подготовленный ящик с грунтом был высажен лук.
Ход занятия
Воспитатель проводит с детьми игровое упражнение «Здравствуй друг»
– Здравствуй друг. (здороваются за руку)
– Как ты тут? (рукой по плечу хлопают)
– Где ты был? (трогают ухо друг друга)
– Я скучал. (обнимают себя)
– Ты пришёл? (руки в стороны)
– Хорошо! (обняли друг друга)
(дети сидят полукругом)
На кровати лежит кукла, она заболела. Плач куклы привлекает детей. (звучит фоновая музыка Чайковского П. И. «Детский альбом» т№6 «Болезнь куклы»)
Воспитатель: Дети, что случилось с нашей куклой?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Что же делать? Как же ей помочь?
Дети: Позвать доктора.
(Воспитатель звонит по телефону. Заходит доктор с аптечкой и корзиной с овощами и присаживается рядом с куклой)
Доктор: Здравствуйте. Что у вас случилось? Кто у вас заболел?
Воспитатель: Здравствуйте. У нас заболела кукла, у нее высокая температура.
Доктор: Сейчас мы её вылечим. (лечит куклу)
Доктор: Что надо есть, чтобы не заболеть?
Дети: (ответы детей) Надо есть много овощей и фруктов, они очень полезные.
Доктор: Правильно. Я вам принёс корзинку с овощами, в них очень много витаминов. (доктор читает стихотворение и поочередно достает овощи)
Помни истину простую
– Лучше видит только тот
Кто жуёт морковь сырую
Или пьёт морковный сок!
Вот толстый красный помидор!
Любит он детишек с давних пор.
Я-витаминный сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
Он свежий, и солёный,
Весь пупырчатый, зелёный,
Не забудь его дружок,
Запасай здоровье впрок!
В огороде зреет лук,
Он для здоровья лучший друг
Хоть лук порой до слёз доводит
И со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди сорви себе пучок!
Доктор: Ой, а лучок я не принёс. А ведь он очень полезен, в нем очень много витаминов. Где же найти лучок?
Воспитатель: Мы тебе в этом поможем.
(воспитатель ставит на стол подносы с высаженным луком)
Дети: Лук вырос на нашем мини-огороде. (перемещаемся на огород, к центру природы)
Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами расскажем про наш мини-огород?
Огород, огород, что за чудо!
Вот так класс на подоконнике
У нас, мини-огород живёт,
Растёт, и урожай даёт.
Воспитатель: Вот доктор наш лучок, мы его будем кушать на обед. (воспитатель срезает перья у лука)
Доктор: какие вы молодцы ребята. А как вы вырастили такой лучок?
Воспитатель: Доктор ты присаживайся и послушай, ребята тебе расскажут, как мы сажали свой лучок.
Дети: (ответы детей) нам понадобится баночка, земля, головка лука и вода.
Воспитатель: Верно. Мы подготовили стаканы с водой и луковицы.
Что вы сделали дальше? А какие условия были для роста?
Дети: Мы поставили лук на подоконник к свету, чтобы он хорошо рос.
Воспитатель: А почему не в шкаф?
Дети: Там темно. Луку нужен цвет.
Воспитатель: Верно. Мы с вами даже решили провести эксперимент, где лучше будет расти лук, темноте или на свету.
(Воспитатель показывает стаканчик с луком, который рос в темноте) Воспитатель: Так какой лук лучше рос?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Что ещё надо для роста растения?
Дети: Свет, вода, земля, тепло.
Воспитатель: А почему мы не посадили лук на улице?
Дети: Там холодно, лук замёрзнет. Наш лучок может погибнуть,.
Воспитатель: Ребята молодцы. Мы с Вами очень долго ждали, когда вырастет наш лучок. И мы с вами вели дневник наблюдений и зарисовывали, как растёт наш лук. (показывает дневник наблюдений)
Воспитатель: Смотрите у нас осталось одно свободное окошко. И мы его заполним. Как сейчас выглядит лучок?
Дети: Подрос. Выросли длинные перья.
Воспитатель: Даша помоги приклеить картинку, нарисованную вами заранее.
(ребенок приклеивает картинку в дневник наблюдений)
Но кроме лука у нас на огороде растут ёжики-травянчики и семья миньонов. А также мы на улице зимой срезали ветки вишни и наблюдали за изменениями веточек и вели также дневник наблюдений.
(дети встают и выходят на коврик, и становятся в круг)
Физкультминутка
Баба села на горох (имитируют посев гороха)
-Прыг-скок, прыг-скок! (прыгают, руки на поясе)
Обвалился потолок- (прикрывают руками голову и качают головой)
Прыг-скок, прыг-скок! (прыгают, руки на поясе)
Баба стала на носок, (делают «ковырялку», притопывают ногами)
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку.
Воспитатель: Подходим и одеваем фартуки.
(пока дети одевают фартуки воспитатель объясняет правила поведения во время посадки)
Дети стоят вокруг стола.
Воспитатель: Что лежит у нас на столе?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Возьмите из тарелок семена гороха и рассмотрите его. Это настоящие семена гороха, не обработанные. Тот горох, из которого мама дома варит суп не подойдет для посадки.
Воспитатель: Расскажите, как правильно посадить семена гороха?
Дети: Надо выкопать лунку, положить семечко и засыпать землёй и не забыть полить водой. (варианты детей)
Воспитатель: Верно. А можно положить семена сверху и не закапывать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А теперь, каждый берет стаканчик, с заранее приготовленной землей. Делаем углубление палочкой. Будем сажать по две-три горошины. Не забудьте полить и поставить метку-картинку, что у нас вырастет.
