Елена Трубникова
Проект «Насекомые на участке детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ Часцовская СОШ дошкольное отделение детский сад 66
Проект
«Насекомые
на территории детского сада»
Подготовила:
воспитатель
первой квалификационной категории
Е. Б. Трубникова
п. Гарь – Покровское 2022 г.
Информационная карта проекта
Автор проекта : воспитатель группы «Незабудки» Трубникова Елена Борисовна.
Тип проекта :
• по направленности: познавательно – исследовательский, творческий,
• по продолжительности: долгосрочный.
Публикация «Проект „Насекомые на участке детского сада“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Сроки реализации: 06.06.2022- 26.08.2022.
Участники проекта :
- дети старшего дошкольного возраста
- воспитатели группы
- родители воспитанников.
Актуальность темы проекта :
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое воспитание дошкольников относиться к числу конкретных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы образования, которая реализуется во всех ее звеньях.
Дошкольный возраст – является наиболее благоприятным периодом эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе, ведь именно в дошкольном возрасте свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше мы начнём работу по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, и поэтому это обязанность взрослых.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день, такие как деревья, травы, насекомые, птицы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях ведь на основе исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и общаться.
И так как большинство современных детей редко обращаются с природой, данный проект направлен на то, чтобы наши дети научились беречь окружающий мир. И остановилась на самых маленьких обитателях нашей планеты – насекомых. Они привлекательны и удивительны, малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, и наши знания о них очень скудны. Но их влияние на нашу жизнь огромно.
Наш проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых. Образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.
Цель проекта : Развивать познавательный интерес старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формировать гуманное отношение к окружающей среде и стремлении проявлять заботу о сохранении природы, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные представления о насекомых;
2. Воспитывать бережное отношение к живому;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Формировать навыки исследовательской работы;
5. Развивать коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат:
- Дети знают и называют насекомых;
- Имеют представление о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют;
- Знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- Находят сходства и различия;
- Бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к насекомым
Работа над проектом :
1 этап – подготовительный:
Разработать проект; подбор литературных произведений о насекомых, подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме; подбор материалов, игрушек, и атрибутов для игровой деятельности; определение целей и задач проектной деятельности.
2этап – основной (реализация проекта) :
Познавательные беседы по теме «Насекомые»; исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке); рассматривание частей тела насекомых; просмотр мультфильмов, аудиозаписей; творческо - продуктивная деятельность.
3 этап – заключительный:
Оформление проекта.
Основная работа
С 06 июня с воспитанниками старшей группы начали работу над проектом «Насекомые на территории детского сада». Долго искали основную проблему в экологическом воспитании, которая является более конкретной и первостепенной, решили остановиться на изучении насекомых, как они помогают людям, природе, их польза и вред.
Каждый день дети, выходя на прогулку, наблюдали за прилетевшими в цветник бабочками: капустница, лимонница, крапивница. Брали сачки, чтобы поймать бабочку поближе рассмотреть ее строение, окраску и отпускали обратно.
Так же участок детского сада посетила саранча, дети были очень удивлены, они думали, что это кузнечик прыгает между цветами. Так же к нам за пыльцой прилетали осы.
Дети нашли на участке стрекозу каждый подержал ее в руках посмотрели ее части тела. Так же приползала серая мохнатая гусеница.
На территории детского сада растут разные деревья, в том числе и плодоносящие, они создают тень, и прохладное место, прогулявшись по территории, дети нашли мотыльков и им было очень интересно, что днем какие-то серые бабочки не бояться, что их поймают, мотыльки спали на стволах деревьев.
Наблюдав каждый день за насекомыми дети с интересом их лепили, клеили, рисовали, рассматривали различные иллюстрации, читали сказки про насекомых и разучивали стихи.
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Сформированы представления о разнообразии мира насекомых, о их вреде и пользе, особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, в воздухе, в земле, способах их передвижения;
2. Отработаны первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
3. Дети должны знать и называть насекомых;
4. Иметь представление о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют;
5. Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
6. Находить сходства и различия;
7. Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
В ходе осуществления проекта «Насекомые на участке детского сада» дети познакомились с насекомыми посетившими территорию детского сада и с тем, какое значение имеют в жизни человека. В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации. Они без особого труда могли изобразить внешнее строение насекомых, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет насекомое в природе.
Большая работа была проведена с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на прогулке. В начале и конце данного проекта был проведена диагностика, которая показала, что после проведения проекта «насекомые на участке детского сада» у детей увеличилось количество знаний этой теме. Данный проект показал достаточно высокий результат,
таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для воспитания у детей экологической культуры, были развиты познавательные и творческие способности.
Используемая литература:
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
2. Веракса Н. Е. «Работа над проектами в детском саду».
3. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. «Дети, взрослые и мир вокруг нас».
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология».
5. Горькова Л. Г., Кочернина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».
6. Рыжова Н. «Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста».
7. Рыжова Н. «Экологические игры».
8. Рыжова Н. : Блок «Я и природа».