Юлия Попова
Педагогический проект «Живёт село родное»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад “Петушок»
Педагогический проект
«Живёт село родное»
Актуальность проекта :
В июне 2014 года в жизни Смоленского района – знаменательная дата – 265-летие образования родного села и 90 лет образования Смоленского района. В связи с этим в детском учреждении разработан и реализуется долгосрочный проект «Живёт село родное».
Цели и задачи проекта.
Публикация «Педагогический проект „Живёт село родное“» размещена в разделах
Цель проекта : знакомить с родным селом, его жизнью и бытом. Формировать представления о разнообразии жизни и быта русского народа.
Задачи проекта :
1. Вызвать интерес к изучению истории родного села;
2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае;
3. Формировать чувства уважения и симпатии к односельчанам;
4. Развивать интерес к родному селу и его природным богатствам и достопримечательностям.
6. Сотрудничать с краеведческим музеем, библиотекой.
7. Привлечь родителей к участию в реализации;
Срок реализации проекта : долгосрочный; 2014 – 2015 учебный год.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ.
Образовательные области программы, содержание которых включено в проект :«Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Для реализации данных целей сформировано семь тематических разделов:
Раздел №1
«Жизнь вокруг» - знакомство с растительным и животным миром родного села и края ;
Раздел №2
«Устройство русской избы» - знакомство с жизнью, бытом, традициями и обычаями русского народа при помощи экспозиции ДОУ;
Раздел №3
«Народные умельцы»- знакомство с промыслами Смоленского района, с творческими людьми района;
Раздел №4
«Родники» - знакомство с русским народным фольклором и современными поэтами с. Смоленского;
Раздел №5
«Топотушки» - знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором;
Раздел №6
«Наши герои» - знакомить с героями родного села и края;
Раздел №7
«Начало» - знакомство с русскими православными традициями, праздниками, играми, обрядами;
Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: подготовить материально-техническую базу.
Второй этап – организационно-практический.
Цель: апробировать работу по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края и села.
Задачи: Создать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей села:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к родному дому (семье, улице, городу, краю;
- развивать умения у детей желание узнать больше об особенностях края, природы и истории ;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям; народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору; творчеству известных людей (В. Шукшин, М. С. Евдокимов, Г. С. Титов, А. П. Соболев и т. д.);
- знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися людьми прошлого и настоящего времени родного села и края;
- развивать чувства ответственности и гордости за свою малую Родину.
Третий этап – заключительный.
Цель: обобщение опыта.
Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого малой родины, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека).
Содержание реализации проекта
Проект ориентирован на тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов; формирует чувство патриотизма.
Задача педагога : пробудить интерес к истории своей «малой Родины.
Цель - наработать и систематизировать материал, доступный для детей дошкольного возраста в рамках проекта «Живёт село родное». Активизировать родителей и педагогов к совместной деятельности:
- воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;
- сформировать представление о своём селе, как части Смоленского района, Алтайского края, части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде жителей села и др.
План работы по реализации педагогического проекта
1. Сбор и анализ сведений о родном селе Смоленском, изучение истории, героического прошлого, традиций и обычаев русского народа, народными праздниками, играми; знакомство с промыслами Смоленского района в прошлом и настоящем с помощью игр, экскурсий, встреч с современными поэтами родного села и т. д.
2. Разработка перспективного плана работы «Познаём родное село». (Экскурсии по селу, в музей, на природу; знакомство с достопримечательностями села; беседы, подбор литературы; чтение произведений поэтов села (В. И. Дурневой, Г. Веревкина, Ю. Логачева, Т. Судневой и т. д) и разучивание песен композитора И. Казанцевой; знакомство с художниками и известными людьми села и района; проведение фольклорных праздников и народных игр, театрализации; работа с родителями.
3. Анализ проведенных мероприятий
Обретение смысловой картины представлений о жизни наших предков, активизация родителей участие в поисковой и художественно-творческой деятельности, пополнение педагогического арсенала по теме.
Тематический план работы по патриотическому воспитанию старшей группы:
Сентябрь
Тема «День рождения села»
-изготовление альбома «Мое родное село»;
-беседа «На что и клад, коли в семье лад» (обычаи, традиции в повседневном обиходе чувашской семьи, традиционная одежда, семейная родословная, история своей фамилии).
Октябрь
Тема «Моя малая Родина»
- изготовление альбома, составление рассказов по теме «Дом, в котором я живу»;
- чтение произведений А. Соболева и В. Дурневой.
Ноябрь
Тема «История возникновения села»
-изготовление альбома «Мое родное село»;
-встреча со старыми жителями села.
Декабрь
Тема «Знакомство с достопримечательностями села»
-экскурсия по селу;
- представление о работе общественных учреждений: магазина, библиотеки, школы…
Январь
Тема «Экскурсия в краеведческий музей и музей А. Соболева»;
- беседа о знаменитых людях нашего села;
- изодеятельность «Пейзажи родного села».
Февраль
Тема «Они прославили наше село»
- встреча со знаменитыми людьми села;
- выпуск газеты «Это все о нас».
Март
Тема «Хлеб – всему голова»
- знакомство с сельскохозяйственной техникой;
-беседа с тружениками сельского хозяйства «Как выращивают хлеб».
Апрель
Тема «В чем я вижу красоту своего села»
- озеленение территории детского сада;
- прогулка в ближайший лес.
Май
Тема «Мои родные в годы Великой Отечественной войны»
- посещения к памятнику погибших воинов в Великой Отечественной войне, в краеведческий музей;
- встреча с фронтовиками и участниками боевых действий.
Июнь
- совместный праздник родителей и детей «День защиты детей»;
-подведение итогов воспитательной работы за учебный год.