Лениза Казакбаева
Проект «Насекомые»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Тат. Каргалинский детский сад «Гузель»
Сакмарского района
Оренбургской области
Проект
ТЕМА: «Насекомые»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6ЛЕТ)
Срок реализации 17.04-21.04
Состав участников (индивидуальные, групповые и фронтальные)
Выполнила
воспитатель
МБДОУ Тат. Каргалинский
детский сад «Гузель»
Казакбаева
Лениза Рафиковна
2023
Содержание
Пояснительная записка…3
Публикация «Проект „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проектная карта…4-5
Матрица проекта….5-11
Используемая литература…. 12
Приложение…13-41
Пояснительная записка
Главная особенность современного мира – его высокая динамичность.
Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий, какой и является технология проектирования.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность в процессе выполнения проекта – это сложный, комплексный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Детям старшего дошкольного возраста интересно содержание окружающих их объектов и явлений, необходима система в развитии у них познавательной активности с помощью исследовательской деятельности. Актуальностью данного проекта является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения, так как в современных условиях такое поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. В процессе исследования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В настоящее время отдельные аспекты детского проектирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Образовательная деятельность «Насекомые»
2 Наблюдения (экскурсии, прогулки) Рассматривание презентации «Насекомые».
3 Рассказывание Беседа о мире насекомых Разгадывание загадок о насекомых.
4 Чтение художественной литературы Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок Знакомство с пословицами
5 Игры (настольно-печатные и дидактические) Дидактическая игра «Собери насекомое» из многоугольников; Игра
«Четвёртый лишний»
«Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. «Подбери признак» : бабочка какая? -, муравей какой? -, пчела какая? - …
«Насекомые»
6 Художественно-творческая деятельность: аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»
рисование Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»
аппликация Объемная аппликация «Бабочки».
лепка «Божьи коровки на листике», «Улитка и стрекоза»
Матрица проекта
Цель:
Формирование реалистических представлений об окружающей нас природе в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи - насекомые».
Задачи:
1. Формирование у детей элементарных представления о насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка, об относительности деления насекомых на полезные и вредные.
2. Стимулирование поисковой деятельности в процессе наблюдений и исследований.
3. Развитие умения анализировать результаты наблюдения и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
4. Расширение кругозора ребёнка, его активного словарного запаса.
5. Воспитание устойчивого интереса к жизнедеятельности насекомых, об их необходимости в экосистеме
Планируемые результаты
Личностные качества
- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о насекомых, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
- способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др.
Интеллектуальные качества
- способен объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- способен к исследованию объектов природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- способен различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;
- способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
- способен к составлению описательного или творческого рассказа о насекомых;
- демонстрирует устойчивый интерес к представителям животного мира — насекомым;
- имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
Физические
-движения точные и скоординированные при изготовлении поделок из природного материала, бумаги;
-артикулирует звуки, которые издают насекомые сообразно возрасту ;
-способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
Вид проекта –исследовательский.
Состав участников
Дети 5-6 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Планируемый результат: Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насекомых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Методы и формы работы:
- наблюдения
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- настольные игры
- подвижные игры
- пальчиковые гимнастики
- дидактические игры
- заучивание стихотворений, пословиц
Этапы реализации проекта :
I. Организационный:
- Накопление педагогом информации по теме проекта : проведение консультаций, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т. п.
II. Деятельный:
Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?
Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых луга.
Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих на лугу.
III. Заключительный:
В качестве итогового мероприятия можно провести выставку рисунков «Насекомые луга», развлечение.
В приложениях представлен методический материал по теме проекта.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
1 неделя (апрель 2023г.)
