Карен Рубенович Мелконян
Проект образовательного путешествия «О чем рассказала Водонапорная башня»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие рассчитано на группу среднего школьного возраста.
Цель: Развитие визуальной и коммуникативной культуры воспитанников.
Идея: Зависимость внешнего облика здания от его функционального назначения.
Объект: Водонапорная Башня – Музей воды на Шпалерной улице. Объекты окружающей среды: Скульптурная группа «Водовоз», мемориал блокадникам водоканала.
Предварительная работа:
Вступление.
Подготовка к путешествию.
Публикация «Проект образовательного путешествия „О чем рассказала Водонапорная башня“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Зачин: Мы с вами городские жители XXI века каждый день пользуемся водопроводом. Открывая кран, мы не задумываемся, какой сложный путь надо было пройти, чтобы вода в наших домах стала делом обыденным и привычным.
Краткая историческая справка.
Какой видел будущую башню создатель этого сооружения?
Когда и почему наступил расцвет Водонапорной башни?
Имена каких знаменитых людей связаны с историей Водонапорной башни? Каково было устройство Водонапорной башни?
Как менялся облик башни во времени?
Что в архитектурном облике здания указывает на функциональное назначение сооружения?
Найдите объект на территории «рассказывающий» о доставке воды в Петербурге в XIX веке.
Найдите объект, который символизирует водоканал, источник жизни города.
Возможные формы организации предварительной работы учащихся: экскурсия, предварительное обсуждение, основу которого могут составить заранее подготовленные сообщения учащихся, просмотр видеофильма с последующим обсуждением
Маршрутный лист образовательного путешествия
Как исторические эпохи отразились в облике архитектурного сооружения?
Ответить на вопрос вы сможете в том случае, если:
Изучите карту микрорайона, определите основные ориентиры и проложите маршрут в соответствии с предлагаемым заданием;
Познакомитесь с обликом и устройством Водонапорной башни;
Выясните, почему и в связи с какими событиями так сильно изменился первоначальный облик здания;
Познакомитесь с экспозициями музея Музей воды на Шпалерной улице;
Работа на маршруте, исследуя Водонапорную башню :
проложите маршрут до Водонапорной башни, используя карту микрорайона;
найдите объекты, предложенные для исследования;
ответьте на вопросы, предложенные в маршрутном листе, для чего внимательно изучите музейный комплекс, его планировку, расположение в городском пространстве, «говорящие» детали, а также – подсказки к заданиям.
Маршрут образовательного путешествия
1. Рассмотрите схему микрорайона, составьте безопасный маршрут к объекту исследования (ул. Шпалерная).
2. Вы подошли к зданию Водонапорной башни. Изучите надписи на мемориальной доске и ответьте на вопросы:
o Для чего строилась Водонапорная башня?
o Кто был автором проекта Водонапорной башни?
o Какие исторические факты стали значимыми для музейного комплекса?
o В каком архитектурном стиле построено здание? Докажите.
o Сравните первоначальный облик сооружения с нынешним? Есть ли черты сходства в архитектурном облике? Почему? А в конфигурации зданий? Какие?
o С именем какого архитектора связана перестройка здания?
o Обойдите здание по периметру. Зарисуйте форму здания.
3. Посетив Музей воды, ответьте на следующие вопросы:
o Каково происхождение названия этого строения?
o Как устроена Водонапорная башня?
o Значение сооружения для городских жителей и городской среды?
o Роль Водонапорной башни в годы Великой Отечественной войны.
o Рассмотрите фотографии здания (1944 год). Определите, какие части здания пострадали сильнее всего?
o С именем какого архитектора связано восстановление здания?
o Как называется учреждение культуры, которое располагается в здании Водонапорной башни? Как вы понимаете это слово?
Пользуясь афишами, объявлениями, установите, какие коллективы работают в этом центре культуры, какие мероприятия здесь проходят (информацию можно также получить в вестибюле здания)
o Обойдите здание, рассмотрите его. Попробуйте определить, какие элементы сооружения и объекты двора напоминают о старинном происхождении здания?
Итогом образовательного путешествия может быть следующие задания подгруппам.
1. Презентация с использованием фото и рисунков детей, участников путешествия.
2. Книжка- малышка.
3. Театрализованная сказка «Как вода пришла в дома».
Заключительная работа. Защита
Поразмышляйте
Как исторические эпохи отразились в облике Водонапорной башни?
С какими известными именами русской истории связана история этого сооружения?
Почему говорят, что Водонапорная башня и по сей день служит людям?
Существует мнение, что не стоит тратить средства на восстановление старинных зданий: их дешевле разобрать и построить новые. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
Итак, можно сделать следующие выводы. Образовательное путешествие как педагогический метод дает возможность воспитанника погрузиться в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почувствовать себя первооткрывателями и исследователями. Обучение происходит в форме сотрудничества между учениками, а также между учениками и учителем, развивает навыки коммуникативной культуры, создает условия для социальной активности учащихся. Кроме того, образовательное путешествие как метод полностью соответствует требованиям нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который ставит главной задачей развитие личности ученика через деятельностный характер обучения, который и лежит в основе данного метода. Как педагог, работающий в детском доме с очень непростым контингентом воспитанников, могу отметить, что, несмотря на все преимущества метода образовательного путешествия, он пока еще очень мало востребован в образовательном пространстве нашего учреждения. Главная причина такой ситуации: трудности организационного плана, с которыми сталкиваются многие педагоги, иногда непреодолимы. Но хочется верить, что этот замечательный метод, который может использоваться почти в каждом образовательном предмете, со временем займет свое достойное место в системе образования. Особенно в петербургских образовательных учреждениях, где Город предоставляет широкое поле для использования этого метода.