Наталья Подневольникова
Проект «Народное искусство — детям»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ДЕТЯМ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Подготовила: Подневольникова Н. Д.
С 9.01. по 31.01.
Актуальность: Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.
Публикация «Проект „Народное искусство — детям“» размещена в разделах
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно – прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.
Так возникла идея разработать провести проект «Народное искусство - детям» Народное искусство будет использовано в трех направлениях:
- для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;
- для ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен, рассматривания изделий мастеров, росписи, вышивок);
- для развития детского творчества («повтор, вариации, импровизация»)
Цель: Создать условия для развития совместной творческой деятельности взрослого и ребенка через традиции, обычаи русского народа.
Задачи:
- Воспитывать чувство гордости, уважением к народным мастерам;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость;
- развивать внимание, память, мышление, воображение, интерес к народному искусству.
Тип проекта : творческий.
Тип проекта : средне – срочный (1 месяц)
Участники проекта : дети подготовительной группы (6 – 7 лет, воспитатели, муз. работник, родители
Место проведения: детский сад
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
- расширение кругозора детей;
- сплочение детского коллектива;
- развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности;
- самореализация дошкольников.
Для педагогов:
- повышение компетентности в области использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности;
- реализация творческого потенциала;
- самообразование.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.
Формы реализации проекта
- игры;
- нод;
- чтение художественной литературы;
- обсуждение;
- беседы;
- рассматривание сюжетных картин, иллюстраций;
- продуктивная деятельность детей;
-заучивание стихов, потешек, поговорок, загадок, пословиц;
- слушание музыкальных произведений, заучивание колыбельных песен;
- просмотр мультфильмов.
Этапы работы над проектом :
I этап– подготовительный:
- определение темы и актуальности проекта;
- формулирование задач проекта;
- информирование родителей о задачах и содержании данного проекта;
- подбор материала для продуктивной деятельности;
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор дидактического материала;
- оформление папок – передвижек,
консультаций для родителей;
- обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
II этап – основной:
Познавательное развитие:
Непосредственная образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим:
«Знакомство с нашими традициями»
«Русские народные костюмы»;
«Народные промыслы»;
«Русские сувениры».
Игры:«Чудесный мешочек», «Учись играя»(народные промыслы, «Кто ловчее?», «Кочеты», работа по ознакомлении с народной куклой
. Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: р. н. с. «Морозко»,
«Снегурочка»,»Хаврошечка», «Терешечка»;
Загадки о зимних явлениях природы, о новогоднем празднике;
Чтение и заучивание стихотворений: И. Суриков «Зима», загадок, пословиц, стихов про народные промыслы. Рассматривание и составление описательных и повествовательных рассказов по сюжетным картинкам, рассматривание изделий народных промыслов.
Музыкальная деятельность:Разучивание рождественских песен, традиций, хороводов (по содержанию сценария утренника «Рождественские встречи»,
Прослушивание аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года. Зима», «Щелкунчик», слушание и заучивание колядок.
Продуктивная деятельность: Рисование: «Хохломская роспись», лепка «Дымковская игрушка», конструирование – аппликация «Русская гармонь», ручной труд «Кукла в русском народном костюме»
Социально-коммуникативное развитие: Беседы : «Русские народные костюмы», «Золотая хохлома», «Наши традиции», «Народные промыслы» Сюжетно ролевые игры «Рождество в кругу семьи», «Магазин подарков»(народные промыслы,просмотр тематических мультфильмов в кругу семьи.
Физическое развитие: Подвижные игры: «Мороз красный нос», «Два мороза», «Снег, метель, вьюга»
«Зимние забавы» : Эстафеты и состязания на участке по выбору детей, катание на горке, на санках. Работа с родителями:
Просмотр видео в кругу семьи:«Как отмечали Рождество на Руси», «Где живёт Дед Мороз?», «Как встречают Рождество в разных странах?»
Чтение художественной литературы вместе с мамой, вместе с папой - Х. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Гайдар «Чук и Гек», В. Сутеев «Елка»,
Инструктаж по технике безопасности «Правила пожарной безопасности при проведении праздничных мероприятий», Оформление папки-передвижки: «Откуда пришёл Дед Мороз», консультация «Зачем детям верить в Рождество?».
III – итоговый этап: - создания рождественских ангелочков, проведение «Рождественских встреч»
- распространение опыта работы в среде коллег и в интернет ресурсах.
«Дымковская игрушка»
Веслая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом
. Мягко падает снежок,
Вьтся голубой дымок,
Дым идт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски
, В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как берзки,
Кружочки, клеточки,
полоски – Простой.
Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведм сейчас рассказ
. Конь бежит Земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.
Загадки, пословицы, стихи о хохломе.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась,
Рядом с листиком трхпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась,
А трава как бахрома, Это… (Золотая Хохлома)
Пословицы
Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго.
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Не учись безделью, а учись рукоделью.
Работа хороша, если в ней польза и душа.
***
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!
Терем, терем, теремок.
Он не низок, не высок
Расписные здесь завалинки,
С хохломским узором ставенки,
Солнце светит по утру,
Звери к терему идут.
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА,
Наше чудо дивное.
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Рисовали травку
Солнечною краской,
А цветы-огоньки
Красной краской от зари.
Сколько здесь прекрасных чаш –
Это Вам подарок наш!
Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывает сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В. Боков
Гжель
* * *
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем,
Глину месим и поем.
- И игрушки и посуду
Прославлять вам здесь мы будем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
- Небо гжельское такое
Лучезарно-голубое.
В речке синяя водица,
Так и хочется напиться.
- Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей земли.
Мы и к вам полно товару
Похвалиться привезли
Эх, гармонь. Цикл стихов
Эх, Гармошка – лебедь белая,
Для души ты русской власть!
Вроде, немец тебя сделал,
А в России прижилась!
*
-Добрый день, земляки – мы сказать вам спешим-
И глубокий земной поклон!
А куда идет жизнь, то мы сами решим:
На подъём или на уклон…
С каждым годам нам жить интересней,
И не властны над нами года,
Лишь гармошка б страдала, и лились бы песни,
Лишь душа бы была молода!
*
С давних пор в России
В праздники весёлые
Всё поёт гармонь в краю берёзовом,
Всё поёт гармонь в краю осиновом,
В городах и сёлах.
Припев:
Эх, гармонь, гармошечка,
Души исцели!
Дай нам сил немножечко,
Счастья и любви.
Любит наш народ по праздникам
Удаль показать,
Чтобы свою душу нараспашку,
Чтобы рвать последнюю рубашку,
Под гармонь петь и плясать.
Кукла в русском народном костюме.
Как познакомить детей с русской народной одежой? Как вдохновить себя на новые работы в народном стиле?
Я уверена - ничто так не вдохновляет на творчество, как соприкосновение с другим творчеством! Моя задача в этой статье - заинтересовать русским костюмом вас, сделать ярким и интересным изучение русского костюма!
Предлагаю Вашему вниманию отображение особенностей русского народного костюма в сказках, стихах и в загадках.
. "А не замахнуться ли нам, батенька, на Уильяма, понимаешь ли, Шекспира".)
Нет. К сожалению. Шекспир о русском костюме не написал ни строчки. А вот гений русской литературы и поэзии - Александр Сергеевич, упоминал в своих произведениях детали женской и мужской одежды. Будет, наверное, очень здорово, если знакомство с русским костюмом вы начнете именно со строк Пушкина!Вот, например, строчки из "Руслана и Людмилы" :
«Лазурный пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан.»
А в «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:
«На крыльце стоит его старуха.
В дорогой собольей душегрейке,
парчовая на маковке кичка,
жемчуга огрузили шею,
на руках золотые перстни,
на ногах красные сапожки»
Прочитав эти строчки, нужно будет объяснить что сарафан - (древне - русское слово - сарафанъ; слово возможно было заимствовано с тюркского srара(i) из индо - иранского sarр)— женская одежда в виде платья без рукавов.
Сарафаны различались по тканям и покрою. А душегрейка - теплая кофта без рукавов - обычно на вате, меху - часть старинного женского русского костюма.