№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Какую информацию собираем –
Дети –места обитания насекомых, их повадки, вид, какие звуки издают, эксперимент
Родители сбор иллюстраций, подбор загадок, описаний насекомых, информации в журналах, газетах, интернете
Педагоги подбор дидактических игр, методических пособий, наглядности для проведения эксперимента 17.04-18.04
2 Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта 18.04
3 Практический
Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта- воспитатель знакомит с объектом, с ходом проведения исследования (затем дети проводят его самостоятельно) или показывает процесс, объясняя его смысл по ходу; дети рисуют вместе с родителями поэтапные схемы; воспитатель организует игры, в которых дети применяют полученные знания. : закреплять знания о взаимосвязи природы, насекомых и человека; учить сравнивать, повествовать, рассуждать; рисование: коллективная работа: «Полянка», лепка: "Гусеница"; конструирование: (оригами) «Бабочка на ром ашке»
Закрепление знаний детей о насекомых : домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомых с детскими рисунками. 19.04-20.04
4 Презентационный Обоснование презентационной формы Накопленные за время проекта материалы систематизируются, оформляются в мультимедийную презентацию.
Продукт деятельности готовится к презентации, представляют его: на итоговом занятии -заседание «научного совета исследовательской лаборатории»; родители как зрители и как участники присутствуют на занятии. 20.04
5 Контрольный Рефлексия
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым, так как они необходимы и среди насекомых у человека гораздо больше друзей чем врагов.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым. 21.04
Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название / тема Сроки
1 Непрерывно
образовательная деятельность Разработка сценария экологической сказки «Сказка о муравьишке»
Выполнение презентации “Наши соседи- насекомые”; 21.04
2 Наблюдение Проведение наблюдений за живой природой
17.04.
3 Экспериментирование,
Моделирование Рассматривание мухи через лупу- с помощью чего муха держится на стекле, потолке 18.04
4 Экскурсии Экскурсия на луг (организация с помощью родителей)-пчёлы, осы, шмели, бабочки, жуки 18.04
5 Самостоятельная работа детей - из природного и бросового материала
“Цветочная клумба”
- из природного материала
“Муравейник 19.04
6 Взаимодействие с родителями Консультации, анкетирование, беседы. 17.04-21.04
7 Групповое обсуждение 21.04
Форма проведения презентации
Открытое мероприятие образовательной деятельности «Насекомые».
Мероприятие проводится воспитателями и детьми старшей группы. Дети совместно с воспитателями проводят эксперименты, игры, разгадывают загадки, заучивают пословицы.
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непрерывная образовательная деятельность Разработка сценария Распределение ролей Выполнение презентации
2 Наблюдения (экскурсии, прогулки) На участке д/с в траве- кузнечик, божья коровка, бабочки, мухи В огород –слизни, бабочка-капустница
3 Рассказывание
4 Чтение художественной литературы Чтение “Жалобной книги природы”. Жалоба от насекомых : малыши нас ловят, топчут, цветы срывают. книга “Лесная мозаика” Зотов Бианки “Сова” Бианки “Как муравьишка домой возвращался”
5
6 Игры (настольно-печатные и дидактические) Д / игра “Чудесный мешочек»
- Д / игра “Кто быстрее?”
(стадии роста и развития “Кузнечики, бабочки, жуки”, ”. Отгадай насекомое “Собери и назови цветок”, “Бабочка”, “Пчелки
Кузнечики, бабочки, жуки”, ”.
7 Художественно-творческая деятельность:
рисование В траве сидел кузнечик За кем наблюдали, того и рисовали
аппликация
лепка Пластилинография «Бабочка»
конструирование Поделки из природного материала «Муравейник»
Список литературы
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н. В. Алёшина. М. : ЦГЛ, 2009.-58с.
2. Емельянова Е. Л. Расскажите детям о насекомых. Для занятий в детском саду и дома детей3-7 лет– М. : Мозаика – Синтез, 2012.-96с.
Интернет ресурсы
Детские электронные презентации и клипы
viki.rdf.ru
«Дошкольник – сайт для всей семьи» doshkolnik.ru
Рекомендуемый источник:
Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие /Н. А. Кочкина. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. (Цифровая книга)