Лаура Рамазановна
Проект «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности
Предварительная работа:
- подготовка наглядного материала (открытки, плакаты, фотографии, презентация о насекомых);
- подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса насекомых»);
- подборка произведений художественной литературы о насекомых (загадки, стихи, потешки);
- пальчиковая гимнастика;
- подбор информации для консультаций с родителями.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к насекомым, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, какие насекомые обитают на территории детского сада, чем питаются насекомые. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы.
Впервые, мы, встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к ним: или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами. Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и муравьи, шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Хотелось бы отметить, что реакция ребят на насекомых бывает неоднозначна. Часть детей выражают радость и неподдельный интерес, другие – пугаются. Бывают и такие ребята, которые могут уничтожить насекомых. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогащать и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с насекомыми.
Задачи проекта :
1. Образовательные:
- формировать у детей элементарные знания о многообразии насекомых,
их строении, образе жизни и значении в природе.
- развивать познавательные способности детей,
любознательность, память.
- формировать навыки исследовательской деятельности.
2. Развивающие:
- обогатить словарный запас детей; активизировать
познавательную деятельность.
3. Воспитательные:
- воспитывать заботливое, бережное отношение к насекомым,
научить детей наблюдать за насекомыми не нанося им вред.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей,
божья коровка, кузнечик, муха);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Методы проекта :
Познавательно – игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.
Этапы реализации проекта.
1 этап: подготовительный.
- определение актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение форм и методов работы;
- подбор литературы и дополнительных материалов;
- создание предметно – развивающей среды для условий реализации проекта;
- оповещение родителей о теме проекта;
2 этап: основной (практический)
1. Наблюдение за насекомыми. (Прогулка)
2. Беседа. «Опасные насекомые»,
3. Лепка «Гусеница».
4. Рисование «Божья коровка. 5. Лепка «Стрекоза»
6. Чтение художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом», К Чуковский «Муха Цокотуха», Б. Заходер «Муха – Чистюха», чтение потешек.
7. Прослушивание музыки «Голоса насекомых».
8. Подвижные игры «Поймай комара», «Паучок», «Медведь и пчелы»
9. Дид. Игры: «Четвертый лишний», «На полянке».«Собери картинку», «Найди пару», «Какого насекомого не стало?», «Посади бабочку на цветок».
10. Рассматривание альбома, иллюстраций, книг по теме.
3 этап: заключительный (подведение итогов)
- анализ полученных результатов;
- выставка совместного творчества с детьми «Бабочки красавицы»;
-выставка совместного творчества с детьми «Божья коровка»
- выставка работ из пластилина «Гусеница";
-выставка работ из пластилина «Стрекоза»;
Сотрудничество с семьё й:
- «Укусы насекомых».
- «Если ребенок боится насекомых»
Полученные результаты:
- у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности;
- у детей формируется понимание о необходимости бережного отношения к природе;
- дети умеют различать и называть некоторых насекомых (божья коровка, пчела, муха, кузнечик);
- укреплено и развито взаимодействие с родителями.
Вывод.
По результатам диагностики на конец проекта, мы видим повышение уровня сформированности знаний у детей.
В ходе реализации проекта «Насекомые» предполагаемые результаты были достигнуты:
- пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию;
- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия;
Родители: повысился уровень знаний родителей по данной теме (через консультации).
