Попова Надежда
Проект «Травушкина аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей младшей группы
«Травушкина аптека».
Составила воспитатель Попова Н. А.
МБДОУ «Детский сад №1» с. Ижма
Ижемского района Республики Коми.
Введение:
Место проведения исследования: территория, прилегающая к ДОУ
Сроки выполнения проекта : 1 половина июня (краткосрочный проект)
Цель проекта : знакомство детей с миром целебных растений, сформирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Публикация «Проект „Травушкина аптека“» размещена в разделах
Участники проекта : дети 3-4, родители, педагоги, медсестра.
Задачи:
• Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
• Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Методы исследования:
• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• Наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
На территории всего нашего детского сада в естественных условиях произрастает много лекарственных растений, но мы решили пока познакомить детей с теми растениями, которые непосредственно растут на участке, где гуляет младшая группа (у нас у всех групп свои участки). Тем более в мае заканчивается учебная программа, и с июня месяца мы большее время проводим на улице. Самое время изучить двор детского сада, ведь за год мы ещё подросли и стали ещё любознательней. Целый день слышим: - «А это как цветок называется?»
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Травушкина аптека».
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
1) Детальное обследование территории детского сада, в частности участок именно младшей группы.
2) Составление списка лекарственных растений, которые растут на участке детского сада.
3) Сбор литературы по данной теме.
4) Подборка пособий, иллюстративного материала; подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
5) Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме; художественную и познавательную литературу для чтения детям.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми и родителями, с растущими у нас полезными растениями.
Обеспечение проекта :
1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
2. Материально – техническое: компьютер, фотоаппарат, стенд, экран,
канцелярские принадлежности, аромолампа и масло мяты, аптечные
упаковки с травой ромашки и календулы, компот из шиповника, травы ромашки, одуванчика и календулы, презентации к занятиям, садово – огородный инвентарь, ящики для проращивания семян.
3. Экспериментальная площадка : клумба, уголок природы в групповой
комнате, природный уголок на территории детского сада,
экологическая тропа.
Основной этап.
1 неделя
НОД «Путешествие капельки. Луг»;
Экскурсия по двору детского сада.
Задачи:Расширять и обобщать представления детей об обитателях луга; об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых; названиях луговых цветов. Обучать видеть красоту вокруг, различать строение, форму, цвет, умение рассказать об увиденных растениях.
Игра «Найди такое растение»,
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Игра «Раз, два, три, к ромашке беги…»
Цель: разучивание названия цветов, развивать ловкость.
Аппликация «Цветочная поляна»
Задачи: совершенствовать у детей умение составлять композицию, цветок из двух частей (лепестки и серединка из кружка). Формировать интерес к аппликации, положительные эмоции от работы.
Наблюдения на прогулке. Познакомить с внешним видом подорожника, одуванчика и ромашки; об их лечебных свойствах.
Игра «Подскажи словечко».
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Путешествие в мир лекарственных растений Коми республики»; Задачи: расширить знания детей о лекарственных растениях и их лечебных свойствах.
Наблюдения на прогулке. Задачи: познакомить с внешним видом клевера белого и красного; об их лечебных свойствах.
Игра малой подвижности «Садовник»
Цель: разучить названия цветов, развивать ловкость.
Загадывание загадок. Задачи: развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.
1. Дидактическая игра "Узнай растение" Упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Наблюдения на прогулке.
Задача: познакомить с внешним видом лютика едкого, вероники дубравной; об их лечебных свойствах.
«Правила поведения на природе, в частности, на участке д/сада, во время прогулки»
Задачи: развивать ценностное отношение к природе родного края;
Наблюдения на прогулке. Познакомить с внешним видом манжетки обыкновенной; об их лечебных свойствах.
2 неделя НОД «Путешествие капельки. Луг»(продолжение) Задачи: обучать видеть красоту вокруг, различать строение, форму, цвет, умение рассказать об увиденных растениях.
Экскурсия во двор старших групп – наблюдение за луговой геранью.
Познакомить с внешним видом герани луговой :с лепестками синего цвета; об их лечебных свойствах.
Дидактические игры «Собери цветок»,. Задачи: развивать логическое мышление; закреплять знание комнатных, луговых цветов, найти растение по описанию взрослого или ребенка.
«Опишите, я отгадаю» закреплять представления детей о цветах, учить выделять их главные признаки, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные особенности растений
Наблюдения на прогулке. .
Познакомить с внешним видом Иван - чая; об его лечебных свойствах.
Чтение стихов про цветы. Учить внимательно, слушать стихи, отвечать на вопросы, обогащать речь детей образами
Экскурсия во двор средней группы – наблюдение за шиповником. .
Учить видеть красоту вокруг, различать строение, форму, цвет, умение рассказать об увиденном кустарнике.
Познакомить с внешним видом кустарника шиповника; об его лечебных свойствах.
Рисование «Мой любимый цветок». Задачи: обучать детей создавать объемную аппликацию на листу бумаги из ткани, оформляя ее нетрадиционными методами рисования. Обучать детей красиво выстраивать композицию на листе, развивать воображение, фантазию и мелкую моторику.
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение». Цель: описание растения и узнавание его по описанию.
Наблюдение на прогулке..
Познакомить с внешним видом Пижмы; об её лечебных свойствах.
Викторина «Знатоки лекарственных трав». Задачи: закрепить знания детей о лекарственных растениях нашей республики, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Закрепить знания о луговых цветочках и насекомых.
Посадка рассады календулы на клумбы. Воспитывать трудолюбие, желание посадить своими руками.
Итоговое мероприятие: Викторина «Знатоки лекарственных трав»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Знакомство детей с удивительным миром цветов»
Информация на стенде «О пользе комнатных растений»
Участие в выставке работ «Цветы вокруг нас».
Посадка рассады календулы на клумбы родителями вместе с детьми.
Родительское собрание "Травушкина аптека".
Чтение литературных произведений:
• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
• Чтение А. Ожегова «Тропинка полевая»,
• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
• Н. Павловой «Загадки цветов»,
• А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
• Рассказы о растениях К. Д. Ушинского
• Е. Благинина «Одуванчик».
• А. К. Толстой «Колокольчики».
• М. М. Пришвин «Золотой луг»
• Н. И. Сладков «Хитрый одуванчик»
Ожидаемые результаты:
*Обогатился словарный запас детей.
* Проявился интерес родителей в достижении общей цели в развитии детей.
*У детей появился интерес к окружающему миру, к родной природе.
*Возникло и укрепилось желание у детей проявлять заботу о «зелёных питомцах».
*Был составлен альбом на тему «Травушкина аптека».