Папки-передвижки

Проект для детей 4–5 лет «Народные традиции»

Татьяна Радиванюк
Проект для детей 4–5 лет «Народные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Народные традиции»

Тип проекта : познавательный, творческий, игровой

Автор проекта : воспитатель МДОУ № 120 г. Ярославля Радиванюк Татьяна Сергеевна.

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Возраст детей : 4 – 5 лет.

Продолжительность проекта : 1 неделя.

Актуальность

Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Народные традиции“» размещена в разделах

2022 год в России объявлен годом культурного наследия народов России. Поэтому вместе с детьми и родителями средней группы мы решили создать проект «Народные традиции», чтобы дети знали культуру, историю, традиции и обычаи своей страны.

Цель: создание условий для формирования целостного представления детей о культуре и традициях русского народа.

Задачи для детей

образовательные:

• формирование познавательного интереса и расширение представлений о традициях, обычаях, быте русского народа,

• формирование уважительного отношения к культуре русского народа;

развивающее:

• развивать творческие способности в процессе изобразительной деятельности,

• развивать мыслительные и психологические процессы,

• развивать речь;

воспитательные:

• воспитывать интерес и любовь к истории русского народа,

• воспитывать патриотические чувства у детей.

Задачи для родителей

образовательные: формировать познавательный интерес к истории и народной культуре России;

развивающие: развивать творческие способности посредством совместной с детьми творческой деятельности;

воспитательные: привлечь семьи к участию в образовательно-воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Задачи для педагогов

образовательные: расширять знания в области истории и культурного наследия народов России;

развивающие: развивать навыки проектной деятельности;

воспитательные: воспитывать культуру общения с родителями.

Форма проведения итогового мероприятия проекта : Организация выставки и презентация детско-родительских работ «Азбука русских народных традиций». Цель: обобщение и систематизация полученных знаний детьми и родителями.

Ожидаемые результаты по проекту :

- для детей : формирование познавательного интереса и расширение представлений о традициях, обычаях, быта русского народа, формирование уважительного отношения к культуре русского народа;

- для педагогов: насыщение предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке детского сада;

- для родителей: тесное сотрудничество с педагогами детского сада по воспитанию и образованию детей.

Реализация проекта :

1 этап - подготовительный

Цель:

• Заинтересовать участников изучением данной темы,

• Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме «Народные традиции».

• Подобрать игры, атрибуты для игровой деятельности, игрушки, материалы для познавательной, экспериментальной, изобразительной, продуктивной деятельности,

• Составить план мероприятий.

2 этап – основной

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей:

Беседы, презентации

«Что носили наши предки?» Цель: знакомство детей с русским народным костюмом, и его орнаментом.

«Щи да каша – пища наша». Цель: знакомство с русскими национальными блюдами и сладостями.

Презентация «Кормилица в русской избе». Цель: знакомство с бытом русского народа, развитие познавательного интереса детей (печь называли кормилицей).

«Русские народные праздники и их традиции». Цель: расширение представлений детей о традициях и обычаях русского народа, о праздниках, которые принято отмечать в России.

«Город мастеров» Цель: познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе, воспитывать интерес к народному творчеству.

«Русские народные игры и игрушки». Цель: знакомство детей со старинными русскими игрушками и играми.

«Традиции русского чаепития. Рассматривание репродукции картины К. Е. Маковского «За чаем». Цель: развитие ц смыслового восприятия произведений искусства, воспитание уважения к традиционным семейным ценностям.

«Зачем нужны считалки» Цель: воспитание дружеских взаимоотношений в коллективе, заучивание понравившихся русских считалок.

«Родная природа» Цель: любование красотой родной природы.

Презентация «Ярославль – старинный русский город». Цель: знакомство с историей основания и развития родного города, воспитание патриотических чувств, гордости за родной город.

Дидактические игры

«Разноцветный сарафан» Цель: упражнение в образовании сложных имен прилагательных: желто-красный и др., обогащение словаря прилагательных.

«Сложи узор по образцу». Цель: составление узоров из геометрических фигур с использованием схем.

«Чудесный мешочек». Цель: обогащение чувственного опыта детей, совершенствование восприятия детей, активно включая все органы чувств, развитие образных представлений.

«Ты кто?». Цель: активизация в речи глаголов и прилагательных, закрепление названий героев русских народных сказок, их отличительных признаков.

«Было – стало». Цель: обогащение словаря детей, знакомство с новыми словами, их значением (сундук – шкаф, чугунок – кастрюля, лавка – диван, лучинка, свечка – лампочка и др.).

«Далеко и близко, высоко и низко». Цель: развивать ориентировку в пространстве; воспитывать желание играть с воспитателем.

«Матрешки» Цель: сравнение предметов по величине и раскладывание их в возрастающем и убывающем порядке.

«Где матрешка?» Цель: различение положения предмета в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Двигательная активность

• Физкультминутка «Котик к печке подошел». Цель: развивать внимательность, сообразительность, память.

Котик к печке подошел,

Котик к печке подошел. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Горшок каши он нашел,

Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.)

А на печке калачи,

Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.)

Пироги в печи пекутся, (Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.)

В руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)

Народная игра «Курочки». Цель: развитие физических качеств через народную игру.

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные — курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка:

— Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?

— А какая она у тебя? — спрашивает петушок.

— Рябенькая, а хвостик черненький.

— Нет. Не видел.

Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их.

Петушок курочек защищает: он, широко раскрыв крылья, встает на ее пути. Важно соблюдать безопасность! Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом. Если позволяет площадь, дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга (10—20 м).

Для усложнения игры курочки по пути к дому преодо­левают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур) или пробегают по мостику через ручеек. В своем доме они взлетают на насест (на скамейку).

Важно, чтобы курочки бежали в дом только на слова: «Кшш, кшш!»

• Малоподвижная игра «Передай другому». Цель: ласковое обращение друг с другом.

• Русская народная подвижная игра «Бабка Ёжка». Цель: развитие у детей умений выполнять движения по сигналу, упражнение в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ёжка – костяная ножка

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит:

— У меня нога болит!

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

• Русская народная подвижная игра «Бабушка и пирожок». Цель: развитие ловкости, внимательности, скоростных качеств.

Выбираются «Бабушка» и «Пирожок». Остальные дети встают в круг, взявшись за руки. «Пирожок» находится в центре круга, а «Бабушка» – за его пределами. Дети говорят:

Испекла нам бабушка

Вкусные оладушки,

И с начинкой пирожок,

Ну-ка, съешь меня, дружок!

«Пирожок» выбегает из круга (дети поднимают руки вверх, образуя ворота, а «Бабушка» старается его поймать. После чего ведущие меняются.

• Игра малой подвижности «Камешек». Цель: снятие статического напаряжения.

Дети сидят на стульях, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Ведущий с камешком в руках обходит участников игры и делает движение, точно кладет камешек каждому из них в руки. Одному из играющих он действительно незаметно кладет камешек, затем отходит от скамейки и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и показывает его. Теперь он будет ведущим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут этого игрока задержать. В этом случае ведущим остается прежний.

• Хоровод «Во поле береза стояла». Цель: развитие плавности движений, обогащение представлений о традициях русского народа.

• Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Цель: приобщение к русской культуре, развитие творческих способностей детей.

• Разучивание танца «Мы веселые матрешки». Цель: развитие пластики движений.

• Русская народная подвижная игра «Солнце». Цель: развитие внимания, двигательной активности.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце или желтый платок). Дети, идя хороводом вокруг солнца, хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» разбегаются, а «солнце» догоняет детей. Кого догонят становится водящим.

• Русская народная подвижная игра «Чай, чай, выручай!» Цель: развитие двигательной активности, соблюдение правил безопасности при беге врассыпную, развитие взаимовыручки.

Художественно-эстетическая деятельность

• Инсценировка театра прищепок «Коза-дереза». Цель: развитие творческих способностей детей.

• Инсценировка «Как на тоненький ледок». Цель: развитие музыкального слуха, сопровождение слов выразительными движениями.

• Инсценировка «Жили у бабуси два веселых гуся». Цель: развитие музыкального слуха, сопровождение слов выразительными движениями.

• Прослушивание русских народных мелодий и песен : «Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице» и др. Цель: приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.

Труд

«Как мы соблюдаем порядок». Цель: соблюдение порядка и чистоты в группе, воспитание желания принимать участие в посильном труде.

Чтение русских народных сказок

«Петушок и бобовое зернышко»

«Гуси лебеди»,

«Маша и медведь»,

«Пузырь, соломинка и лапоть»

«Лисичка со скалочкой»

«Коза-Дереза»

Чтение песенок, потешек, закличек, считалок.

Наблюдения и эксперименты.

Цель: знакомство с народными приметами в ходе наблюдения за сезонными изменениями в природе, знакомство с русскими народными закличками на хорошую погоду и богатый урожай.

Сюжетно - ролевые игры

«Уложим куклу спать». Цель: развитие самостоятельности и творчества детей в игре, расширение представлений детей о традициях и обычаях русского народа, воспитание интереса к устному народному творчеству русского народа.

• Мы печем отличные пироги пшеничные». Цель: развитие умения находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

«Мы идем в гости». Цель: знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами, закрепление правил поведения в гостях, навыков сервировки стола, включение в потешки «Наша-то хозяюшка».

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки». Цель: развитие интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним, расширение словарного запаса.

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи «Потешный игровой фольклор».

Цель: расширение представлений детей об устном народном творчестве русского народа.

Ознакомление с окружающим миром «Русская изба. Предметы русского быта». Цель: ознакомление детей с устройством русской избы, с многообразием предметов русского быта, воспитание познавательного интереса детей к предметам старины русского народа.

Математика (И. А. Помораева – апрель, №3)

Рисование «Русские печатные пряники». Цель: развитие навыков декоративного рисования посредством нанесения узора ватной палочкой белой гуашью по коричневому фону пряников разной формы.

Аппликация «Русский народный костюм». Цель: закрепление представлений детей о русском народном костюме, и его орнаменте, развитие аппликативных навыков, аккуратности.

Лепка «Калач». Цель: знакомство детей с русскими хлебобулочными изделиями, тренировать в скатывании колбаски и сворачивании ее калачом.

