Стелла Шаньгина
Проект «Тюменский военный оркестр 368 стрелковой дивизии»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: проектная деятельность в ДОУ.
Тип проекта : информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатель группы.
Сроки проекта : краткосрочный.
Продуктивная деятельность: исполнение песен, танцев
Публикация «Проект „Тюменский военный оркестр 368 стрелковой дивизии“» размещена в разделах
- Военные профессии, военная техника
- День Победы, 9 мая
- Оркестр для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
Методическое обоснование:Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньше. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, как боролась с врагами во имя мира на нашей земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Наблюдая за парадами на Красной площади, дети знакомятся с военной музыкой, но не имеют четкого представления о военных музыкантах, как о профессии. И не представляют какую важную роль играла музыка на войне.
Цель: продолжить знакомство детей с историческим прошлым наших земляков в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи:
1. Сформировать представление о том, что такое «военный оркестр», для чего он нужен, как звучит, в чем его особенность. Учить детей классифицировать музыкальные инструменты по группам.
2. Познакомить с историей Тюменского военного оркестра, который был сформирован в 368 стрелковой дивизии в годы ВОВ.
3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине и ее защитникам.
Подготовительная работа: подборка материала; разучивание с детьми песен, танцев; создание видео презентации, разработка дидактической игры.
Материал и оборудование: видео проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, музыкальные инструменты (барабан и труба, форма солдата ВОВ.
Методы и приемы: Беседа, рассказ, иллюстрации, технология эдьютеймент.
Демонстрационный материал: ИКТ-презентация, старинный будильник, музыкальные инструменты, военная форма, муляж костра.
Ожидаемые результаты: Дети продолжают знакомство с историей своего города и узнают о военном оркестре 368 стрелковой дивизии. Получают представление о роли военного оркестра. дети слушают произведения военных лет в исполнении военных оркестров, поют песни. Дети включаются в музыкально- дидактическую игру: «Выбери инструменты для военного оркестра», и игру «Слушай мою команду».
Ходмероприятия:
М. р. Здравствуйте ребята, скажите пожалуйста, какой праздник будет отмечать наша страна в мае? (Ответы детей).Приглашаю вас отправиться в прошлое, чтобы посмотреть, как развивались событияво времена ВОВ. Как вы думаете, как намможно переместится в прошлое? (Ответы детей). Действительно, чтобы попасть в прошлое нам нужна машина времени, но у нас её нет. Посмотрите,здесь стоят старинные часы, может попробуем повернуть стрелки часов назад и пропеть волшебные слова?
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Ты нас в прошлое неси. (Пропевают(acapella) распевку, первый раз не «срабатывает».)
М. Р. Давайте закроем глаза и споем еще раз.
Во время пения М. Р. выставляет заранее подготовленную коробку с пилотками и гимнастерками. Звук волшебства.
М. Р. Открывайте глаза,кажется, сработало. Давайте осмотримся вокруг, получилось ли у нас попасть в прошлое? Дети замечают коробку. Открывают её. Одевают по желанию одежду и головные уборы.
Слайд 1 + голос Левитана о начале войны
Слайд 2 (Тюменцы собрались намитинг и приняли решение встать на защиту Родины)
М. Р. Ребята, вы слышите музыку? Послушайте её внимательно, о чём эта песня, какая она по характеру?
Песня «Священная война»сл. В. И. Лебедева-Кумача муз. А. В. Александров
М. Р. Что вы услышали? Какие слова в песне? Какие инструменты? (Ответы детей).
М. Р. Действительно, это песня призывала встать людей на защиту Родиныи противостоять фашистским захватчикам. Её по праву считают гимном Великой Отечественной войны, ведь именно эта песня вдохновляла и поддерживала моральный дух советских солдат.
Слайд 3 (с Тюменской земли, на фронт ушли 250 тыс. призывников, было сформировано7 дивизий)
Слайд 4 (Я вам хочу рассказать о 368 стрелковой дивизии, в состав которой входило 20 музыкантов)
М. Р. Ребята, а как вы думаете, какую роль играла музыка в военное время? (Ответы детей)
М. Р. Верно, музыка поддерживала дух солдат не только во время длительных переходов и во время отдыха,но также в тяжёлых боях, где они бились не на жизнь, а насмерть. А вы знаете, что существуют военные оркестры? Как вы думаете какие инструменты входят в состав военного оркестра?
