Галина Никифорова
Проект «Традиции казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
детский сад
центр развития ребенка г. Сочи
Тема проекта :
«Праздники казачества»
Старшая группа
Воспитатель:
Никифорова Галина Владимировна
г. Сочи 2018
Вид проекта :
Познавательно – творческий.
Срок реализации:
Краткосрочный (апрель)
Формы и методы реализации проекта :
Публикация «Проект „Традиции казачества“» размещена в разделах
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, сво-бодно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использо-ванием дидактических материалов, совместная деятельность с взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный.
Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители.
Основная цель – воспитание духовно-нравственных, культурных, спо-собных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутри культурных, исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.
Задачи:
• Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями казаче-ства, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обыча-ях, верованиях, образцах устного народного творчества).
• Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истории и культуре казаков.
• Содействие развитию у детей:
- начал исторического и гражданского самосознания
- ощущения причастности к культуре казачества
- историческому прошлому
- осознанного благоговейного отношения к родному краю
Отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей;
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества :
- формирование представлений о традиционной семье казака; знаком-ство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в со-хранении и передаче традиций;
- Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословица-ми, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников:
Основные идеи проекта :
- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного миро-воззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным собы-тиям православного календаря;
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:
1. Нравственно - патриотическое;
2. Эмоционально - эстетическое;
Основные принципы проекта :
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.
Принцип отбора содержания: светский характер образования и законно-сти (соответствие действующему законодательству РФ, учет требований типовых программ, многоуровневости.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и дет-ском саду на основе сотрудничества
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли»
(Н. Смирнов)
Актуальность. Духовно-нравственное воспитание является одним из ос-новных компонентов образовательного процесса в ДОУ, что помогает правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семей-ные ценности и нравственные ориентиры. Эти ориентиры дети могут найти в истории родного края, истории народа. А поскольку история Красно-дарского края тесто связана с казачеством, то изучение быта, обычаев ка-заков является благодатным материалом для воспитания интереса к про-шлому своей земли, к культурным традициям своего народа, любви к Ро-дине.
Проблема. История качества Кубани, с одной стороны, достаточно широ-ко освещена в литературе, но с другой стороны, нет целенаправленной, си-стемной деятельности по изучению казачества в дошкольных учреждени-ях. У детей слабо сформированы представления о жизни и деятельности казаков, об их роли в истории родного края. Эти противоречия и привели к выбору темы проекта.
Ожидаемый результат:
Расширение и систематизация знания об истории и культуре казачества Кубани.
Создание условий, способствующих духовно-нравственному и патриоти-ческому развитию детей, воспитание творческой личности.
Повышение уровня родительской активности в совместной деятельности.
Мероприятия проекта :
Деятельность педагогов Деятельность воспитанников Деятельность ро-дителей
I. Этап - организационный
Раскрытие проблемы, опре-деление целей, задач Вхождение в проект Знакомство с про-ектом
II. Этап - основной. Планирование деятельности
Подбор литературы, стихов, загадок, игр Познавательное развитие: изуче-ние истории казачества, обычаев, традиций Помощь в созда-нии развивающей среды в группе
Подготовка оборудования, методических материалов
Художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация к празднику «Пасха» Помощь в подго-товке праздника
Изготовление дидактических игр «Национальный костюм казаков», «Найди оружие ка-заков». Речевое развитие: заучивание и чтение стихов, загадок по теме, об-суждение пословиц и поговорок, закрепление терминологии казаков
III. Этап - заключитель-ный Выставка детских работ к праздни-ку «Вербное воскресенье», «Пас-ха», «Красная горка».