Конструирование «Русская изба» (из счетных палочек). Цель: развитие пространственного мышления, ориентации, глазомера, мелкой моторики.

Музыка «Русские народные инструменты». Цель: знакомство детей с русскими народными музыкальными инструментами; развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи, слуха; воспитание в детях уважительного отношения к культуре русского народа.

Физкультура «Русские народные игры» Цель: развитие двигательной активности посредством подвижных игр народов России.

Самостоятельная деятельность детей :

• Рассматривание иллюстраций о родной природе. Цель: воспитание любви к родному краю, природе.

• Конструирование «Теремок». Цель: развитие конструктивных умений и навыков при строительстве сказочных домиков.

• Рисование «Обведи трафарет»» Цель: обведение по трафарету силуэтов посуды, закрашивание предметов, не заходя за контуры, тренироваться в рисовании элементов русской росписи (Хохлома, Гжель)

• Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой». Цель: развитие творческих способностей детей, их умений в подборе элементов костюмов, в распределении ролей.

• Лепка из соленого теста «Подкова». Цель: развитие детского творчества.

• Раскрашивание «Русская матрешка». Цель: формирование у детей интереса к русскому прикладному искусству, развитие чувства цвета, аккуратности.

Работа с родителями

1. Беседа с родителями о проекте «Народные традиции». Цель: формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта.

2. Рекомендации по разучиванию с детьми детских колыбельных песен. Цель: развитие музыкальных способностей детей, нежности

3. Консультация для родителей «Приобщение детей к устному народному творчеству». Цель: формирование заинтересованности у родителей по развитию речи детей посредством произведений устного народного творчества.

4. Мастер – класс для родителей «Русская обрядовая кукла». Цель: развитие творческих способностей, сплочение родительского коллектива.

3 этап – заключительный

Организация выставки и презентация детско-родительских работ «Азбука русских народных традиций». Цель: обобщение и систематизация полученных знаний детьми и родителями.

Каждая семья оформляет листок формата А-4 на определенную букву алфавита по теме проекта (А – Аграфена, Анфиса, Архип, Афанасий; Б – балалайка, блины, береза, баранки; В – валенки, Волга; Г – гармошка, Гжель и т. д.)

Список использованных источников

1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва [Электронный ресурс] URL : https:// https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» // под редакцией Н. Е. Вераксы, М. В. Васильевой, Т. С. Комаровой; – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

3. Кравцова И. Б. Проектная деятельность детей дошкольного возраста // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - N 11. - С. 16-18.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.

6. Пантелеева Н. Г. «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

7. Пчелинцева Е. В. Непреходящие ценности малой Родины. Программа нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Методические рекомендации. – Иваново: АУ «Институт развития образования» 2009. – 36 с.

Публикации по теме:

Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт)Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт) Масленица - самый веселый,шумный,народный праздник. Празднуют его всю неделю,и каждый день недели имеет свое название,которое говорит о.

Фото и видеоотчет «Русские народные традиции»Фото и видеоотчет «Русские народные традиции» Этот музыкально- спортивный развлекательный досуг «Народные традиции» мы провели в рамках долгосрочного проекта «Русская изба». Цель: приобщать.

Фотоотчет «Народные традиции»Фотоотчет «Народные традиции» Уважаемые коллеги представляю вам наш фото материал. Все мы знаем, что надо помнить наши "Народные традиции". Мы познакомили детей с такими.

Фотоотчет итогового мероприятия «Народные традиции. Народное искусство России»Фотоотчет итогового мероприятия «Народные традиции. Народное искусство России» Итоговым мероприятием недели «Народные традиции. Народное искусство России» стала выставка произведений декоративного прикладного искусства,.

Фотоотчёт о мероприятиях по теме «Народные традиции»Фотоотчёт о мероприятиях по теме «Народные традиции» Здравствуйте, уважаемые коллеги и добрые друзья! Хочу представить вам фото отчёт по теме "Народные традиции". Программное содержание:.

Мастер-класс «Народные традиции. Масленица — домашняя кукла»Мастер-класс «Народные традиции. Масленица — домашняя кукла» Наступил февраль, и совсем скоро в воздухе будет витать аромат блинов, Масленица придёт! Блин, горячий, как солнышко, и, как солнышко,.

Народные традиции. Масленица и не только. ФотоотчётНародные традиции. Масленица и не только. Фотоотчёт Так случилось, что тема недели "Декоративное творчество. Дымковская игрушка" в нашей группе совпала с масленичной неделей. Поскольку и.

Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет.Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической.

Праздник-презентация проекта в старшей группе «Народные традиции»Праздник-презентация проекта в старшей группе «Народные традиции» Цель: Приобщение к русской национальной культуре. Задачи: 1. Пробудить интерес к культуре России. 2. Способствовать развитию познавательной.

Проект «Традиции. Народные промыслы»Проект «Традиции. Народные промыслы» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематическое планирование. Возраст: подготовительная группа. Тема недели: «Народные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей 4–5 лет «Народные традиции»
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 13:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для детей 4–5 лет «Народные традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Радиванюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД