Елена Коновалова
Проект «О чем поспорили Пепси-кола и Вода?»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 Пушкинского района
г. Санкт – Петербурга
Проект «О чем поспорили Пепси-кола и Вода?»
Воспитатель:
Коновалова Е. А.
2020 - 2021 учебный год
Технологическая карта проекта.
Творческое название проекта : «О чем поспорили Пепси-кола и Вода?»
Тип проекта : информационно-исследовательский,
Участники проекта : воспитатели Мишина Е. А., Коновалова Е. А., дети и родители группы.
Публикация «Проект „О чем поспорили Пепси-кола и Вода?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Продолжительность: краткосрочный.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
1. Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.
2. Формировать осознанное отношение к здоровью, стремление его сохранить и укрепить.
3. Формировать у детей базовые познавательные умения: наблюдение, экспериментирование, сравнение, анализирование, отражение результатов опытов и наблюдений в различных видах деятельности (речевой, художественной, игровой).
4. Актуализировать знания детей о полезных свойствах воды, о свойствах других продуктов питания, их значении для здоровья человека.
5. Развивать у детей умение выбирать продукты питания не только по вкусовым качествам, но и по их полезным свойствам для здоровья человека.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Речевая», «Художественно-эстетическая», «Физическая» (см. приложение №1, схема)
Проблема исследования:
В последнее время в связи с широким использованием консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться о пользе и вреде того или иного продукта для здоровья детей.
Детей же привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и реклама данных продуктов. Поэтому возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это опасно для здоровья.
Прежде чем начать работу над проектом, с детьми была проведена беседа «Мой любимый напиток». В результате беседы выяснилось, что большинство детей предпочитают разные газированные напитки: «пепси-колу», «кока-колу», «миринду» и др.
Дети отметили, что родители покупают им газированные напитки нечасто, потому что они вредны для здоровья, но не понимают, почему газировку пить нельзя. Дети захотели узнать, почему пепси-кола вредна.
Гипотеза:
Все живое на Земле произошло из воды. Давным-давно, много лет назад, когда на нашей планете еще не было жизни, почти всю ее поверхность занимал океан. В Воде появились первые живые существа. Вода необходима всему живому. Человек на 90% состоит из воды. Вода помогает человеку переваривать пищу, утолять жажду, удалять из организма вредные вещества. Без воды человек не может прожить ни дня.
Пепси-кола – это тоже жидкость. В ее состав входит вода, но почему она так опасна для здоровья человека, а особенно детей? Чтобы выяснить необходимо:
- с помощью экспериментирования изучить состав пепси-колы и сравнить с составом воды;
-исследовать влияние пепси-колы и воды на организм человека и растения;
- создать рекламу для пропаганды полезных свойств воды и кому нужна вода;
-оформить вставку детско-родительских работ «Вода – источник жизни»;
-оформить выставку детских работ «Берегите воду»;
-оформить стенгазету с результатами опытов о пагубном влиянии пепси-колы;
-организовать театрализованный этюд «О чем поспорили пепси-кола и вода?»
Цель познавательно-исследовательской деятельности детей.
Изучение влияния воды и газированного напитка пепси-колы на организм человека и растения. Выбор продуктов питания и укрепления здоровья.
Задачи
1. Выявить отличительные свойства пепси-колы и воды.
2. Опытным путем определить состав пепси-колы и экспериментально доказать, что в отличие от воды пепси-кола обладает разрушительными свойствами.
3. Научиться изготавливать собственную газированную воду.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
-стенгазета «Скажи пепси-коле «Нет!»»;
-реклама «Полезная вода»
-фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной деятельности;
-выставка детских работ «Загрязнение воды», «Берегите воду» (экологические знаки);
-выставка детско-родительского сотворчества «Вода – источник жизни»
Итоговое мероприятие – театрализованный этюд «О чем поспорили Пепси-кола и Вода?»
План реализации проекта
Этапы проекта Содержание деятельности Практические материалы Ответственные Сроки
1 этап- постановка проблемы, определение цели и задач проекта, разработка плана работы над проектом Определение тем (проблемы проекта)
Составление плана-схемы проекта.
