Лисогурская Светлана
Проект «Народное творчество в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Проект: «Народное творчество в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Содержание Пояснение
Название проекта «Народное творчество в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Тип Педагогический
Вид Информационно-творческий, коллективный в ДОУ
Участники проекта Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.
Целевая группа Воспитанники старшей группы
Сроки реализации с 1 сентября – 30 ноября 2021 года
Цель проекта Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором и танцем.
Задачи проекта
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.
4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость.
Актуальность
В работе музыкального руководителя главная задача приобщить детей к народному фольклору, который играет немалую важную роль в воспитании и развитии ребёнка. И приобщает детей не только к музыке, но и к духовно- нравственной составляющей. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Свою основную задачу как музыкального руководителя я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к музыкальной культуре и русским традициям. Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Народное творчество в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап:
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
• Совместная деятельность
• Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
• Обобщение результатов работы;
• Итоговое фольклорное развлечение «Оренбургский пуховый платок».
Материально- технические ресурсы
• музыкальный зал для занятий с детьми;
• музыкальные инструменты: бубен, ложки, трещотка и. т. д. ;
• мультимедийная установка;
• национальные костюмы;
• атрибуты для танцев.
Методическое обеспечение • дидактический и материал;
• пособия по народному творчеству;
• комплект методической и теоретической литературы;
•разработанные сценарии игр и праздников;
• картотека игр;
• литература;
• интернет ресурсы.
Ожидаемые результаты
• Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором.
• Готовность воспринимать народную музыку, танцы, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.
• У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности.
• Сформировать у детей представление о разнообразии народных инструментов и сформировать навык игры на них.
План мероприятий с детьми
Сентябрь.
Хоровод: «Во дворе - то калина», «Осенняя - хороводная»,
разучивание оркестра под мелодию «Два веселых гуся».
Музыкальная деятельность:
• Разучивание хороводов.
• Разучивание движений музыкальными инструментами под мелодию.
• Научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов.
• Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях.
Октябрь.
• Танец с ложками «Утром солнышко проснулось», Танец «Во дворе то калина»
• Разучивание оркестра «Во дворе то калина»
• Придумать варианты движений вместе с детьми. Пополнять знания детей.
• Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.
• Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях; прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству.
• Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности - сочинить совместно одну из фигур кадрили.
Ноябрь.
• Игра: «Аленушки и Иванушка», «Карусель», «Гори, гори ясно»
• Песня «Как у наших у ворот»
• Знакомство детей с народными играми
• Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню.
План мероприятий для родителей и педагогов.
Сентябрь.
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников».
Октябрь.
Консультация для родителей «Фольклор как средство патриотического воспитания ребенка».
Ноябрь.
Консультация для родителей и воспитателей «Знакомство дошкольников с русской народной песней».
Итоговое мероприятие: «Оренбургский пуховый платок»
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс
• согласование проекта с администрацией детского сада;
• утверждение проекта с администрацией детского сада;
2. Материально- технический ресурс
• приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах
3. Информационный ресурс:
• подбор методической и познавательной литературы по теме;
• программа воспитания и обучения в д/с «От рождения до школы» Комарова, Веракса,
• Интернет ресурсы для составления презентаций согласно актуальности темы проекта.
Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.