Татьяна Радиванюк
Проект для детей 4–5 лет «Народные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народные традиции»
Тип проекта : познавательный, творческий, игровой
Автор проекта : воспитатель МДОУ № 120 г. Ярославля Радиванюк Татьяна Сергеевна.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Возраст детей : 4 – 5 лет.
Продолжительность проекта : 1 неделя.
Актуальность
Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Народные традиции“» размещена в разделах
2022 год в России объявлен годом культурного наследия народов России. Поэтому вместе с детьми и родителями средней группы мы решили создать проект «Народные традиции», чтобы дети знали культуру, историю, традиции и обычаи своей страны.
Цель: создание условий для формирования целостного представления детей о культуре и традициях русского народа.
Задачи для детей
образовательные:
• формирование познавательного интереса и расширение представлений о традициях, обычаях, быте русского народа,
• формирование уважительного отношения к культуре русского народа;
развивающее:
• развивать творческие способности в процессе изобразительной деятельности,
• развивать мыслительные и психологические процессы,
• развивать речь;
воспитательные:
• воспитывать интерес и любовь к истории русского народа,
• воспитывать патриотические чувства у детей.
Задачи для родителей
образовательные: формировать познавательный интерес к истории и народной культуре России;
развивающие: развивать творческие способности посредством совместной с детьми творческой деятельности;
воспитательные: привлечь семьи к участию в образовательно-воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Задачи для педагогов
образовательные: расширять знания в области истории и культурного наследия народов России;
развивающие: развивать навыки проектной деятельности;
воспитательные: воспитывать культуру общения с родителями.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : Организация выставки и презентация детско-родительских работ «Азбука русских народных традиций». Цель: обобщение и систематизация полученных знаний детьми и родителями.
Ожидаемые результаты по проекту :
- для детей : формирование познавательного интереса и расширение представлений о традициях, обычаях, быта русского народа, формирование уважительного отношения к культуре русского народа;
- для педагогов: насыщение предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке детского сада;
- для родителей: тесное сотрудничество с педагогами детского сада по воспитанию и образованию детей.
Реализация проекта :
1 этап - подготовительный
Цель:
• Заинтересовать участников изучением данной темы,
• Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме «Народные традиции».
• Подобрать игры, атрибуты для игровой деятельности, игрушки, материалы для познавательной, экспериментальной, изобразительной, продуктивной деятельности,
• Составить план мероприятий.
2 этап – основной
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей:
Беседы, презентации
«Что носили наши предки?» Цель: знакомство детей с русским народным костюмом, и его орнаментом.
«Щи да каша – пища наша». Цель: знакомство с русскими национальными блюдами и сладостями.
Презентация «Кормилица в русской избе». Цель: знакомство с бытом русского народа, развитие познавательного интереса детей (печь называли кормилицей).
«Русские народные праздники и их традиции». Цель: расширение представлений детей о традициях и обычаях русского народа, о праздниках, которые принято отмечать в России.
«Город мастеров» Цель: познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе, воспитывать интерес к народному творчеству.
«Русские народные игры и игрушки». Цель: знакомство детей со старинными русскими игрушками и играми.
«Традиции русского чаепития. Рассматривание репродукции картины К. Е. Маковского «За чаем». Цель: развитие ц смыслового восприятия произведений искусства, воспитание уважения к традиционным семейным ценностям.
«Зачем нужны считалки» Цель: воспитание дружеских взаимоотношений в коллективе, заучивание понравившихся русских считалок.
«Родная природа» Цель: любование красотой родной природы.
Презентация «Ярославль – старинный русский город». Цель: знакомство с историей основания и развития родного города, воспитание патриотических чувств, гордости за родной город.
Дидактические игры
• «Разноцветный сарафан» Цель: упражнение в образовании сложных имен прилагательных: желто-красный и др., обогащение словаря прилагательных.
• «Сложи узор по образцу». Цель: составление узоров из геометрических фигур с использованием схем.
• «Чудесный мешочек». Цель: обогащение чувственного опыта детей, совершенствование восприятия детей, активно включая все органы чувств, развитие образных представлений.
• «Ты кто?». Цель: активизация в речи глаголов и прилагательных, закрепление названий героев русских народных сказок, их отличительных признаков.
• «Было – стало». Цель: обогащение словаря детей, знакомство с новыми словами, их значением (сундук – шкаф, чугунок – кастрюля, лавка – диван, лучинка, свечка – лампочка и др.).
• «Далеко и близко, высоко и низко». Цель: развивать ориентировку в пространстве; воспитывать желание играть с воспитателем.
• «Матрешки» Цель: сравнение предметов по величине и раскладывание их в возрастающем и убывающем порядке.
• «Где матрешка?» Цель: различение положения предмета в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).
Двигательная активность
• Физкультминутка «Котик к печке подошел». Цель: развивать внимательность, сообразительность, память.
Котик к печке подошел,
Котик к печке подошел. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Горшок каши он нашел,
Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.)
А на печке калачи,
Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.)
Пироги в печи пекутся, (Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.)
В руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)
• Народная игра «Курочки». Цель: развитие физических качеств через народную игру.
Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные — курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка:
— Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?
— А какая она у тебя? — спрашивает петушок.
— Рябенькая, а хвостик черненький.
— Нет. Не видел.
Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их.
Петушок курочек защищает: он, широко раскрыв крылья, встает на ее пути. Важно соблюдать безопасность! Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом. Если позволяет площадь, дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга (10—20 м).
Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур) или пробегают по мостику через ручеек. В своем доме они взлетают на насест (на скамейку).
Важно, чтобы курочки бежали в дом только на слова: «Кшш, кшш!»
• Малоподвижная игра «Передай другому». Цель: ласковое обращение друг с другом.
• Русская народная подвижная игра «Бабка Ёжка». Цель: развитие у детей умений выполнять движения по сигналу, упражнение в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит!
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.
Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.
• Русская народная подвижная игра «Бабушка и пирожок». Цель: развитие ловкости, внимательности, скоростных качеств.
Выбираются «Бабушка» и «Пирожок». Остальные дети встают в круг, взявшись за руки. «Пирожок» находится в центре круга, а «Бабушка» – за его пределами. Дети говорят:
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки,
И с начинкой пирожок,
Ну-ка, съешь меня, дружок!
«Пирожок» выбегает из круга (дети поднимают руки вверх, образуя ворота, а «Бабушка» старается его поймать. После чего ведущие меняются.
• Игра малой подвижности «Камешек». Цель: снятие статического напаряжения.
Дети сидят на стульях, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Ведущий с камешком в руках обходит участников игры и делает движение, точно кладет камешек каждому из них в руки. Одному из играющих он действительно незаметно кладет камешек, затем отходит от скамейки и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и показывает его. Теперь он будет ведущим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут этого игрока задержать. В этом случае ведущим остается прежний.
• Хоровод «Во поле береза стояла». Цель: развитие плавности движений, обогащение представлений о традициях русского народа.
• Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Цель: приобщение к русской культуре, развитие творческих способностей детей.
• Разучивание танца «Мы веселые матрешки». Цель: развитие пластики движений.
• Русская народная подвижная игра «Солнце». Цель: развитие внимания, двигательной активности.
В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце или желтый платок). Дети, идя хороводом вокруг солнца, хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» разбегаются, а «солнце» догоняет детей. Кого догонят становится водящим.
• Русская народная подвижная игра «Чай, чай, выручай!» Цель: развитие двигательной активности, соблюдение правил безопасности при беге врассыпную, развитие взаимовыручки.
Художественно-эстетическая деятельность
• Инсценировка театра прищепок «Коза-дереза». Цель: развитие творческих способностей детей.
• Инсценировка «Как на тоненький ледок». Цель: развитие музыкального слуха, сопровождение слов выразительными движениями.
• Инсценировка «Жили у бабуси два веселых гуся». Цель: развитие музыкального слуха, сопровождение слов выразительными движениями.
• Прослушивание русских народных мелодий и песен : «Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице» и др. Цель: приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
Труд
«Как мы соблюдаем порядок». Цель: соблюдение порядка и чистоты в группе, воспитание желания принимать участие в посильном труде.
Чтение русских народных сказок
• «Петушок и бобовое зернышко»
• «Гуси лебеди»,
• «Маша и медведь»,
• «Пузырь, соломинка и лапоть»
• «Лисичка со скалочкой»
• «Коза-Дереза»
Чтение песенок, потешек, закличек, считалок.
Наблюдения и эксперименты.
