Екатерина Зарипова
Проект «Неделя театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Неделя театра»
Актуальность:
Театрализованная деятельность в детском саду является едва ли не самым эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее полно проявляется принцип обучения «учить играя», ведь детей не нужно заставлять играть, они это очень любят. Данная деятельность развлекает детей, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, развивает его фантазию. Также театр помогает решить также одну из важнейших задач - развитие речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Воспитательная функция театра состоит в том, что дети знакомятся с окружающим миром через образы, а анализ произведений учит детей делать предположения, выводы, обобщения.
Публикация «Проект „Неделя театра“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием памяти, воображения, инициативности, речи; развитием коммуникативных качеств; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Проблема:
Наблюдение за детьми в самостоятельной игровой и в непосредственной организованной деятельности показало низкий уровень речевого развития, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом, а также неумение передать свои эмоции и понять эмоциональное состояние сверстников.
Цель проекта :
Создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности на протяжении всего образовательного проекта.
Задачи:
- разработать систему приемов по взаимосвязи различных видов театра в режиме дня;
- обеспечить тесную взаимосвязь всех видов деятельности в режиме дня;
- пробуждать интерес детей к театрализованной игре;
- формировать умение следить за развитием действий в играх-спектаклях;
- формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью (интонацией) речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы;
- знакомить с приемами вождения настольных и перчаточных кукол;
- развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением);
- развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;
- развивать диалогическую речь (вызвать у детей желание использовать слова и выражения из сказки);
- развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях;
- вызвать желание выступать перед сверстниками;
Театрализованная деятельность в детском саду включается в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, а также помогает выполнению задач во всех образовательных областях:
Социально-коммуникативное развитие
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания сверстников и взрослых (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, антонимов и др. ;
Художественно-эстетическое развитие
• создание выразительного художественного образа;
• приобщение к литературе, музыке, фольклору;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
• развитие воображения;
• приобщение к совместной деятельности по моделированию декораций, атрибутов, элементов костюма;
Познавательное развитие
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Физическое развитие
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.
В систему работы по организации театрализованной деятельности входят : проектирование предметно-пространственной среды, планирование и реализация, взаимодействие с родителями, детьми и педагогами, социумом (посещение тематических выставок, театра, библиотеки).
Срок реализации проекта : с 19.03.18 по 30.03.18
Тип проекта : краткосрочный, познавательно-творческий, групповой.
Участники: Дети, воспитатели, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Посредством театрализации у детей :
• развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;
• дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
• разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
• совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.
Этапы работы над проектом :
Первый этап – подготовительный;
Второй этап – основной;
Третий этап – заключительный.
I этап – подготовительный:
• Изучение литературы по теме;
• Выявление представлений детей о театре,
• Составление перспективного плана работы – «Неделя театра» на первые два месяца проекта, и на весь период работы по данному направлению
• Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов
• Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).
Подготовка предметно пространственной среды является очень важной составляющей театрализованной деятельности, и для того, чтобы она была успешной, необходимо, чтобы среда обеспечивала все интересы и задачи по приобщению детей к театру. При ее построении необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, интересы, склонности, предпочтения, а также развитие любознательности и творческих способностей.
Для того, чтобы дети могли порепетировать отдельные эмоции и роли, необходимо создать в группе небольшую зону уединения (театральную зону, а также уголок ряжения.
В театральной зоне должны находится также разнообразные виды театра (настольный, перчаточный, пальчиковый, обеспечивающие тесную взаимосвязь интересов и склонностей ребенка с его возможностями и потребностями, -- это будет обеспечивать его свободу выбора (как в средствах, так и в способах). Также, в уголке должно быть множество декораций и атрибутов к играм-спектаклям, это позволит развивать в детях исследовательский интерес, любознательность, творческую инициативу.
II этап– основной.
• Проведение образовательной деятельности с детьми по проекту педагогами и родителями, согласно плану (в течение дня и во время проведения режимных моментов);
• Консультации для родителей «Театрализованные игры, как средство эмоционально-личностного развития детей», оформление папок-ширм по теме проекта;
• Привлечение родителей к чтению и разыгрыванию по ролям детских сказок и потешек.
Содержание деятельности:
Беседы с детьми:
- «Что такое театр», «Театральные секреты», «Настоящие актеры», «Любимые сказки», «Любимые мультфильмы», «Твой любимый герой сказки»
Речевые упражнения на обогащение словарного запаса:
- «Один-много», «Назови ласково», «Большой-маленький»,
Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения
Пальчиковые, речедвигательные игры
Мимические этюды:
- «Заяц испугался», «Голодный злой волк», «Добрая белочка», «Лисичка подслушивает», и др.
Игровые упражнения «Мы артисты» ( имитация движений под музыку: мишки косолапые, зайки-попрыгайки, лошадки, и т. д.)
Упражнения на интонационную выразительность:
- «Я хитрая лиса», «Я -- грустный заяц», и т. д.
Чтение русских народных сказок, пересказ отрывков либо полностью сказок с помощью взрослого
Игры-загадки «Угадай, о ком я говорю?»
Подвижные игры:
- «Вороны и собачка», «Мыши и кот», «Мишка косолапый», «Лиса и куры», «наседка и цыплята», и др.
Настольный театр (показ воспитателя, обыгрывание РНС)
«Короб со сказками» («Знакомые герои», «Угадай из какой сказки»)
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Дидактические игры и упражнения:
- «Веселый- грустный», «Покажи настроение», «Помоги развеселить», «Собери сказку», «Расскажем сказку вместе» «Почему грустный (веселый, удивленный, уставший, и т. д.)»
Игры-ситуации: «В гости к нам пришел зайчонок», «У медвежонка День Рождения», и др.
Работа с родителями:
- Папки-ширмы («Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Сказка в жизни детей», «Как воспитать юного театрала», и др.)
- Домашние задания (чтение определенных сказок и заучивание (проговаривание) диалогов героев, песенок)
- Консультации («Читаем с выражением», «Поиграем в настроение», и др.)
- Помощь в изготовлении декораций, выставки-презентации разных видов театра, созданных руками родителей
III этап – заключительный.
Театрализованная постановка сказки С. Маршака «Перчатки».
( Артисты: Воспитатели и дети группы №6 «Пчелки», Зрители: Родители).
Театрализованная постановка спектакля «Белоснежка и семь гномов».
(Общая постановка спектакля сотрудниками и детьми ДОУ.)