Янна Петрова
Проект «Народная кукла-пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18
Проект "Народная кукла-пеленашка"
Выполнила: Воспитатель МБДОУ Д/С № 18
Петрова Янна Витальевна
Г. Миллерово
2019
Паспорт проекта
«Тряпичная кукла - кладезь народной
мудрости, хранительница преданий,
обрядов и традиций своего народа».
М. Е. Салтыков – Щедрин
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал».
Публикация «Проект „Народная кукла-пеленашка“» размещена в разделах
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Тема: Народная кукла-пеленашка
Вид проекта : Познавательно-творческий;
Срок реализации: краткосрочный, 2 недели.
Участниками проекта являются : дети средней группы, воспитатель группы, родители.
Цель проекта : Знакомить с традиционной народной игрушкой – куклой пеленашкой, формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа. Пробудить у детей средней группы интерес к народной кукле-пеленашке.
Задачи педагогические:
1. Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;
4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.
5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.
Задачи детские:
Выяснить, как создавали кукол своими руками.
Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта :
• Привлечение родителей к сбору материала для изготовления куклы;
• Подготовка консультаций для родителей “ Народная тряпичная кукла - как традиционный элемент воспитания детей дошкольников».
• Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность;
Актуальность выбранной темы:
• Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
• Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
• Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку.
Ожидаемый результат:
-Сформировать у ребенка представление о русской народной кукле- пеленашке;
-Сформировать творческие способности ребенка и интерес к самореализации своих творческих способностей;
-Воспитывать художественный вкус прикладного искусства, желание использовать куклу в повседневной игровой деятельности.
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, чтение художественной литературы.
Этапы проекта :
1 этап
Подготовительный этап:
• Определение темы, целей и задач для реализации проекта;
• Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;
• Подбор литературы, иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек-кукол;
• Подготовка консультаций для родителей “ Народная тряпичная кукла - как традиционный элемент воспитания детей дошкольников». (Приложение №1)
• Подбор материалов для изготовления кукол;
• Подбор сказок, стихов, загадок о кукле;
2 Этап
Основной этап
- Беседа с детьми на тему: «Какие бывают куклы» (Приложение №2)
- Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; (Приложение №3)
- Чтение и заучивание стихотворений о кукле; чтение загадок о кукле;(Приложение №4)
- Были рассмотрены ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол (лён, хлопок, ситец, шерсть, нитки, ленты);
- НОД Аппликация «Кукла в сарафане «(Приложение №5);
- НОД Лепка из соленого теста «Сонюшка-пеленашка» (Приложение №6)
- НОД Рисование «Тряпичная кукла в сарафане» (Приложение №7)
Заключительный этап:
- Создание картотеки загадок и стихов о куклах;
- Изготовление куклы -пеленашки с детьми; .(Приложение №8)
- Создание мини-музея “Народная кукла-пеленашка”;
- Презентация проекта.
Результатом проведенной работы является:
-Пополнение словарного запаса новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-закрутка», «оберег», «безликая», «пеленашка».
-У детей сформировалось представление о русском народно прикладном творчестве, о народной самодельной кукле-пеленашке.
-Самостоятельное изготовление куклы-оберега «Пеленашки».
-В ходе проекта дети узнали о возникновении народной куклы –пеленашки.
- В результате проведённой работы, совместными усилиями воспитателей, детей и родителей был создан мини-музей “Народная кукла - пеленашка”. Здесь располагаются куклы выполненные руками детей и родителей.
И дети и родители остались довольны полученными знаниями и результатом!