Список сказок и рассказов по теме «Насекомые» :
1. Лучшее Владимир Сутеев — Под грибом
2. Лучшее Константин Паустовский — Похождения жука-носорога
3. Лучшее Виталий Бианки — Аришка-Трусишка
4. Лучшее Виталий Бианки — Как муравьишка домой спешил
5. Царь Бача и муравьи
6. Комары, медведи и бизоны
7. Бобренок и Паук
8. Паук и Лис
9. Первые бабочки
10. Комар оводу не товарищ
11. Сказка про тринадцать мух
12. Почему у муравьёв кривые ноги
13. Паук и лихорадка
14. Три бабочки
15. Комар и волк
16. Душа-бабочка
17. Сказка про то, как мухи отучили двух лентяев от лени
18. Владимир Одоевский — Анекдоты о муравьях
19. Эдуард Успенский — Скворечник для бабочки
20. Владимир Сутеев — Кораблик
21. Владимир Даль — О труде
22. Присказка
23. Виталий Бианки — Как муха медведя от смерти спасла
24. Виталий Бианки — Хвосты
25. Алексей Толстой — Муравей
26. Яна Сипаткина — Ангел и синяя бабочка
27. Сель Лерам — Сказка о принцессе-бабочке, паучке и мечте
28. Алексей Толстой — Мизгирь
29. Корней Чуковский — Приключения Бибигона
30. Корней Чуковский — Перепутанная сказка
31. Корней Чуковский — Муха в бане
32. Корней Чуковский — Муха-Цокотуха
33. Иван Крылов — Стрекоза и Муравей
34. Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка о том, как жила-была последняя Муха
35. Муравей и пшеничные зёрна
36. Как паук прогнал леопарда в лес
37. Почему ананси ест мух, бабочек и комаров
38. Горбатая принцесса
39. Смелый муравей
40. Сказка про муравьёв и лягушку
41. Сказка про маленького муравья
42. Мария Шкурина — Сказка про хвастливого муравья
43. Мария Шкурина — Сказка про улитку и кузнечика
44. Сказка про паука и мошку
45. Марина Фейгина — Сказка про паучка
46. Елена Телушкина — Сказка про муху
47. Сказка про муху
48. Терем мухи
49. Елена Михаленко — Добрая библейска сказка Бабочка
50. Дональд Биссет — Бац
51. Дональд Биссет — Жук-философ и другие
52. Беатрис Поттер — Кролик Питер и его друзья, Сказка про миссис Мыштон
53. Запасливый муравей
54. Пауки
55. Дональд Биссет — Муравей и сахар
56. Дональд Биссет — Сороконожка
57. Дональд Биссет — Слон и муравей
58. Ганс Христиан Андерсен — Блоха и профессор
59. Наталья Абрамцева — Сказки о веселой пчеле
60. Виталий Бианки — Репортаж со стадиона Жукамо
61. Виталий Бианки — Паучок-пилот
62. Виталий Бианки — Муравей и стрекоза
63. Дональд Биссет — Про жука и бульдозер
64. Валентина Осеева — Какой день
65. Лидия Виндар — Шмель-Тучик
66. Евгений Пермяк — Толковая Муха
67. Ян Леопольдович Ларри — Необыкновенные приключения Карика и Вали
Загадки по теме «Насекомые»
1. У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим,
Подняться в небо,
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
2. Побежали по дорожке,
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я,
Под поклажей … (Муравья)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила.
А зовут ее. (пчела).
3. У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее. (стрекоза).
4. Заберется на пенек
И зажжет свой огонек.
Светит нам ночной порой,
Чтоб мы путь нашли домой (Светлячок)
5. Я — мохнатый червячок,
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. (Гусеница)
6. Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)
7. Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
8. Он большой, лохматый,
Жилет носит полосатый.
В норке под землей живет
И нектар цветочный пьет. (Шмель)
9. Он умелец и хитрец —
Сетку прочную плетет.
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук)
10. Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Картотека подвижных игр по теме «Насекомые»
1. П. И. «Медведь и пчёлы»
Цель: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.
Ход игры.
Выбирается «медведь», остальные дети «пчелы».
«Медведь» находится в берлоге (специально отведенном месте).
«Пчелки» летают по площадке, педагог говорит:
В ясный, солнечный денёк,
Весело порхая,
Собирает мёд
Пчёлка полевая.
У пчелы полно забот:
Над цветком пчела кружит,
Добывать ей надо мёд,
Про дела свои жужжит –
Жу-жу-жу-жу.
Друг за другом полетели –
ж-ж-ж,
Дружно песенку запели –
ж-ж-ж:
Дети «пчелы» произносят:
- Я устали не знаю – ж-ж-ж,
Среди цветков летаю – ж-ж-ж,
И мёд там собираю – ж-ж-ж.