Разработка технологической карты проекта : определить цель и основные задачи, участников и содержание проекта.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
План-схема реализации проекта
Специальная педагогическая, психологическая и методическая литература Мишина Е. А.
Коновалова Е. А.
2 этап – организация исследования в рамках проекта
Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта :
1. Беседы «Волшебница-вода», «Вода – источник жизни», «Мой любимый напиток», «Почему воду нужно беречь?», «Знаешь ли ты о вреде газированных напитков?»;
2. Чтение художественной и познавательной литературы;
3. Подбор загадок, стихов о воде (Г. Люшкин «Капелька», стихи о воде С. Маршака, З. Александровой).
Исследовательская и творческая деятельность детей:
-совместные с воспитателем и самостоятельные дидактические игры: «Вода : хорошо или плохо?», «Пепси-кола : хорошо или плохо?», «Кому нужна вода?», «Где встречается вода?»;
-проведение опытов и экспериментов, показывающих влияние пепси-колы и воды на различные предметы и живые организмы (см. приложение № 3)
-исследование свойств воды и пепси-колы;
-рисование, аппликация – «Реклама» для пропаганды полезных свойств воды;
-сочинение совместно с детьми стихов о воде и пепси-коле для оформления стенгазеты;
-оформление стенгазеты «Скажи пепси-коле «нет!» с результатами опытов;
-театрализованный этюд «О чем поспорили Пепси-кола и Вода?» -Картотека бесед, художественной и познавательной литературы;
-реклама «Полезная вода» (см. приложение № 3);
-Фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной деятельности (см. приложение № 4);
-Фототчет выставки детско-родительского сотворчества «Вода – источник жизни» (см. приложение № 5);
- Фотоотчет выставки детских работ «Берегите воду» (экологические знаки) (см. приложение № 6);
- Фототчет выставки детского творчества «Загрязнение воды» (см. приложение №7);
-Фотоотчет результатов экспериментирования
«Приготовление «шипучего напитка»» (см. приложение № 9)
- Фотоотчет результатов экспериментирования
«Приготовление лимонада «Лимончик»» (см. приложение №10)
-Фотоотчет результатов экспериментирования «Приготовление «Газированный напиток»» (см. приложение №11)
-стенгазета «Скажи пепси-коле «Нет!»» (см. приложение № 12);
- Итоговое мероприятие – театрализованный этюд «О чем поспорили Пепси-кола и Вода?» (см. приложение №13)
Мишина Е. А.
Коновалова Е. А.
3 этап – презентация результатов исследовательской деятельности
1. Оформление раздевальной комнаты продуктами творческой деятельности детей и родителей: -стенгазета «Скажи пепси-коле «Нет!»»;
-реклама «Полезная вода»;
-выставка детских работ «Берегите воду»;
-выставка детско-родительского сотворчества «Вода –источник жизни» ;
- фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной деятельности;
2. Оформить обобщенный материал и представить в методическом кабинете ДОУ. Размещение материалов на сайте ГБДОУ «Детский сад № 28» Пушкинского района г. Санкт – Петербурга
Презентация «О чем поспорили пепси-кола и Вода?» Мишина Е. А.
Коновалова Е. А.
Приложения № 1
Схема реализации образовательных областей
ОО Виды деятельности
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
-дидактические игры: «Вода : хорошо или плохо?»; «Пепси-кола : хорошо или плохо?», «Кому нужна вода?», «Где встречается вода?», «Состав пепси-колы»;
-беседа «Знаешь ли ты о вреде газированных напитков?»;
-проблемная ситуация «Если в пепси-коле содержится вода, то почему она так опасна для здоровья?»;
-инструктаж «Повторение правил безопасности при работе с различными веществами во время проведения опытов»;
-подготовка рабочего места во время проведения опытов и его уборка;
-изготовление стенгазеты, рекламы для пропаганды полезных свойств воды;
-беседы: «Волшебница вода», «Вода – источник жизни», «Мой любимый напиток», «Знаешь ли ты о вреде газированных напитков?»;
-отгадывание загадок по теме;
-сочинение стихов и рекламных тезисов;
-коммуникативные игры «Состав пепси-колы», «Где встречается вода?»;
Образовательная область «Познавательное развитие»
-просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о воде и ее пользе для всего живого;
-опыты, эксперименты с пепси-колой и водой;
-оформление стенгазеты «Скажи пепси-коле «нет!»