(звучит фоном песенка Хомы и Суслика – Песня из м/ф «Раз – горох, два – горох»)
Дети высаживают горох (дети выставляют горшочки на подготовленный поднос)
Воспитатель: А теперь вытираем руки влажными салфетками, убираем своё рабочее место.
Рефлексия:
Ребята, сегодня мы с вами узнали много интересного.
Что вам понравилось и запомнилось?
Что мы рассматривали?
Что мы с вами посадили?
Каким опытом вы бы поделились с друзьями?
Молодцы. Ребята хорошо потрудились. Теперь можно подарить нашим гостям стаканчики с горохом. Чтобы дети из других групп тоже наблюдали и ухаживали за ростом гороха.
Беседа:
Тема: «Лук, укроп, петрушка. Их целебные свойства».
Цель: формирование знаний детей о целебных свойствах зелени.
Задачи:
• Познакомить учащихся с целебными свойствами укропа, петрушки, лука;
• развивать мышление и память учащихся;
• воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме заняти
Ход занятия:
1. Организационный момент
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться:
«Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. - Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течении всего занятия, а лучше весь день.
Воспитатель: Чтобы назвать тему занятия, отгадайте загадки.
1. Ты нам киваешь головой!
Ты первой зелени подружка-
Раскудрявая. (петрушка)
2. Кружевные пальчики,
По всей грядке ловко!
Разбежались мальчики
- Вы куда бежите? Стоп!
Я хочу сорвать. (укроп)
3. На грядке зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы ее покрошим в суп,
Приправа эта – зелёный … (лук)
4. Сочная и длинная
– Зелень витаминная.
Она тебе шепнё т на ушко:
– Я - не клоун, я - … (петрушка)
6. Зонтик очень хорош,
Но с ним в дождик не пойдёшь. (укроп)
Правильно, сегодня мы будим говорить о луке, укропе и петрушке.
Воспитатель: Как это всё назвать одним словом? (овощи)
Для чего человек эти овощи выращивает? (они очень полезны)
А чем они полезны, мы узнаем, просмотрев презентацию.
1. (просмотр презентации)
Вывод: Все зеленные овощи очень полезны! Это настоящая копилка витаминов. За высокое содержание разнообразных полезных для организма человека веществ зеленные культуры – называют ЧУДО ЗЕЛЕНЬЮ.
2. Игра "Назови ласково" - образование существительных с уменьшительным суффиксом.
Укроп –
Петрушка –
Салат –
Щавель –
Лук –
Сельдерей -
3. Прочитай пословицу правильно
Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Петрушку съел - сразу помолодел.
4. Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка
На четыре – ноги шире
Пять - руками помахать
Шесть – за парты тихонько сесть
Все зеленные культуры начинают выращивать ранней весной, поэтому большинство из них называют холодостойкими культурами.
5. Игра «Собери пазлы»
6. Игра «Угадай на вкус»
Ребята по очереди закрывают глаза, педагог дает листочки укропа, петрушки, лука зеленого, они должны угадать, что за овощи им дали.
Итог:
• С чем познакомились на занятии?
• Какие овощные культуры сегодня изучали?
• Почему их называют зеленные овощные культуры?
• Перечислите зеленные овощные культуры?
• Для чего человек их выращивает?
• Было ли Вам интересно?
• Что вам больше всего понравилась?
• Сегодня все молодцы!
Чтоб здоровым сильным быть,
нужно овощи любить
Всем без исключения
В этом нет сомнения
ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
***
Красный нос в землю врос.
А зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос.
(Морковь)
***
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я.
(Капуста).
***
Семьдесят одежек,
И все без застежек.
(Капуста)
***
Не книжка, а с листьями.
(Капуста)
***
Лоскуток на лоскутке
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке.
(Капуста)
***
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи
Меня в них ищи.
(Капуста)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом.
(Картошка).
***
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
Ну, рассыпчата, вкусна.
(Картошка)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
***
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а.
(Лук).
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)
***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла.
Сладка на вкус.
Узнали вы?
Я.
(Свекла).
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репка)
***
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
***
Кругла да гладка,
Откусишь сладка,
Засела крепко
На грядке.
(Репка).
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
Маленький, горький, луку брат.
(Чеснок)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют.
К осени краснеют.
(Помидоры)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков. (горох).
***
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки дробинки.
(Горох)
***
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох)
Без окон, без дверей
Полна горница людей.
(Семена в огурце)
Игры к проекту «Огород на подоконнике».
Дидактическая игра «Кто скорее соберет»
Цель - учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»).
Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) . Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой
поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда- победительница. Игра продолжается с другими командами.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
Цель- учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или нет.
Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает»
Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель - знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.
Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка,
заморозка, засолка и т. п.
Дидактическая игра «Вершки - корешки»
Цель - развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память;
формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.
Ход игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Дидактическая игра «Найди по описанию»
Цель - развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не
перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.
Дидактическая игра: «С какой ветки детки»
Цель - развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных;
воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.
Ход игры. Педагог задает детям вопрос, например: «Как называется дерево, на котором растут яблоки?» Дети отвечают, отыскивают среди множества фруктов
яблоки и «подвешивают» их к веточкам дерева. Педагог просит пересчитать яблоки и ответить, сколько их висит на яблоне. Если дети ошибаются в названии фруктового дерева, то право отгадки передается другим.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)
Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя)
Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы рук)
В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)
Пальчиковая гимнастика "Компот"
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным
пальцем правой руки “мешают”)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)
Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)
Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)
Слив положим и песок. (имитируют движения)
Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)
Угостим честной народ. (угощают).