Музыкально – дидактическая игра «Выбери инструменты для военного оркестра»
М. Р. Ребята, а вы знаете, что музыкальные инструменты могут повторятькоманды командира?Так, например, барабаниспользовался во время боя и марш-броска. Труба извещала солдат о подъеме или отбое. Хотелось бы вам попробовать быть солдатами? Внимательно слушайте команды, которые я буду вам давать с помощью музыкальных инструментов.
Игра «Слушай мою команду»
Слайд 5 (Музыканты из военного оркестра наравне со всеми сражались с врагами, спасали раненных с поля боя)
Слайд 6 (А в коротких перерывах находили силы выступать со стихами и песнями перед своими однополчанами.)
М. Р. Может нам тоже устроить привал и спеть одну из любимых песен на фронте? О какой песне идет речь? Кто написал? (Ответы детей)
Дети усаживаются возле муляжа костра на привал
Песня «Катюша» муз. М. И. Блантнер сл. М. В. Исаковский
Слайд 7: Тюменский военный оркестр в составе 368 стрелковой дивизии прошел весь боевой путь. К маю 1945 года советская армия освободила СССР и Восточную Европу от немецких захватчиков и, дойдя до Берлина, разгромила фашистов. Германия капитулировал.
Слайд 8: 24 июня 1945года Тюменский музыкальный взвод принял участие в первом параде Победыв Москве.
М. Р. :Какого числа мы отмечаем День победы? (Ответы детей).Я предлагаю вам принять участие в Параде победы.
Танец – перестроение «День Победы» муз. Д. Тухманова сл. В. Харитонова
М. Р. Мне кажется, что пришло время нам возвращаться в наше время. Что нам нужно сделать? (Ответы детей) Правильно, повернуть стрелки часов вперед, закрыть глаза и пропеть волшебные слова.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
В наше время нас неси.
Музыка волшебства
М. Р. Ну вот мы и вернулись, понравилось вам путешествие? Что вы узнали нового?
Слайд 1: 22 июня 1941 года Войска Германии без объявления войны напали на нашу Родину. На города посыпались бомбы, на нашу землю ступили фашистские солдаты. Началась Великая Отечественная война.
Слайд 2: вечером 22 июня 1941 года Тюменцы собрались на митинг и приняли решение:Мы, рабочие, работницы, инженеры, техники, служащие,все трудящиеся Тюмени, собравшиеся на митинг, единодушно заявляем,что готовы все, как один, грудью встатьна защиту рубежей нашей великой Родины!
Слайд 3:С Тюменской области на фронт ушли250 тысяч призывников, и было сформировано 7 дивизий :
7 противотанковая дивизия
65 Краснознамённая Новгородская стрелковая дивизия
128 стрелковая дивизия
175 стрелковая дивизия
229 стрелковая дивизия
368 Краснознамённая Печенгская стрелковая дивизия
384 стрелковая дивизия.
Слайд 4:в состав 368 стрелковой дивизии входило 20 музыкантов
Слайд 5:Музыканты из военного оркестра наравне со всеми сражались с врагами, спасали раненных с поля боя, а в коротких перерывах находили силы выступать со стихами и песнями перед своими однополчанами
Слайд 6: Репертуаром для концертных выступлений былистихи и песни собственного сочинения, народные песни и частушкии военные марши
Слайд 7: Тюменский военный оркестр в составе 368 стрелковой дивизии прошел весь боевой путь. К маю 1945 года советская армия освободила СССР и Восточную Европу от немецких захватчиков и, дойдя до Берлина, разгромила фашистов. Германия капитулировала
Слайд 8:24 июня 1945года Тюменский музыкальный взвод принял участие в первом параде Победы в Москве.
Музыкально – дидактическая игра «Выбери инструменты для военного оркестра»
Ход игры:
На интерактивной доске на игровом поле вверху расположены карточки с изображением музыкальных инструментов.
Середина поля разделена на две половинки. Справа народный оркестр, слева военный оркестр. Ребенок подходит к доске, выбирает карточку, звучит музыка (народного оркестра или военного). После чего ребенок передвигает карточку к тому оркестру, к которому она относится. Если ребенок положил карточку, верно, слышится одобрительный звук.
Игра «Слушай мою команду» :
Ход игры:
Под звук барабана дети двигаются по залу маршевым шагом в рассыпную, по сигналу «трубы» нужно построиться: парами, тройками, четверками и Т. Д. .
Песня «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского
Список используемых ресурсов:
https://infourok.ru/prezentaciya-k-lekcii-tyumen-vospevshaya-pobedu-uchastie-tyumenskih-muzikantov-i-poetov-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-3722420.html