Педагог предупреждает «пчелок» :
Осторожно, пчёлки!
Здесь медведь за ёлкой.
В улей улетайте
И свой мёд спасайте.
«Медведь» выбегает из берлоги и догоняет «пчелок».
2. Русская народная игра для старшего дошкольного возраста «Пчёлы»
Цель: развивать двигательную активность. Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.
Ход игры:
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлы яровые
Крылья золотые
Что же вы сидите?
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие
Летите за леса зелёные
На кругленький лужок
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им.
Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
3. П. И. «Медведь и пчелы»
Цель: развивать координацию движений, развитие речи.
Ход игры. В игре участвуют: ведущий-взрослый, ребенок – «медведь», дети - «пчелы».
«Медведь» спит в «берлоге». «Пчелы» сидят в «улье». Эти места надо выбрать заранее.
Ведущий произносит: «Пчелы!»
Дети - «пчелы» начинают изображать пчел: летать, приседать (как будто на цветы) и снова летать.
Взрослый восклицает: «Пчелки, в улей!»
«Пчелки» собираются в «улье» и «засыпают».
Взрослый говорит:
Вот медведь идет,
Ищет мишка мед!
Из «берлоги» выходит ребенок - «мишка». Он ходит вокруг «улья». Потревоженные «пчелы» просыпаются и говорят:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Догоню, накаж-ж-жу!
«Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «берлогу». Пчела, которая догнала и «ужалила медведя» (первой дотронулась до него, становится «медведем». Если «медведя» никто не догнал, и он успел спрятаться в «берлогу», он опять остается «медведем».
4. П. И. «Жук»
Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге.
Ход игры.
В игре участвуют все дети – заранее выбирается ребенок, изображающий птичку.
Дети свободно двигаясь по залу, или по поляне, поют вместе с воспитателем:
- По дороге жук – жук, по дороге черный
Посмотрите на него – вот какой проворный
Посмотрите на него, вот какой проворный.
(Если праздник проходит в зале – дети ложатся на спинку, поднимают ноги, и быстро ими шевелят, если на улице – просто присаживаются на корточки, двигая руками перед собой)
- Он на спинку упал, лапками задвигал
(выполняют движения,
Крылышками замахал
(встают, делают махи руками)
Весело запрыгал
(прыгают на месте,
Крылышками замахал, весело запрыгал
(повторяют движения по тексту)
По дороге жук, жук, по дороге черный,
Посмотрите на него – вот какой проворный
Посмотрите на него – вот какой проворный
(бегают на носочках в рассыпную)
Педагог говорит: Птичка!
(дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).
5. Игра малой подвижности «Шмель»
Цель: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции.
Инвентарь: резиновый или пластиковый мяч (диаметр 18—20 см).
Ход игры. На игровой площадке играющие образуют круг. Дети встают по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Педагог дает мяч кому-либо из игроков. Мяч — это «шмель».
По окончании чтения педагогом текста стихотворения:
Шмель над молем пролетел и устал.
На клевер сел, мед цветочный он попил
И набрался снова сил.
Вдруг ребята пробежали и шмеля с цветка согнали.
На листочек шмель упал, вслед ребятам прожужжал:
«Не обижайте вы меня,
Большого доброго шмеля!»
Играющие начинают перекатывать мяч внутри круга по земле друг другу. Игроки руками отбивают мяч («шмеля») от себя, стараясь осалить им другого игрока. Если кто-либо из играющих не успеет отбить мяч и будет им осален, то этот игрок считается «ужаленным». «Ужаленный» игрок не выбывает из игры, а поворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока не будет осален следующий игрок.
После этого игрок, который был «ужален» первым, вновь вступает в игру, а тот, кто был «ужален» вторым, поворачивается спиной к центру круга. Игра продолжается
6. П. И. «Пчёлки и ласточка»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.
Ход игры.
Играющие дети - «пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают) :
«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)
Пчёлки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку).
Ласточка встанет – пчёлку поймает.
(Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)
Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.
Физкультминутки по теме «Насекомые»
«Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
«Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает,
(Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц…
(Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела
(Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком.) Г. Виеру
«Кузнечик»
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.
"Стрекоза"
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз-росой она умылась
Два-изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре-полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась.
"Божьи коровки"
Мы божьи коровки (прыжки) -
Быстрые и ловкие (бег на месте!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками,
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…
Устали ноги от ходьбы (наклоны!
И кушать мы давно хотим (гладим животик…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места!
Пальчиковые гимнастики по теме «Насекомые»
1. Оса
Оса села на цветок, (Вытянуть указательный палец правой руки
Пьет она душистый сок. и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.)
2. Комарик
Не кусай, комарик злой! (Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед («хоботок»,
Я уже бегу домой. (мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз
(«лапки»).
3. Жук
Я веселый майский жук. (Сжать кулачок.)
Знаю все сады вокруг. (Указательный палец и мизинец
Над лужайками кружу, развести в стороны («усы»).
А зовут меня Жу-Жу. (Шевелить пальцами-усами.)
4. Муравей
(имитируем движения)
Муравей нашел былинку.
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку
И ее домой несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
5. Пчела
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею - шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожжужали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковер)
Дидактические игры по теме «Насекомые»
«Четвертый лишний».
Цель: Закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1.) заяц, еж, лиса, шмель;
2.) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3.) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4.) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5.) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6.) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7.) таракан, муха, пчела, майский жук; 8.) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9.) лягушка, комар, жук, бабочка;
«На полянке».
Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под». Ход игры: На доске выставляются картинки с изображением цветка и листочка.
Детям раздаются изображения насекомых. Воспитатель просит разместить насекомых на доске : посадить бабочку на цветок, жука – под листок и т. д. Затем дети составляют предложения.
«Посади бабочку на цветок» Цель игры: Соотношение предметов по цвету. Сенсорное развитие детей. Ход игры: Педагог предлагает детям отправиться на летнюю полянку. Читает детям стихи, загадывает загадки о цветах. Педагог проговаривает, как называется цветок, дети проговаривают хором. Педагог обращает внимание на цвет: какого цвета цветочек? Дети выбирают себе силуэты понравившегося цветка. Вдруг на полянку прилетают разноцветные бабочки. Детям необходимо посадить бабочку на цветок определенного цвета. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание и объяснит свой ответ.
«Собери Картинку» Цели: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания. Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Далее воспитатель усложняет задание: выкладывает на стол более сложный рисунок. Ребёнок который, первый справился с полученным заданием поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок который он собрал.
«Найди тень»
«Разрезанные картинки»
«Посели пчелок»
Занятие по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада.
Рисование «Божья коровка»
Цель: учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Закреплять умение рисовать гуашью. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.
Материалы. Альбомные листы, палитры, гуашь, баночки с водой, салфетки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке за божьей коровкой. Рассматривание иллюстрации с изображением божьей коровки.
Методика проведения занятия. Тема рассчитана на одно занятие.
Спросить у детей, какое сейчас время года. Предложить рассказать, что они видели на прогулке (много цветов, бабочек, жуков, божьих коровок). Вспомнить, каких красивых божьих коровок они видели. Можно показать иллюстрации божьих коровок. Сказать, что дети будут раскрашивать божьих коровок на лугу.
По окончании рассмотреть все рисунки. Отметить, какие яркие, нарядные божьих коровки у них получились. Воспитатель даёт только положительную оценку всем детям.
Лепка «Гусеница»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику. Формировать умение отщипывать или отрезать стекой нужное количество пластилина от бруска. Закреплять умение раскатывать пластилин, чтобы пластилин в форме столбика не рвался на части.
2. Продолжать развивать интерес к лепке, навыки аккуратного обращения с материалом. 3. Обогащать активный словарный запас. Учить детей рассказывать о некоторых насекомых. Развивать навыки фразовой речи.
Материал: Зеленого цвета пластилин, доски для пластилина, салфетки
Методика проведения занятия. Тема рассчитана на одно занятие.