Цель: знакомство с народными приметами в ходе наблюдения за сезонными изменениями в природе, знакомство с русскими народными закличками на хорошую погоду и богатый урожай.
Сюжетно - ролевые игры
• «Уложим куклу спать». Цель: развитие самостоятельности и творчества детей в игре, расширение представлений детей о традициях и обычаях русского народа, воспитание интереса к устному народному творчеству русского народа.
• Мы печем отличные пироги пшеничные». Цель: развитие умения находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.
• «Мы идем в гости». Цель: знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами, закрепление правил поведения в гостях, навыков сервировки стола, включение в потешки «Наша-то хозяюшка».
• «К бабушке Варварушке в гости на оладушки». Цель: развитие интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним, расширение словарного запаса.
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие речи «Потешный игровой фольклор».
Цель: расширение представлений детей об устном народном творчестве русского народа.
Ознакомление с окружающим миром «Русская изба. Предметы русского быта». Цель: ознакомление детей с устройством русской избы, с многообразием предметов русского быта, воспитание познавательного интереса детей к предметам старины русского народа.
Математика (И. А. Помораева – апрель, №3)
Рисование «Русские печатные пряники». Цель: развитие навыков декоративного рисования посредством нанесения узора ватной палочкой белой гуашью по коричневому фону пряников разной формы.
Аппликация «Русский народный костюм». Цель: закрепление представлений детей о русском народном костюме, и его орнаменте, развитие аппликативных навыков, аккуратности.
Лепка «Калач». Цель: знакомство детей с русскими хлебобулочными изделиями, тренировать в скатывании колбаски и сворачивании ее калачом.
Конструирование «Русская изба» (из счетных палочек). Цель: развитие пространственного мышления, ориентации, глазомера, мелкой моторики.
Музыка «Русские народные инструменты». Цель: знакомство детей с русскими народными музыкальными инструментами; развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи, слуха; воспитание в детях уважительного отношения к культуре русского народа.
Физкультура «Русские народные игры» Цель: развитие двигательной активности посредством подвижных игр народов России.
Самостоятельная деятельность детей :
• Рассматривание иллюстраций о родной природе. Цель: воспитание любви к родному краю, природе.
• Конструирование «Теремок». Цель: развитие конструктивных умений и навыков при строительстве сказочных домиков.
• Рисование «Обведи трафарет»» Цель: обведение по трафарету силуэтов посуды, закрашивание предметов, не заходя за контуры, тренироваться в рисовании элементов русской росписи (Хохлома, Гжель)
• Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой». Цель: развитие творческих способностей детей, их умений в подборе элементов костюмов, в распределении ролей.
• Лепка из соленого теста «Подкова». Цель: развитие детского творчества.
• Раскрашивание «Русская матрешка». Цель: формирование у детей интереса к русскому прикладному искусству, развитие чувства цвета, аккуратности.
Работа с родителями
1. Беседа с родителями о проекте «Народные традиции». Цель: формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Рекомендации по разучиванию с детьми детских колыбельных песен. Цель: развитие музыкальных способностей детей, нежности
3. Консультация для родителей «Приобщение детей к устному народному творчеству». Цель: формирование заинтересованности у родителей по развитию речи детей посредством произведений устного народного творчества.
4. Мастер – класс для родителей «Русская обрядовая кукла». Цель: развитие творческих способностей, сплочение родительского коллектива.
3 этап – заключительный
Организация выставки и презентация детско-родительских работ «Азбука русских народных традиций». Цель: обобщение и систематизация полученных знаний детьми и родителями.
Каждая семья оформляет листок формата А-4 на определенную букву алфавита по теме проекта (А – Аграфена, Анфиса, Архип, Афанасий; Б – балалайка, блины, береза, баранки; В – валенки, Волга; Г – гармошка, Гжель и т. д.)
Список использованных источников
1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва [Электронный ресурс] URL : https:// https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» // под редакцией Н. Е. Вераксы, М. В. Васильевой, Т. С. Комаровой; – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
3. Кравцова И. Б. Проектная деятельность детей дошкольного возраста // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - N 11. - С. 16-18.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.
6. Пантелеева Н. Г. «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.
7. Пчелинцева Е. В. Непреходящие ценности малой Родины. Программа нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Методические рекомендации. – Иваново: АУ «Институт развития образования» 2009. – 36 с.