Образовательная область «Речевое развитие» : -Чтение художественных произведений («Сказка о капельке»);
-разучивание стихов о воде (Г. Люшнин «Капелька», З. Александрова «Вода»)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-рисование, аппликация – «Реклама» для пропаганды полезных свойств воды
Образовательная область «Физическое развитие»
-физкультминутки о воде;
-подвижные игры на водную тематику
Приложение № 2
Опыты и эксперименты, проводимые с пепси-колой и водой.
Сравнение свойств пепси-колы и воды
Таблица 1
Сходство пепси-колы и воды
Пепси-кола Вода
Пепси-кола и вода – жидкости, т. к. их можно перелить из одного стакана в другой
Таблица 2
Отличие пепси-колы и воды
Пепси-кола Вода
-Темно-коричневый цвет;
-обладает резким специфическим запахом;
-обладает специфическим вкусом
-бесцветна;
-не имеет запаха;
-не имеет вкуса
Таблица 3
Опыты и эксперименты
Название опыта Ход проведения опыта Выводы Проблемный вопрос
Воздействие пепси колы и воды на ржавчину В стакан пепси-колой и водой положить несколько ржавых монет (металлических предметов) и оставить на два часа. Монета (металлический предмет, помещенная в пепси-колу, полностью очистилась от ржавчины.
Ржавая монета (металлический предмет, помещенная в воду, покрылась еще одним слоев ржавчины.
Таким образом, пепси-кола может применяться в быту для очистки различных изделий от ржавчины. Что будет, если поместить в пепси-колу металлические предметы?
Воздействие солнечных лучей на пепси-колу и воду Миску с пепси-колой и водой оставить на некоторое время на солнце В миске с пепси-колой образовался коричневый сахарный сироп.
Вода испарилась, не оставив и следа.
Следовательно, в пепси-коле содержится много сахара. В одном стакане пепси-колы содержится шесть чайных ложек сахара, который разрушает зубы и вредит организму, вызывая различные заболевания, такие как диатез, ожирение, сахарный диабет и др. Что будет, если миски с пепси-колой и водой оставить на некоторое время на солнце?
Влияние пепси-колы и воды на растения 1. В миску с пепси-колой и водой положить несколько фасолин и оставили на несколько дней.
2. В стаканчики с водой и пепси-колой поставить листочек фиалки и будем наблюдать
1. Фасоль, помещенная в пепси-колу, сморщилась, зародыш внутри семени погиб.
Фасоль, помещенная в воду, быстро набухла, зародыш напитался питательными веществами и начал прорастать.
2. В пепси-коле стебель фиалки стал очень мягким, начал превращаться в кашицу.
В воде фиалка проросла.
Таким образом, пепси-кола губительно действует на все живое. Как доказать, что вода обладает животворными, а пепси-кола разрушительными свойствами?
Фокус с воздушным шариком На бутылку с пепси-колой надеть воздушный шарик. Потрясти бутылку, чтобы начал выходить газ.
То же самое проделать с бутылкой обыкновенной воды Шарик, надетый на бутылку с пепси-колой, мгновенно надулся.
Шарик, надетый на бутылку с водой, не надулся.
Содержащийся в пепси-коле газ вызывает отрыжку, вздутие живота и газы. Можно ли с помощью газировки надуть воздушный шарик?
Вывод. Проведя ряд опытов, мы увидели, что пепси-кола содержит большое количество сахара, который вред для зубов. В ней содержатся красители, которые могут вызвать аллергические реакции, а также вещества, которые разъедают ржавчину. В этом напитке есть газы, вызывающие вздутие живота и отрыжку.
В ходе исследований мы выяснили, что растения, помещенные в пепси-колу, погибли.
Таким образом, пепси-кола опасна не только для здоровья человека, но и губительна действует на растения.
Приложение № 3
Реклама для пропаганды полезных свойств воды (рекламные тезисы о вреде пепси-колы)
Аргументы детей в пользу воды
«Чтоб животик не болел,
Не мучила отрыжка,
Не пейте газировку милые
Милые детишки».