Презентация-иллюстрация «Наступила весна» (фото насекомых : бабочка, гусеница, стрекоза, комар, муха, жук, пчела, муравей, сороконожка).Загадать детям загадку о гусенице. Продемонстрировать детям шаблон гусеницы сделанной из пластилина. Обратить внимание детей на то, что у неё очень много ножек, есть длинные усики, есть глазки.
По окончании дети с воспитателем рассматривают своих гусениц. Воспитатель даёт только положительную оценку всем детям.
Консультации для родителей по теме «Насекомые».
Консультация для родителей «Детям о насекомых»
Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о насекомых; воспитывать бережное отношение к природе.
С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, которая дарит нам красоту и восхищает нас в любое время года. Во время прогулок и отдыхать на природе мы не перестаём восхищаться увиденным и передаём свои чувства и мысли своим детям. Знакомим со всеми явлениями природы, её составляющими частями.
Одной из ярких частиц целого нашей природы являются насекомые. Трудно представить себе летнюю прогулку без красивых, имеющих яркую расцветку бабочек, стрёкота кузнечиков в траве, снующих повсюду муравьёв. Насекомые привлекают своим внешним видом взгляды окружающих и вызывают неподдельный интерес у детей.
Проявления познавательного интереса у детей с самого раннего возраста и поддержание этого интереса взрослыми могут иметь далеко идущие и очень важные последствия. У детей будет развиваться память, речь, формироваться эмоциональность и чувственность, воспитывается доброта, отзывчивость и желание бережно относиться к окружающей природе. От нас, взрослых, зависит многое. Сможем ли мы научить наших детей любить и заботится о природе. Ответим ли мы на тысячи вопросов наших почемучек. Что же можно рассказать детям о насекомых.
Можно рассказать детям о том, как передвигаются насекомые. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать, некоторые даже могут ползать вниз головой. Питание насекомых составляют зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки-точильщики едят древесину и кору деревьев. Есть в природе насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.
Такие насекомые как пчёлы, шмели, бабочки и мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок эти насекомые переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке и лапкам и таким образом опыляют растения, которым необходима такая помощь.
В природе всё взаимосвязано. Насекомые помогают опылять растения. Без насекомых не смогли бы существовать насекомоядные птицы. У таких птиц тонкий клюв, которым они не могут расколоть твёрдый орешек или вылущить зёрнышко. Насекомые являются пищей для ящериц и летучих мышей.
Спасаются от врагов насекомые защитной окраской. Например, кузнечики и гусеницы, сидя неподвижно в траве или на листочке остаются незаметными. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек или сучков.
На крыльях бабочек имеются яркие пятна, которые при резких и неожиданных взмахиваниях отпугивают врагов.
Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и впрыскивают в ранку яд. Такие насекомые окрашены в жёлтые и чёрные цвета, например, пчела, оса или шмель. Птицы и звери знают это и предпочитают их не трогать. Но есть безобидные осовидные мухи, которые взяли окраску кусачих ос и таким образом научились защищаться.
Божьи коровки в случае опасности выпускаю едкую пахучую жидкость. Тем самым отпугивая птиц.
Гусеницы бабочек-шелкопрядов покрыты густыми жёсткими волосками и птицы не любят их есть. Только кукушки поедают этих вредителей в большом количестве.
Многие насекомые приносят пользу людям. Благодаря пчёлам у людей есть вкусный, душистый и полезный мёд. Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.
Литература:
1. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. М. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
2. Е. А. Тимофеева. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М. «Просвещение» 1986г.
3. И. В. Кравченко. Т. Л. Долгова. Прогулки в детском саду младшая и средняя группы. М. Творческий центр «Сфера» 2010г.
4. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М. Творческий центр «Сфера» 2007г.
5. Т. С. Овчинникова. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. С-П. Издательство «Каро» 2008г.
6. З. М. Богуславская. Е. О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. «Просвещение» 1991г.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
8. Серия «Мир в картинках» (мир природы)
Насекомые. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
9. Плакаты большого формата.
10. Интернет ресурсы.