«Все спортсмены – футболисты
Любят чистую водицу».
«Вода – святая : она исцеляет от всех болезней».
«Вода лечит».
«Вода – это жизнь».
«Пейте воду, ведь в ней нет красителей».
«В воде нет газов и красителей-
Здоровью вредителей».
«Вода дает прохладу и утоляет жажду».
«От воды не будет аллергии».
Рекламные тезисы о вреде пепси-колы
1.«Пепси-колу ты не пей
Много сахара при ней»
2. «Он желудки ПРОЖИГАЕТ - И монеты РАСТВОРЯЕТ»
Приложение № 8
Опытно-экспериментальная деятельность
Способы приготовления домашнего газированного напитка и лимонада
Практическая работа в подгруппах
Дети делятся на 2 группы и садятся за столы для проведения опытов.
Воспитатель. Ребята, во время проведения опытов будьте предельно внимательно и осторожны! Помогут вам в изготовлении напитков схемы, указывающие на порядок действий. Предлагаю выбрать в каждой группе руководителя, который поможет распределить обязанности всех ученых и будет следить за порядком на рабочем месте и точностью выполнения действий.
Дети за первым столом делают по схеме «шипучий напиток» (см. приложение № 9) : для этого в стакан с водой добавляют вишневый сироп и 2 чайные ложки шипучего порошка ( шипучий порошок: 6 чайных ложек лимонной кислоты + 3 чайные ложки соды + 2 столовые ложки сахарной пудры).
За вторым столом дети готовят лимонад под веселым названием «Лимончик» (см. приложение № 10) : (в стакан с водой добавить лимонного сока по вкусу) и немного сахара). Такой лимонад бодрит и даже снимает головную боль.
После приготовления дети пробуют свои напитки с помощью трубочек коктейля.
Воспитатель. Понравились вам напитки собственного изготовления? Теперь вы сможете приготовить вкусные и полезные напитки и угостить своих друзей и родителей дома.
А я знаю еще один очень простой и быстрый рецепт приготовления газированного напитка. В обычную газированную минеральную воду добавьте любого варенья, и вкусный напиток готов!
Приложение№13
Итоговое мероприятие
Театрализованный этюд
«О чем поспорили Пепси-кола и Вода?»
Поспорили однажды Пепси и Вода
О том, кто же из них полезней?
Сказала Пепси : «Все дети любят лишь меня!
Детей бодрю и веселю – что может быть чудесней?»
Вода ей скромно отвечала : «Вся польза от меня».
Но газировка не молчала,
Журчала громко и бурчала:
«Какая польза от тебя?
Ведь ты невзрачна и уныла».
В ответ Водица говорила:
«Я зубы деток берегу, Иммунную систему»
Но газировка ей в ответ с ухмылкой всё твердила:
«Вкусней меня нет ничего на свете!
И это знают все дети на планете!»
Спор долог был,
Пока на помощь не пришли детишки.
Тут Рафаил сказал:
«В любой научной детской книжке
Проводу ты найдёшь развернутый ответ,
А пепси – кола для меня останется загадкой.
Свой выбор уже сделал я:
Вода – отрада для меня!»
Тут Даня подошё л и с радостью воскликнул:
«Вода, как воздух всех нужней!
Она полезней для детей!»
И вот подходит строго Юля:
«Ах, газировка, ты грязнуля!
Нет, пить тебя не буду!»
И газировка замолчала…
Вода всех деток угощала
Своей живительной прохладой.
Учебно-методическая литература
1. Экологические занятия для детей 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко,Т. Ц. Учитель. - Воронеж, 2002
2. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / cост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / cост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
4. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/ сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
5. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ cост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 6. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ cост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
7. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Познавательная литература
1. Живая природа Е. В. Вологдина, Н. Н. Малофеева, И. В. Травина –М. :РОСМЭН, 2019.
2. Энциклопедия дошкольника / Н. Н. Малофеева. – М. : Росмэн, 2007.
3. Энциклопедия для малышей в сказках. Продолжение: все, что ребенок должен знать до школы / Елена Ульева. – Ростов н / Д: Феникс, 2020.